Рус Укр
«Майдан» Сергея Лозницы: искаженная история протеста
«Майдан» Сергея Лозницы: искаженная история протеста

Все начинается с общего плана, выхваченного из толпы на Майдане: несколько сотен человек поют Гимн на очередном воскресном вече. В кадре простые зрелые люди. Они и есть главный персонаж фильма. Так надо для художественной ценности картины.

Сергей Лозница — убежденный формалист. Он придумал правила игры, следует им и навязывает их: продолжительные и стационарные общие планы, броуновское движение людей перед камерой. Будто поставить web-камеру в муравейнике. Меняются только декорации: КГГА, Дом профсоюзов, Крещатик, кухня и так далее. Снующие туда-сюда люди — как бы они ни пели Гимн и не фасовали бутерброды — очень скоро начинают казаться безликими и, по большому счету, бездействующими. Перед нами лишь непрерывное абстрактное бытие без начала и конца, без стремлений и почти без эмоций, и от этого начинает немного укачивать. Момент развития событий оттягивается, чтобы зритель вовсе перестал о нем думать. Так надо для художественной ценности картины.

Все сумбурно, случайно, подслушано, подсмотрено, при этом подано по-мастерски монолитно

У политиков в фильме тоже нет лиц. Мы слышим и узнаем их выступления, но ни одного из них камера, к счастью, не показывает, но исключение почему-то дважды сделали для Яценюка. Иногда в фильм врезаются стихи, декламируемые со сцены. Иногда врезается музыка — рождественская песня детского хора, украинская адаптация «Bella Chao» в динамиках, даже «Океан Ельзи» где-то за кадром (неочевидная «911»). Основным саундтреком становится фоновый шум человеческой массы. Звуки и поэзия не подбирались преднамеренно — все сумбурно, случайно, подслушано, подсмотрено, при этом подано по-мастерски монолитно. Так надо для… ну, вы поняли.

Вот только сюжет здесь выдуман автором. Как бы между делом важные моменты умалчиваются, как бы случайно очередность событий представлена неоднозначно, сбивая с толку неподготовленного зрителя. Может, так надо для художественной ценности картины, но это делает фильм несовместимым с реальной историей.

В промежуточных титрах говорится, что десятки тысяч людей возмущенно вышли на Майдан с длительным протестом из-за неподписания соглашения об ассоциации с Евросоюзом. Ни слова о кровавом разгоне в ночь на 30 ноября 2013 и о том, что народ жаждал справедливости, а ЕС быстро перестал быть первостепенной задачей. Наоборот, даже когда камера просто установлена посреди Майдана и звучит речь со сцены, мы слышим вырванную из контекста риторику про евроинтеграцию, ни слова о зверствах.

Ночной штурм 11 декабря упомянут максимально вскользь, а события на Грушевского начинаются неожиданно и беспричинно — просто камера вдруг снимает ряд машин скорой помощи, просто люди вдруг устраивают погром и бросают коктейли Молотова в непонятном направлении. Позже мы видим редкую оборонительную линию внутренних войск, прикрывающуюся щитами. Об агрессии с той стороны свидетельствует лишь мимолетная фраза «по журналистам стреляют, суки» (кто стреляет — опять же, неясно). «Беркут» и вовсе появляется в фильме лишь пару раз — их мало и они здесь практически жертвы. От игнорирования фактов фильм переходит к вызывающей сюжетной канве: первый выстрел производится в ногу одному из бойцов «Беркута» на крыше у Верховной Рады. Только потом мы видим побоище на Институтской, как ответную реакцию. Только в этой сцене впервые говорится об огнестрельном оружии у представителей власти.

При этом кульминация фильма — панихида на Майдане по погибшим на Институтской — несмотря ни на что, пробирает. И после мешанины случайных саундтреков — финальный, полный скорби акцент на самой важной песне зимних событий.

