Jaga Jazzist: сам себе сюрприз

,

18 August 2017

0

0

Каждая новая пластинка Jaga Jazzist, каждый их концерт — это остросюжетные норвежские горки, которые то стремглав несутся в пропасть, то закручивают мёртвую петлю, всегда оставляя публику в совершенном восторге. Братья Ларс и Мартин Хорнтвиты собрали группу, когда были школьниками, и за считанные годы прославились как пионеры скандинавского ню-джаза.

На сцене и в студии Ларс Хорнтвит играет на тенор-саксофоне, баритон-саксофоне, сопрано-саксофоне, кларнете, бас-кларнете, флейте, гитаре, фортепиано, клавишных, лэп-стил гитаре, не считая программирования и сэмплов. В преддверии хедлайнерского выступления Jaga Jazzist на фестивале Brave! Factory, который пройдёт в Киеве 23–24 августа, он рассказал Comma о прошлом, настоящем и будущем группы.

Так как это ваш первый концерт в Украине, давайте для начала поговорим о ключевых моментах двадцатилетней карьеры Jaga Jazzist. Когда вы начинали, какими были ваши амбиции? У вас вообще был план?

Мы собрали группу, когда мне было 14, так что и речи не было о планах, целях. Но спустя несколько лет мы почувствовали, что делаем нечто перспективное и, в то же время, вызывающее музыкальный интерес у нас самих. Тогда мы захотели поскорее вырваться с концертами за пределы Норвегии и поставили это в приоритет.

Кроме того, хотелось делать музыку, которую ни мы, ни наши слушатели не могли бы отнести к определённому жанру или сказать, что мы украли элементы у того или иного артиста. Мы хотели создавать музыку свежую и полную сюрпризов для нас самих. И это по-прежнему наша задача.

Сложно было вписаться в местную сцену?

Да не особо. Старт получился стремительным: мы перебрались в Осло и нам повезло сыграть в клубе Blå, который с тех пор стал легендарным для всей скандинавской сцены. Там мы встретили много музыкантов и людей из музыкального бизнеса, с которыми работаем до сих пор.

Как международный успех альбома «A Livingroom Hush» изменил вашу жизнь?

Он-то и вывел нас за пределы Норвегии. Мы начали гастролировать по Европе, США, Канаде, Бразилии, Японии, другим экзотическим местам, а теперь добрались и до Украины. А ещё эта пластинка сделала Jaga и её участников популярными на норвежской сцене, где мы с тех пор переиграли со всеми. Много было веселья.

Когда The Mars Volta назвали Jaga Jazzist в числе своих любимых команд и позвали вас выступить на ATP Festival, который они курировали, это выглядело как возможность сочинить что-то вместе. Вы пробовали хотя бы поджемить?

Нет. Они — наши большие поклонники, и это взаимно. Но мы никогда не обсуждали сотрудничество. Может, в будущем? Мы с Омаром дружим, так что это не невозможно.

Состав Jaga Jazzist менялся кучу раз – у этого есть какая-то определённая причина?

Пятеро из нас были в группе с самого начала, ещё трое играют с нами уже 12, 8 и 7 лет, так что всё устоялось. Но многие действительно ушли, потому что нуждались в большей свободе, хотели сосредоточиться на собственных проектах или вообще бросить музыку, стать докторами, учителями. Но случайных людей или плохих музыкантов у нас не было.

После празднования 20-летия Jaga Jazzist выпустили впечатляющий альбом «Starfire». Как по мне, он здорово освежил группу, перезагрузил её. У вас было такое же чувство?

Я счастлив слышать это. Мы чувствовали, что в этом альбоме много новых элементов, и он нас очень изменил. Как я и говорил, меняться – наша цель, так что я рад, что люди это подмечают.

Этим летом вы выпустили новый трек «Prokrastinopel» – похоже, мы на пороге новой главы для группы. Что изменилось для вас со времён «Starfire»? И стоит ли в скором времени ждать альбом?

Мы только начали работать над новыми штуками, и я без понятия, как они зазвучат. Пока мы просто экспериментируем, но этой осенью точно проведём время за сочинением и записью.

Мы хотели создавать музыку свежую и полную сюрпризов для нас самих. И это по-прежнему наша задача

Почти весь этот путь вы прошли с лейблом Ninja Tune. Как бы ты описал ваши отношения и взаимные обязанности?

Мы счастливы быть резидентами такого легендарного лейбла и любим людей, которые там работают. Они лояльны к нам, мы — к ним. Нам повезло, менеджер лейбла — старый прогхед и краутроковый энтузиаст.

Для тех, кто ещё не видел Jaga Jazzist своими глазами: как много пространства на концертах вы оставляете для импровизации?

Больше, чем раньше, на самом деле. Есть соло то тут, то там, и есть спонтанные эксперименты со звучанием. Наша музыка составлена достаточно подробно и насыщенно, но мы всегда стараемся менять её в ходе тура, чтобы она продолжала нас впечатлять.

С самого начала ваша музыка ломала шаблоны. Кажется, сегодня сделать что-то эдакое гораздо сложнее, потому что все уже всё перепробовали. Как считаешь, революции в музыке ещё возможны?

Ну, может не революции. Но посмотри на людей вроде Flying Lotus, Джона Хопкинса или даже Джеймса Блейка. Очень оригинально. Я не думаю, что музыка застряла в клише, и с оптимизмом смотрю в будущее.

Кто ещё из современных артистов тебя впечатляет?

Tame Impala великолепны на сцене и в записи. Ещё Dungen, Elephant 9, Radiohead, Little Dragon, Other Lives, Соланж, Childish Gambino, Gorillaz, Fyfe, Фаррелл, Кимбра, Майкл Киванука… Можно долго перечислять.

Этим летом вы играете в Норвегии особое шоу Пэтом Мэтини (американский джазовый гитарист, обладатель двадцати «Грэмми» – прим.), как группа готовится к этому концерту?

Мы взяли четыре песни Пэта и переаранжировали до неузнаваемости, а он сыграет несколько наших вещей. Здорово же! Он — очень открытый парень и великолепный гитарист, разумеется. Порепетируем вместе пару дней перед шоу. Многое в концепции ещё может поменяться, но в этом и всё веселье.

Как нам подготовиться к выступлению Jaga Jazzist в Киеве, чего ждать?

Мы сыграем песни из двух последних альбомов и, может, парочку старых. У нас очень динамичная программа, сочетающая на 100% продуманную музыку и абсолютную импровизацию. И световое шоу у нас, пожалуй, покрепче, чем у Скриллекса, хаха.

Миксы недели: Forest Swords, Illum Sphere и другие