«Гудини»: и почти никакого мошенничества

,

15 September 2014

0

0

Как Эдриен Броуди и History Channel справились с историей величайшего иллюзиониста всех времен в новом двухсерийном телепроекте.

Громкими именами на телевидении удивить в последнее время сложно, тем более в этом году, богатом на инвестиции больших талантов в малый экран. Тут и актеры МакКонахи, Харрельсон, Торнтон, и вошедшие вдруг в моду ответвления культовых фильмов вроде «Фарго» и «От заката до рассвета», где сами авторы следят за тем, что делают с их детищем. А вот «Гудини», тем временем, делает ставки на двойной аттракцион. Сам Гарри Гудини — это уже имя, ему не нужно лишней рекламы. Но к этому нам дают ещё и оскароносного Эдриена Броуди, для пущего эффекта.

Если вы смотрели «Викингов», то помните, что History Channel, несмотря на название, особой историчностью в постановках блистать не стремится. Вместо излишней филигранной аккуратности ставка шла на развлечение. Поменьше лишнего текста и сложностей, побольше привычных поворотов и красиво заснятого действия. «Гудини» выглядит логичным продолжением такой политики — это энергичная смесь чего изволите: просто экшна, триллера, истории происхождения супергероя (он же жанр «из грязи в князи»). Такой вот карманный блокбастер.

Броуди делает все, что может, с должным огоньком и энергичными улыбками — в общем, бьется как птица в клетке

То, что стилистикой двухсерийник о великом мастере дико напоминает «Шерлока Холмса» Гая Ричи, в этом контексте не удивляет и не расстраивает. Дикие резкие зумы на механизмы, произвольные ускорения и замедления, мелькающие кадры, музыка, скачущая между сдержанными классическими скрипками и оглушающей индустриальной электроникой — все как полагается. Ну и, конечно же, «разбор полетов» в приглушенных цветах — узнаваемые уже всеми на уровне рефлекса флешбеки. Ведь главное и в детективах, и в фокусах — разгадка.

К тому же, фокусники на экране в последние несколько лет появлялись с завидной регулярностью — «Иллюзионист», «Престиж», милейший аутсайдер «Иллюзия обмана». Почва для «Гудини» была подготовлена во всех отношениях, а вот получилось в итоге нечто странное.

Пестрый вымысел смотрится органично в истории о человеке, который вымыслом зарабатывал на жизнь.

Странность тут одна — результат откровенно средний. Зачем нанимать Броуди для постановки с закадровым текстом вроде «Только от одного я не мог сбежать в жизни… от себя» — не очень понятно. При том, что на исторического Гудини Броуди не похож абсолютно, можно было предположить что он должен а) именем зазывать зрителя, б) играть. Но играть как-то нечего, а зазывать некуда. Делает он при этом все, что может, с должным огоньком и энергичными улыбками, отшучивается каламбурами по тексту — в общем, бьется как птица в клетке. В остатке у нас есть обеспокоенная жена, ассистент-энтузиаст и призрак мамы, все тоже аккуратно нарисованные по лекалу.

Если этого не хватило, две серии подряд с завидной периодичностью выныривает то тут, то там настырная метафора с прессом стиральной доской, нужная, видимо, для того чтобы показать сразу две вещи — масштабный трагизм удара под дых и, собственно, стиральную доску. Проблема в том, что уже к третьему разу идея эта изнашивается (несмотря на то, что должна отображать неумолимое движение к развязке, потому что удары с каждым разом все больнее) и начинает из просто претенциозной становиться смешной.

Поймите правильно, «Гудини» далеко не плох. Его весело смотреть, он энергичен, у него замечательный набор напряженных моментов для ухода на рекламу, он может удержать у экрана и действительно держит.

Есть во всем этом ощущение старой школы, когда все делалось для зрелища, но с детской наивностью

Для тех, кому не хватает перчинки в опасных фокусах, есть еще история про шпионаж, которая сама по себе ни во что не вытекает, зато дает возможность показать по фокусу в каждой стране, и добавить элементу выживания в экстремальных условиях международно-политическую перчинку. Появляются даже Николай II с Распутиным, нежно повевая клюквой.

Все происходящее сделано по правилам, и от этого, конечно, вызывает мощнейшие волны дежа вю. Тем не менее, в рамках этих правил, «Гудини» смотрится вполне достойно. По большей части потому, что исторический прототип уже придумал все необходимое, осталось только законспектировать и красиво отснять, а снимать на History Channel уже натренировались хотя бы с теми же «Викингами». Да и пестрый вымысел смотрится органично в истории о человеке, который вымыслом зарабатывал на жизнь.

Есть во всем этом какое-то ощущение старой школы, когда все делалось для зрелища, но с детской наивностью. Возможно, поэтому, хоть «Гудини» и оказывается, просто трюком с эффектным фасадом, финальная сцена остается гудеть печальной нотой. Потому что попытки вернуть магию гораздо грустнее нарочитых ударов под дых.

оценка

6/10

Band Of Skulls: «Молодому гурту важливо знайти свою тусовку»