Как будто не было избиения студентов. Как будто не было Небесной Сотни. Как будто просто потолкались на людной площади, побросались зажигательной смесью, поумирали. Так надо для художественной ценности картины?




Европейский зритель не предупрежден, что это не документалистика, что фильм основан на реальных событиях, но не отображает их

«Я сознательно избегал кадров с потерпевшими, — объясняет Лозница. — Иначе вы перестаете смотреть фильм, перестаете думать о художественном. Я старался быть на дистанции, гасить эмоции. Поэтому общие планы. И только один момент, когда я могу позволить себе поплакать». Говоря проще «я — художник, я так вижу». Здесь все подчинено художнику, его воле и замыслу. Картина — именно то слово. Это не попытка разобраться в том, что произошло, а анимированное полотно на тему. На контрасте с медийной истерикой, такой подход понятен.

«Это картина, прежде всего. Не отчет, не хроника, не историческая работа, где вы можете предъявлять такую претензию. Это не объективная работа. Это взгляд одного автора, не исключающий наличие других взглядов». Но там, где личный взгляд переходит в форму искусства, рождаются манипуляции. Европейский зритель не предупрежден, что это не документалистика. Что фильм основан на реальных событиях, но не отображает их. И если фестивальная публика, изощренная и яйцеголовая, еще зацепится за художественную подачу, то массам будут важны факты.

«У Эйзенштейна в фильме «Октябрь» вообще почти все неправда», — продолжает Лозница, сравнивая свою работу с игровым фильмом. Вот только в игровых фильмах актеры получают гонорары, а не пули. По большому счету, проблема сводится к одному единственному вопросу: насколько гуманным является жанр художественного фильма, составленного из документальных кадров? А заодно — насколько гуманно на премьере такого фильма устраивать фуршет с белыми скатертями и бокалами шампанского для дорогих господ (не обошлось, кстати, без драки в фойе, что тоже по-своему художественно и символично).

Украина заслуживает, чтобы мир, в первую очередь, осознал реальные события

Сергей Лозница — интересный режиссер со своими творческими поисками. «Майдан» — недокументальный фильм со своим духом, который, возможно, имеет право на успех. Но он ввязался в грандиозную историю показа на фестивалях по всему миру (Канны, Карловы Вары, Иерусалим, Новая Зеландия, Мельбурн, Сидней, Батуми, Хельсинки, Лондон, Торонто, Монреаль и еще около 20 подтвержденных локаций, а также дистрибьюторы в таких странах, как Франция, Нидерланды, Польша, Португалия, США, бывшие республики Югославии и предложения продолжают поступать), а Украина заслуживает, чтобы мир, в первую очередь, осознал реальные события. Как это показано в прошлогоднем фильме «Майдан» о протестах в Египте. Как это показано в короткометражках «Вавилон’13». Можете считать меня необразованным маргиналом, но, на мой взгляд, правда важнее бокалов с шампанским.

