Как написать хит: 12 правил Макса Мартина

,

01 March 2017

47032

0

Самым талантливым авторам песен удаётся держаться на вершине музыкальной индустрии шесть-семь лет. Затем они исписываются, их смещают новые таланты. 45-летний Макс Мартин на вершине вот уже 20 лет. Вы можете не знать его в лицо, но точно слышали его песни. Он писал для Тэйлор Свифт, Кэти Перри, The Weeknd, Адель и других. К моменту публикации этой статьи 58 его песен попадали в горячую десятку США, 22 песни её возглавляли. За всю историю круче в этом плане были только The Beatles.

Пару лет назад журналист The New Yorker Джон Сибрук выпустил нашумевшую книгу «The Song Machine» об эволюции поп-музыки. Серый кардинал из Швеции Макс Мартин стал главным героем книги, но Сибрук так и не добился интервью с ним. А журналист шведского журнала Di Weekend добился. Из первого за 16 лет разговора сонграйтера с прессой мы узнали об основных пунктах его методички.

Золотого правила не существует

«Поп-песня великолепна тогда, когда ты чувствуешь её. Ты можешь услышать песню, которая будет технически совершенной, написанной по всем канонам. Но чтобы почувствовать её, нужно что-то другое. Для меня важно, чтобы песню запомнили после первого-второго прослушивания, чтобы что-то ёкнуло внутри: “Мне нужно услышать её снова”. Это фундамент. Что-то, что ты захочешь услышать ещё раз. И ещё раз».

Но секреты всё-таки есть: нужно больше хуков

«Когда ты слушаешь песню четыре-пять раз, ты должен каждый раз находить в ней что-то новое. Нужно, чтобы у тебя было больше одного любимого места в песне. Сперва тебе может понравиться припев. Потом, когда ты от него подустанешь, тебя зацепит бридж… Дагге (Денниз Поп, сооснователь студии Cheiron, где начинал Мартин – прим.ред.) всегда говорил: “Ты должен узнавать песню с первой секунды”. Этот образ мышления он почерпнул из диджейского опыта. Чтобы удержать людей на танцполе, когда ты переключаешь треки, нельзя оставлять людей в догадках. Они должны сразу знать, что к ним приближается».

Не перегружайте песню информацией

«В звучании не должно быть слишком много информации. Я много работаю над тем, чтобы сделать его настолько чистым и отчётливым, насколько возможно. Нельзя добавлять много элементов одновременно. Только по очереди. Как в фильме. Ты не можешь представить десять персонажей в первой сцене. Ты хочешь познакомиться с одним из них, прежде чем перейти к следующему».

Секрет мелодии №1

Развивайте мелодию и меняйте припевы

«Важна драматургия мелодии. Она не должна повторяться. Я люблю, когда песня — как путешествие, развивается, разрастается в процессе. По пути ты добавляешь элементы, благодаря которым слушатель не заскучает. А в конце — эйфория. Это работает со всеми песнями. Если послушать первый, второй и третий припев, они не звучат одинаково. Мелодия та же и всё такое, но энергия меняется. Вся суть — в удержании внимания слушателя».

Секрет мелодии №2

Чередуйте ритмичные и протяжные фрагменты

«У меня есть много теорий [о построении вокальной мелодии]. Если в куплете много ритма, ты соединяешь его с чем-то, в чём ритма нет — с протяжными нотами, с чем-то, что не срывается с места в момент. Нет единой формулы, самое важное — по-прежнему ощущение. Но когда у тебя ступор, такие теории помогают. “Что-то в голову ничего не приходит, что мы можем сделать?” — вот тут ты и применяешь их как инструмент. “Shake It Off” Тэйлор Свифт — хороший пример. После куплета нужно несколько нот подлиннее, иначе с информацией будет перебор. Сладкое с солёным — такое описание может быть понятнее. Нужен баланс, постоянно. Если куплет неряшливый, нужна более стройная часть после. Нужны перемены. “Shake It Off” — хороший пример, там математика драмы вполне ясна».

