Open’er 2017: жизнь после безвиза

,

13 июля 2017

2578

0

11 июня произошло историческое для Украины событие — вместо двух очередей теперь нужно стоять только в одной. В очереди на границе. О визовых центрах наконец-то можно забыть, как о сплит-концерте Олега Винника, «ТІК» и Оксаны Билозир. В общем, большинство кошмаров позади.

Введение «безвиза» порвало кайданы не только туристам, которые любят топтать свои дырявые кеды по Монмартру, но и фестивальщикам — можно спонтанно уехать дальше Родатичей.

Проверить, всё ли работает на практике, многие решили на Open'er Festival. Повод тоже нашёлся —ближайшее к Украине выступление Radiohead перед очередным затяжным перерывом. Для справки: это всего лишь третий концерт Тома Йорка и компании в Польше. Первый был 23 года назад в Сопоте, второй — 8 лет назад в Познани.

На четыре дня территория военного аэропорта в Гдыне превратилась в стихийную агломерацию-диаспору. Украинская и русская речи здесь звучали чаще, чем какая-либо ещё. Было легче найти соседа по Кирилловской улице или уроженца Черновцов, чем немца, британца или поляка. Вспомните хоть один заграничный фест, где такое происходило? Вот и я не могу.

Убийственный слэм на Foo Fighters, Royal Blood и Prophets Of Rage. «Jump, jump, jump!» на Маке Миллере и The Weeknd. Электронный отвал башки на Kiasmos и Николасе Джааре. Агрессивные и угрюмые танцы на Warpaint, абсолютно беззаботные — на Lorde и Moderat. Чилл на Кевине Морби и JMSN. Лютый польский кач от Тако Хемингуэя. Тотальное оцепенение на Radiohead. Всё это стоило того, чтобы быть здесь.

Все фразы оппонентов «безвиз не нужен», «что нам делать в той Европе» и «где вы будете брать деньги на поездку, там же дорого» теряют вес, когда видишь, как в дождевиках по бугристой и скользкой земле гуляют счастливые киевляне, львовяне, одесситы, криворожане, херсонцы, днепряне и запорожцы, которые забиваются встретиться у тотема после концерта.

Это можно объяснить только одним — силой музыки. Она толкает на поступки, ломает барьеры как внешние, так и внутренние, вроде интровертности, боязни незнания языка, другой страны и так далее. Когда издания пишут, что музыкант влиятельный, стоит учитывать не только социально-политическую составляющую.

Том Йорк и Дэйв Грол об этом не знают, но именно они заставили несколько десятков украинцев поднять задницы и совершить свой первый забугорный трип на, возможно, первый в жизни фестиваль. Учитывая открывающиеся возможности, таких случаев с каждым годом будет всё больше, как и радостных постов в Facebook после. Безвизовый режим — один из источников, который эту силу питает.

Ещё одна причина, по которой фестивальщикам нужен безвизовый режим и по которой его нужно использовать по-максимуму — мы должны показать себя. Что мы существуем, что с нами стоит считаться не только на уровне «а, Украина, что-то там слышал, стреляют». Такие вещи работают лучше, чем переговоры в брючных костюмах за круглым столом.

Вот вам пример. Стою со своими земляками перед Radiohead, показываю фотографии c хорватского фестиваля INmusic, вдруг ко мне обращается на английском парень: «О, ты тоже там был?» Так и начался разговор. Его звали Уилл, он из Британии и приехал послушать Тома Йорка, потому что у него дома на Glastonbury или TRNSMT в Шотландии — дорого. Мы болтаем о музыке, обсуждаем выступления первого дня, кто какие концерты видел. Я упоминаю, что застал Royal Blood три года назад на Open'er, когда они собирали 200 человек в тесном тенте. Он ответил: «О, круто!», но в глазах читалось удивление: «Этот чувак знает, кто такие Royal Blood, видел их чёрт знает когда и он из какой-то Украины. Охуеть».

Было легче найти соседа по Кирилловской улице или уроженца Черновцов, чем немца, британца или поляка. Вспомните хоть один заграничный фест, где такое происходило

Молодым иностранцам сначала сложно поверить, что у нас здесь жизнь не теплится, а по-страшному кипит и горит. Это ввело в замешательство и мою новую знакомую Мию. Я ей сказал, что у нас будут выступать Kasabian, Foals, Editors и alt-J. Все одним летом, с разницей в две-три недели. Она ответила, что мы невероятно везучие люди, а потом показала листовку с анонсами концертов Райана Адамса, The Kills, Warpaint и Sigur Ros в её родном Загребе. Я чуть расстроился от такого разнообразия, но утешил себя тем, что мы к этому медленно, но верно идём.

Единственный барьер, который остался — материальный. Да, не у всех есть возможность выезжать даже в Польшу. Но, как говорится, есть цель — не вижу препятствий. Некоторые поляки считают Open'er необоснованно дорогим. Но если мы нашли три с половиной тысячи на билет, вряд ли у наших фестивальщиков будут какие-то проблемы с этим в будущем. Не забывайте о силе музыки.

 

telegram_logo_bg

Подписывайтесь на
наш канал в Telegram.

Morphom: звучание нашего времени