11 июня произошло историческое для Украины событие — вместо двух очередей теперь нужно стоять только в одной. В очереди на границе. О визовых центрах наконец-то можно забыть, как о сплит-концерте Олега Винника, «ТІК» и Оксаны Билозир. В общем, большинство кошмаров позади.
Введение «безвиза» порвало кайданы не только туристам, которые любят топтать свои дырявые кеды по Монмартру, но и фестивальщикам — можно спонтанно уехать дальше Родатичей.
Введение «безвиза» порвало кайданы не только туристам, которые любят топтать свои дырявые кеды по Монмартру, но и фестивальщикам — можно спонтанно уехать дальше Родатичей.
Проверить, всё ли работает на практике, многие решили на Open’er Festival. Повод тоже нашёлся —ближайшее к Украине выступление Radiohead перед очередным затяжным перерывом. Для справки: это всего лишь третий концерт Тома Йорка и компании в Польше. Первый был 23 года назад в Сопоте, второй — 8 лет назад в Познани.
На четыре дня территория военного аэропорта в Гдыне превратилась в стихийную агломерацию-диаспору. Украинская и русская речи здесь звучали чаще, чем какая-либо ещё. Было легче найти соседа по Кирилловской улице или уроженца Черновцов, чем немца, британца или поляка. Вспомните хоть один заграничный фест, где такое происходило? Вот и я не могу.
Play Video
Убийственный слэм на Foo Fighters, Royal Blood и Prophets Of Rage. «Jump, jump, jump!» на Маке Миллере и The Weeknd. Электронный отвал башки на Kiasmos и Николасе Джааре. Агрессивные и угрюмые танцы на Warpaint, абсолютно беззаботные — на Lorde и Moderat. Чилл на Кевине Морби и JMSN. Лютый польский кач от Тако Хемингуэя. Тотальное оцепенение на Radiohead. Всё это стоило того, чтобы быть здесь.
Все фразы оппонентов «безвиз не нужен», «что нам делать в той Европе» и «где вы будете брать деньги на поездку, там же дорого» теряют вес, когда видишь, как в дождевиках по бугристой и скользкой земле гуляют счастливые киевляне, львовяне, одесситы, криворожане, херсонцы, днепряне и запорожцы, которые забиваются встретиться у тотема после концерта.
Это можно объяснить только одним — силой музыки. Она толкает на поступки, ломает барьеры как внешние, так и внутренние, вроде интровертности, боязни незнания языка, другой страны и так далее. Когда издания пишут, что музыкант влиятельный, стоит учитывать не только социально-политическую составляющую.
Том Йорк и Дэйв Грол об этом не знают, но именно они заставили несколько десятков украинцев поднять задницы и совершить свой первый забугорный трип на, возможно, первый в жизни фестиваль. Учитывая открывающиеся возможности, таких случаев с каждым годом будет всё больше, как и радостных постов в Facebook после. Безвизовый режим — один из источников, который эту силу питает.
Ещё одна причина, по которой фестивальщикам нужен безвизовый режим и по которой его нужно использовать по-максимуму — мы должны показать себя. Что мы существуем, что с нами стоит считаться не только на уровне «а, Украина, что-то там слышал, стреляют». Такие вещи работают лучше, чем переговоры в брючных костюмах за круглым столом.
Вот вам пример. Стою со своими земляками перед Radiohead, показываю фотографии c хорватского фестиваля INmusic, вдруг ко мне обращается на английском парень: «О, ты тоже там был?» Так и начался разговор. Его звали Уилл, он из Британии и приехал послушать Тома Йорка, потому что у него дома на Glastonbury или TRNSMT в Шотландии — дорого. Мы болтаем о музыке, обсуждаем выступления первого дня, кто какие концерты видел. Я упоминаю, что застал Royal Blood три года назад на Open’er, когда они собирали 200 человек в тесном тенте. Он ответил: «О, круто!», но в глазах читалось удивление: «Этот чувак знает, кто такие Royal Blood, видел их чёрт знает когда и он из какой-то Украины. Охуеть».
Было легче найти соседа по Кирилловской улице или уроженца Черновцов, чем немца, британца или поляка. Вспомните хоть один заграничный фест, где такое происходило
Play Video
Молодым иностранцам сначала сложно поверить, что у нас здесь жизнь не теплится, а по-страшному кипит и горит. Это ввело в замешательство и мою новую знакомую Мию. Я ей сказал, что у нас будут выступать Kasabian, Foals, Editors и alt-J. Все одним летом, с разницей в две-три недели. Она ответила, что мы невероятно везучие люди, а потом показала листовку с анонсами концертов Райана Адамса, The Kills, Warpaint и Sigur Ros в её родном Загребе. Я чуть расстроился от такого разнообразия, но утешил себя тем, что мы к этому медленно, но верно идём.
Единственный барьер, который остался — материальный. Да, не у всех есть возможность выезжать даже в Польшу. Но, как говорится, есть цель — не вижу препятствий. Некоторые поляки считают Open’er необоснованно дорогим. Но если мы нашли три с половиной тысячи на билет, вряд ли у наших фестивальщиков будут какие-то проблемы с этим в будущем. Не забывайте о силе музыки.
Подписывайтесь на
наш канал в Telegram.