Секрет мелодии №3

Тема припева может подойти и для куплета

«Если аккорды часто сменяются в ходе песни, лучше оставаться внутри той же мелодической структуры. Опять же, всё дело в балансе. Есть ещё теория, что можно петь мелодию припева в куплете. Возьмём, к примеру, “I Wanna Be Your Lover” Принса. Куплет и припев песни совершенно одинаковы. Но как слушатель, ты не замечаешь этого, ведь энергия припева совсем другая по сравнению с куплетом. Когда наступает припев, ты чувствуешь, будто уже слышал его раньше — и ты действительно слышал! В куплете. Это автоматически создаёт ощущение чего-то знакомого и родного. Принс часто применял это. “Let’s Go Crazy”, то же самое. Я тоже несколько раз использовал этот трюк. Скажем, в песне Робин “Do You Know (What It Takes)”».

Делайте акцент на голосе

«Вокал — моя главная забота. Как продюсер, я всегда присутствую на записи вокала. Некоторые продюсеры позволяют техникам рулить процессом, пока сами чиллят на диване. Но я хочу точно знать, что происходит, иметь возможность всё перезаписать. В пении большое значение имеет психология. Если у артиста не лучший день или ему скучно, я становлюсь его коучем, стараюсь вытянуть лучшее».

Помните о языке тела

«Когда я ставлю кому-то песню и спрашиваю “ну как тебе?”, мне не так важно, что человек скажет в ответ. Прежде всего, я обращаю внимание на то, как он себя ведёт, на язык тела. Люди, которые быстро отвлекаются, выдают себя. Если они начинают рыться в телефоне ко второму куплету, значит, что-то в песне сработало недостаточно хорошо».

Не избегайте работы в команде

«Когда ты в деле так долго, важно не разучиться ловить кайф. Поначалу кажется важным кому-то что-то доказать. Мол, я им покажу, смотрите на меня. Но что заводит меня сегодня — это делать классные вещи и получать удовольствие. Я осознал, что веселее работать в компании, а не в одиночку. Окружать себя классными людьми. Играть в футбол тоже веселее в команде».

Слушайте джаз

«У меня небольшая профдеформация: всегда стараюсь узнать, что нового вышло. И что самого нового из нового. А ещё я начал слушать джаз. Много. Я не понимаю джаз и в этом чувствую свободу. Музыка остаётся музыкой. Я просто слушаю её вместо того, чтобы думать, какую бас-бочку они использовали».

Помните об эволюции общества

«Всё меняется. Мы только выбрались из болота EDM. Не то чтобы это был плохой жанр, из него вышли хорошие песни, но было время, когда всё должно было звучать в темпе 128 ударов в минуту и ориентироваться на диджеев. Сейчас в топ-40 песен нет трендов, и это мне по душе. Хитом может стать песня, просто спетая под фортепиано, да что угодно. Но недавно я пересмотрел один старый фильм и почувствовал его темп. Всё было медленным. Они показывали путь в аэропорт. Сегодня это больше похоже на “Бум!” — и ты в аэропорте. То же происходит с поп-музыкой. Она следует за эволюцией общества в целом. Всё движется быстрее. Вступления становятся короче».

Старайтесь делать песни, которые что-то значат

«Когда поп-культура может влиять на вещи, когда песня становится чем-то большим, чем просто песня, это лучшее, что может случиться. Я видел видео, в котором дети и работники онкологической больницы пели “Roar” (хит Кэти Перри – прим. ред.). Для меня это напоминание. Я часто преуменьшаю значение того, что делаю, чтобы держать эго в узде. Думаю: “Какой хернёй я занят весь день, пока другие борются за равенство, Сирию, побеждают рак”. А потом что-то такое случается: песня выбирается из студии и начинает что-то значить для людей. Я не каждый раз горжусь песней, но в случае с “Roar” — да».

  Подписывайтесь на наш канал в Telegram.
В шаге от «Евровидения»: финалисты нацотбора говорят о себе и конкурентах