Через червоточину с Максом Купером

,

05 декабря 2017

711

0

Каждый электронный артист сегодня заботится о визуальном ряде для своих выступлений — обычно это динамичные абстрактные формы, подчёркивающие ритм — но мало кто заморачивается так, как Макс Купер. Доктор наук в области вычислительной биологии, исследователь генетики и законов эволюции, он использует этот опыт в создании шоу Emergence.

Благодаря Британскому совету в Украине, Макс Купер приедет в Киев 8 декабря, чтобы рассказать о своём шоу на музыкальном форуме Selector Pro и вечером сыграть его живьём (билеты в продаже). Редакция Comma связалась с продюсером и разузнала больше о его революционных подходах.

В альбоме «Emergence» 2016 года Макс Купер то складывает мелодии и ритмы в танцевальную музыку, то деконструирует их в буйство звуковых текстур. Чтобы добавить эмоций, он иногда приглашает в студию клавишника Тома Ходжа: «Мы встречаемся, обсуждаем идеи, потом пробуем повеселиться и поджемить. В отличие от меня, Том — настоящий музыкант. Здорово работать таким живым способом и воплощать в музыке человеческую экспрессию. Я-то для самовыражения полагаюсь на машины».

Но одной музыки Куперу мало. «Я всегда любил изобразительное искусство и работаю с видеохудожниками с первого своего релиза, так что расширение визуальной части живых шоу было естественным шагом». За три года учёный/продюсер разработал аудиовизуальный перформанс о развитии Вселенной, в котором использует самые разные научные данные — например, структуру ДНК, молекул, клеток. Что-то он оставляет математически точным, что-то художественно приукрашает.

В итоговом проекте Emergence музыкальные и визуальные элементы разрастаются в комплексные произведения ровно так же, как простые законы природы образуют физическую вселенную. Тем самым Макс Купер размывает грань между, казалось бы, несовместимыми вещами — клубной вечеринкой и уроком биологии.

Emergence — это признание в любви к фундаментальным естественным формам и процессам. Поверхности и волны, порядок и хаос — вместе они образуют сюрреалистические ландшафты, как звуковые, так и образные.

От состояния мира перед Большим взрывом до самого смелого будущего, Макс Купер окунает аудиторию в глубины микро- и макрокосмоса, научных исследований и философских концепций.

Шоу разделено на 25 глав. Весь нарратив и заготовки доступны на специальном сайте. Любимая глава Макса называется «Порядок из хаоса»: «Она отлично отражает идею проекта и в музыке, и в видео, которое создал Maxime Causeret. Всё начинается с записи случайных капель дождя, но потом они медленно смещаются, подчиняются единой сетке, образуют ритм, вокруг которого и разворачивается произведение».

Макс Купер продолжает развивать задумку в мартовском сборнике «Emergence Remixed», майском EP «Chromos» и ноябрьском EP «World Passing By». «Я внедряю новые релизы в канву Emergence и по-прежнему получаю целостную историю. Проект достаточно глобален, чтобы можно было постоянно добавлять контент. Я могу продолжать, пока меня будут захватывать визуальные идеи, связанные с наукой — то есть, ещё достаточно долго».

Структура шоу Emergence:

Акт 1: Фундаментальная природная форма. Ранние главы фокусируются на естественных законах, базовых принципах, которые предшествуют появлению физического мира.

Акт 2: Физическая Вселенная. Из Большого взрыва появляется материя и начинает формироваться знакомый нам мир и его физические законы.

Акт 3: Жизнь. Развитие форм приводит нас к ключевым компонентам жизни — клеткам, первым клеточным организмам и химическим процессам, которые со временем усложняются, адаптируются, образуют растительный и животный мир.

Акт 4: Цивилизация. Эта секция звучит и выглядит более мрачно, олицетворяя сложность человеческой натуры и возможностей психики. К тому же, с развитием цивилизации начинается истощение планетарных ресурсов.

Акт 5: Цифровой век / Будущее. В ходе информационного века человеческие формы переходят в цифровые сущности. Мир окончательно роботизируется. В конечном счёте образуется новая абстрактная форма жизни, вступающая в более гармоничные отношения с природой.

Макс Купер уверяет: чтобы создавать бескомпромиссные аудиовизуальные шоу, достаточно компьютера и пары программ для работы с аудио и видео. «Не особо важно, что это за софт. Ключ — в усидчивости и творческом настрое, а не в конкретных инструментах. К примеру, я использую Ableton и Resolume — обе штуки славные и дружелюбные для пользователя, их можно выучить почти безболезненно».

Правда, сам Купер то и дело ищет новые небывалые технологии для перформансов или даже разрабатывает их вместе с программистами. «Новые инструменты для меня так же важны, как новые звуки. Я всегда в поисках», — говорит он.

В погоне за «обволакивающим звучанием и более глубоким погружением», Макс Купер придумал плагин для Ableton под названием Max for Live, позволяющий перемещать звук в пространстве, а также сетап 4D Sound — систему динамиков, расставленных по всей высоте, длине и ширине помещения, которые создают объёмный звук, движущийся во всех направлениях.

Эти и другие технологии он внедряет в самых разных пространствах — будь то клуб Бергхайн в Берлине, сферический зал Société des Arts Technologiques в Монреале, устланный звуковыми и видеопанелями на 360°, или дом-музей Бурделя в Париже, заставленный столетними скульптурами.

Я могу продолжать этот проект, пока меня будут захватывать визуальные идеи, связанные с наукой — то есть, ещё достаточно долго

Студия Макса Купера

Сотрудничество Макса Купера с Британским музеем в Лондоне вовсе вылилось в отдельный проект по озвучиванию музейного пространства. Продюсер ходил по всем залам со специальными ушными микрофонами, которые улавливали шумы помещений, изучал экспонаты, подбирал к ним записи древних музыкальных произведений — и соединил всё это в миксе.

«У меня вообще набралось 30−40 часов полевых записей с различных путешествий, — говорит он. — Я люблю запечатлевать атмосферы, языки далёких мест, а потом очень тихо внедрять в свои треки, добавлять тонкий слой. Но любимые записи — до сих пор те, которые я сделал в Британском музее. Такие сложные и красивые ландшафты».

Среди мировых электронщиков, которые тоже ломают границы восприятия своими лайв-шоу, Макс Купер особо восхищается такими артистами, как Ryoji Ikeda, Nils Frahm, Rob Clouth, Rival Consoles, Ryoichi Kurokawa, Clark, Nosaj Thing. При этом он положительно отзывается даже о массовой транс-музыке — когда волна EDM захлестнула Штаты, Купер написал заметку для журнала NME, в которой объяснил, что этот хайп привлечёт больше людей к электронной музыке в целом. Сегодня продюсер по-прежнему настаивает на этом.

Напоследок остаётся вопрос: как будут выглядеть живые шоу через десять лет? У Макса Купера есть представление и на этот счёт. Перформансом будущего он называет «Aether», свой проект с Architecture Social Club — трёхмерную решётку, преобразующую звук в потоки и вспышки света. Но Купер, конечно, лукавит: с таким подходом к музыке, видео-арту, технологиям и науке, через десять лет всё будет ещё увлекательнее.

  Подписывайтесь на наш канал в Telegram.
Ольга Бекенштейн и джаз без правил