Новые альбомы: The xx, Bonobo, «Ла-Ла Лэнд»

,

23 January 2017

2345

0

От тёмных комнатушек до вечеринки дома у Майли Сайрус. От стробоскопов ночного Бруклина до палящего солнца Марокко. От хлёсткого поп-джаза до почти диснеевских баллад. Публикуем обзор свежих интересных пластинок. Как всегда при поддержке Vinyla Shop.

The xx «I See You»
Young Turks

Однажды трое ранимых друзей выбрались из комнатушек, чтобы неловким шёпотом поделиться тревогами, знакомыми каждому юному сердцу — так в 20 лет они стали героями поколения, их дебютник получил Mercury Prize, но поиск уверенности в себе только начинался. Восемь лет спустя, к третьему лонгплею «I See You», ребят не узнать — они танцуют и заводят публику на главных фестивальных сценах от Калифорнии до Дорсета, поют для Мадонны на Манхеттене, тусуются в Лос-Анджелесе на Дне рождения Майли Сайрус с последующим «а поедемте все к нам». Сидение на подоконнике, обхватив ноги руками, осталось в туманном прошлом.

Jamie xx, самый робкий участник, с выходом собственной пластинки «In Colour» превратился в поп-звезду. Обретённая раскованность отразилась и на звучании группы — с самого начала альбома («Dangerous») фанковые фанфары дают понять, что как раньше уже не будет. Подобно сольнику Джейми, здесь хватает затейливо вшитых семплов — от неузнаваемого лоскута из хита 80-х группы Hall & Oates («On Hold») до саундтрека к «Молодости» Соррентино («Lips»). Но всё же это не продолжение самостоятельной карьеры электронщика — остальные участники тоже прошли свой путь к раскованности: Оливер поборол алкозависимость (о былом страдании от гедонизма он поёт в «A Violent Noise»), а Роми прокачала сочинительские способности, анонимно сочиняя хиты для поп-звёзд в паре с Райаном Теддером из OneRepublic, попутно ещё и распелась как никогда. От стиля первых альбомов остались лишь редкие маячки вроде гитарных партий Роми («Performance»).

Если раньше «иксы» делились чувствами так, будто их никто не слушает, то в «I See You» они понимают: их слушают все. Тут уж не до застенчивости. Став профессионалами, Джейми, Роми и Оливер сохранили главное: способность слышать себя и друг друга помогает им извлекать чувства в песнях, а скромность позволяет достигать сдержанного, интеллигентного звучания, даже когда доходит до фанфар и танцевальных мотивов — звучания, которому нужно время, чтобы раскрыться. Это сочетание и делает The xx особенной группой.

оценка

7/10

Bonobo «Migration»
Ninja Tune

У Саймона Грина талант. Он может собрать пёстрый набор музыкальных элементов и тембров — эйфорические струнные, безмятежную арфу, брейкбитовые барабанные лупы, органические звучки, несколько джазовых аккордов на фортепиано, семпл из R&B хита 94-го года («Kerala» с вставкой из «Baby» Брэнди), марокканские мотивы («Bambro Koyo Ganda» при участии Innov Gnawa), вибрации бруклинских клубов («Outlier») — и заставить их звучать целостно, благозвучно и… пресно.

Когда твоя безмятежная музыка уже стала лекалом в жанрах downtempo и easy listening, пора бы подумать о чём-то новом. Альбом «Migration» растянут больше, чем на час, однако ему, как и прежним работам Bonobo, не хватает импульсивности. Такую музыку удобно слушать, она наполняет комнату воздухом, но при этом на неё не приходится особо отвлекаться. Вот только творчества в этом меньше, чем могло бы быть. Конфликты и вспышки возникают лишь изредка — в кульминации «Outlier» или «No Reason», совместного трека с Ником Мёрфи, хотя здесь, возможно, заслуга второго. С другой стороны, если позволить Грину оставаться специалистом по звуковому дизайну и декору помещений, то стоит признать, что пластинка «Migration» — его самая искусная работа.

оценка

6/10

«La La Land» OST
Interscope Records

Однажды в общаге Гарварда двое соседей по комнате, игравших вместе в группе, задумали мюзикл о любви к джазу, городу и мечте. Один из них, Дэмиен Шазелл, в итоге стал режиссёром. Второй, Джастин Гурвиц, ушёл в академическую музыку. Но идея продолжала донимать их по ночам. Так начался «Ла-Ла Лэнд», который спустя полтора десятка лет принёс обоим по «Золотому Глобусу» и почти наверняка принесёт пару-тройку «Оскаров». О ретроградном отношении Шазелла к джазу сказано достаточно — когда персонаж Райана Гослинга говорит, что джаз умирает, остаётся только фыркнуть и поставить ему Роберта Гласпера, Эсперансу Сполдинг, Камаси Вашингтона. Если же отбросить продиктованное конъюнктурой пуританство режиссёра, а говорить только о саундтреке, который сочинил Гурвиц, открывается дивный мир.

В этих песнях композитор неожиданно мастеровито сочетает кураж классики Бродвея, стиль бибопа в духе Бада Пауэлла, галантность свинга молодого Синатры, наивность баллад диснеевских принцесс и глянцевый блеск поп-музыки. Хрупкая «City of Stars» западает в сердце с первого прослушивания — мало того, что мелодика практически обязывает, так ещё и исполнение Гослинга и Стоун, не профессиональных вокалистов, делает её близкой и понятной. На контрасте «Start a Fire» с вокалом Джона Ледженда выплёскивает сатиру на современный нео-соул, с нарочито шаблонным текстом, насмешливыми синтезаторами и духовыми, заигрывающими с опостылевшим хитом «Uptown Funk». Чем дальше, тем больше песни взаимодействуют, переливаются и в эпилоге сплетаются воедино.

Если отключить картинку, здешние аранжировки не потеряют в помпезности и красочности. Пусть приторно, пусть отполировано — таков почере Голливуда со времён Бернстайна, Гершвина и Голдсмита. И Гурвиц не паразитирует на этом стиле, а признаётся ему в любви. Поп-музыка давно не звучала так хлёстко и, вместе с тем, невинно.

оценка

10/10

Случайные факты:

  • В песне The xx «Say Something Loving» на барабанах играет участница Warpaint Стелла Мозгава.
  • Bonobo после работы с группой Rhye над треком «Break Apart» подумывает спродюсировать ребятам альбом.
  • У Райана Гослинга есть своя группа Dead Man’s Bones, с которой в 2009-м он выпустил пластинку. Все партии на фортепиано в «Ла-Ла Лэнде» при подготовке к съёмкам записал пианист Рэнди Кербер, затем шесть дней в неделю по два часа в день Гослинг брал уроки игры, заучивая музыку наизусть. К моменту начала съёмок он играл все партии без дублера и спецэффектов. С похожей интенсивностью Гослинг и Стоун брали уроки бальных танцев и степа. Все репетиции заняли три месяца.

Прямая речь: музыкальные итоги 2016 года в Украине