оценка
3/10
В тему
«Пісня пісень»: кіно, в яке хочеться вірити
1
8262
Кино
«Пісня пісень»: кіно, в яке хочеться вірити
«Безумный Макс. Дорога ярости»: кровью и потом
0
11064
Кино
«Безумный Макс. Дорога ярости»: кровью и потом
«Незламна» Сергія Мокрицького: «Простих кадрів не існує»
2
18579
Кино
«Незламна» Сергія Мокрицького: «Простих кадрів не існує»
«Жива ватра»: Україна поза війною
1
15252
Кино
«Жива ватра»: Україна поза війною
Всего 14 коментариев Написать комментарий
Татьяна Бевз
-1
Татьяна Бевз
19 Февраля в 15:36 2016
Не понравился фильм. даже сердце заболело. Без души сделан. Самые сильные, яркие события стерлись, затерялись, Пусть будет другой фильм, чтоб "на разрыв. на нерве" на правде!!! Сколько было эпизодов, примеров героизма, стойкости, человечности, вызывающие гордость, сострадание, слезы и восторг. Тома написать можно! Плохо! Обидно! Жаль! Слава Україні! І героям її слава навіки!
Татьяна Бевз
-1
Татьяна Бевз
19 Февраля в 15:24 2016
Не понравился фильм. Ничего больше сказать не могу... без души сделан - самые сильные, яркие моменты, да и целые события остались за камерой. Жаль, очень, даже сердце заболело. ждем другой фильм и пусть он будет!
Ukrop Ukropfromkiev
0
Ukrop Ukropfromkiev
13 Февраля в 22:24 2016
Сергей Кейн, Ваша рецензия на этот фильм полностью совпадает с моими мыслями после просмотра. Фильм не понравился
Ukrop Ukropfromkiev
0
Ukrop Ukropfromkiev
13 Февраля в 22:07 2016
100% прав автор статьи. Спасибо Сергей за адекватную оценку.
Ukrop Ukropfromkiev
0
Ukrop Ukropfromkiev
13 Февраля в 22:01 2016
100%
Сергей Горелов
0
Сергей Горелов
13 Января в 16:31 2016
критиковать всегда легче.и что такое правда о майдане.только время все расставит на свои места.а правда она у каждого своя.
Сергей Горелов
0
Сергей Горелов
13 Января в 16:29 2016
критиковать всегда легче чем создавать
Dima Kovalenkov
0
Dima Kovalenkov
28 Ноября в 12:12 2014
самый популярный комментарий о фильме, от несмотревшего сам фильм
Юра Остап
0
Юра Остап
21 Ноября в 15:06 2014
Кароче Путін Хуйло
Мари Морозова
3
Мари Морозова
8 Сентября в 00:10 2014
Не хочется быть этаким говнокритиком, тем более что я сама сняла короткометражку о майдане. Однако, я дико извиняюсь, но если "гасить эмоции", то… зачем собственно снимать кино? как по мне фильм должен вызывать эмоции, наталкивать на мысли. Иначе - какое же это художественное произведение, если зритель ничего не почувствует? мы сами видели эти общие планы 3 месяца там, каждый день. как насчет чего-то поглубже?
Мари Морозова
0
Мари Морозова
8 Сентября в 00:13 2014
на всякий случай, "говнокритик" это я о злобе вообще. К автору данной статьи это никак не относиться)
Sasha Kovalchuk
3
Sasha Kovalchuk
1 Августа в 01:13 2014
Повністю згоден з ідеєю про недопустимість суб'єктивної думки в такого типу жанрі. Тим паче, Європа достатньо демократична, щоб самій робити висновки після перегляду. В даному фільмі якийсь однозначний (а особливо реальний) висновок зробити дуже складно.

Як взагалі можна знімати фільм про події, дивлячись на які онлайн через телевізор не можливо стримати сльози, не передавши всієї глибини? Так потрібно для "художньої цінності"? А можливо цінність таких картин має полягати у показі встановлення справедливості, відродження духу народу, волі?

Дякую,Сергій, за адекватну оцінку картини
Victoria  Kaysen
4
Victoria Kaysen
31 Июля в 14:56 2014
К сожалению, в современном украинском кино везде преобладает тенденция к угнетающим и даже маргинальным ракурсам(
Kseniia Belchyna
6
Kseniia Belchyna
31 Июля в 14:48 2014
не смотрела, теперь, наверное, и не буду..
если все так, как написано в рецензии, тогда честнее было бы нанять актеров, снять фильм, предупредить что он основан на реальных событиях, но является лишь полотном (иль картиной) автора.. нельзя брать документальные кадры и "творить" свою правду прячась за словом Творчество.. понимаю, что правда в нашем случае может быть субьективной, мотивы, помысли тоже, но прошлое, последовательность событий и реакцию на них изменить не получится... этак и Гитлера можно показать монтируя и лепя кадры лишь как "борца за права немцов, которых притесняли евреи"..