Колин Ферт с топором, Сэмьюэл Л. Джексон в кепке, типичный Майкл Кейн, девушка с лезвиями вместо ног и другие — в искромётном фильме, с британской элегантностью пародирующем шпионские экшны и самого себя.
Есть такая редкая категория фильмов как беспардонный, не пытающийся себя объяснить, развесёлый цирк. Он появляется в любом жанре, как суслик из норы, показывает над поверхностью оптимистично наглую физиономию, ныряет обратно и становится средней известности культовым фильмом где-то в своей уютной нише.
Типичные представители развесёлого цирка — это, конечно, комедии дуэта Саймон Пегг + Ник Фрост, прокатившиеся по всем категориям от зомби-хоррора до инопланетного захвата. Бывают ещё циркачества, которые получаются чисто случайно, вроде недавнего «Восхождения Юпитер». А бывают фильмы вроде «Kingsman». Вот уж праздник так праздник.
Колин Ферт как экшн-герой — это революция и в мире экшна, и в мире Колина Ферта
Смышлёный, крепкий духом и телом, но — так уж вышло — живущий в неблагополучной семье Эггси (Тэрон Эджертон) разгуливает в кепке набекрень и хулиганит как может. После одной особенно неудачной выходки из полицейского участка его подбирает загадочный джентльмен (Колин Ферт), облаченный в безупречный костюм, сообщает, что отец Эггси когда-то спас ему жизнь, и предлагает работу. Опасную, хитрую — проще говоря, шпионскую. Фасадом для сверхсекретной организации мирового и рыцарского уровня служит элитное ателье Kingsman, так что одеты все агенты с иголочки. Спасти же мир в этот раз надо от интернет-миллиардера Валентайна (Сэмьюэл Л. Джексон в чудовищной пародии на рэперский прикид), у которого есть продуктивная, но не очень гуманная идея о том, как сделать мир лучше.
Англичане парадоксально славятся снобизмом, учитывая то, как легко они всегда смеялись над собой. Джеймс Бонд, продукт изначально вполне ироничный (за годы, правда, об этом подзабывший), получает в «Kingsman» такую изощрённую трёпку, что его почти жалко.
Просто «Kingsman» так же безупречно упакован, но вдобавок ещё и полностью осознаёт свое предназначение — развлекать. Количество намеков, параллелей и просто прямых упоминаний шпионских фильмов зашкаливает. В какой-то момент герои просто начинают обсуждать их в светской беседе, не стесняясь зрителя. Мы все знаем, зачем пришли в кино. Но выдадут нам гораздо больше.
Чтобы понять, чего ждать, достаточно посмотреть на список предыдущих режиссёрских работ Мэттью Вона: «Слоеный Торт», «Звёздная Пыль», «Пипец», «Люди Икс: Первый Класс». Так что вне зависимости от того, сказка это про упавшую звезду или криминальные приключения Дэниела Крейга, в одном можно быть уверенным — фильм будет пародировать сам себя так безудержно и с такой радостью, что толком ни в какой жанр не влезет, и придраться к нему будет сложно. А ещё он будет нести веселье в той форме, которая, как минимум, удивит.
Взять хотя бы лежащий на поверхности факт: Колин Ферт как экшн-герой — это революция и в мире экшна, и в мире Колина Ферта. Причем экшн этот такой лихой, бурляще переливающий через край под игривую музыку, что диву даешься, как это так вышло, что у нас до этого не было Колина в сценах рукопашного боя. Только он будет неизменно элегантно разбивать о чужие головы тяжелые пивные кружки, элегантно разить врага топором, ну и дальше по списку.
Для пущей элегантности на втором плане есть Майкл Кейн на позиции начальника и Марк Стронг в роли эдакого Q с боевым нравом и педагогическими задачами — нынешний золотой фонд английского второго плана. Для пущего ощущения местных традиций кодовые имена агентам раздаются в честь рыцарей круглого стола. Все они пьют либо дорогой алкоголь, либо чай.
Дикая безудержная феерия, противостоящая законам физики и логики и пинающая традиции направо и налево
Злодей под стать, тоже измывается над традициями, но уже в своем ключе. Если там на нас лилась стереотипная до прекрасного Англия, то тут обрушивается стереотипная до ужасного Америка (сцена в церкви — отдельная жемчужина кинематографа, размером с кулак). У эксцентричного злодея, конечно, есть прекрасная ассистентка (София Бутелла). У прекрасной ассистентки есть не менее прекрасные высокотехнологичные протезы с лезвиями и фантастические боевые качества. Всё по правилам, только насыщенней.
Самое приятное, что сам Эггси на этом переливающемся красками до боли в глазах фоне не теряется ни на секунду. Тэрон Эджертон и в толстовке, и в свежесшитом костюме чувствует себя удобно и играет именно так, как нужно в комедийном боевике — самую малость передерживая для комедийного эффекта, но никогда не уходя в фарс. Там, где звёздный состав мог загнать молодого актёра в угол, он вполне комфортно занимает причитающееся пространство и легко с ним работает. Да и в сценарии для Эггси достаточно деталей чтобы развернуться.
Все это собирается в мерцающее созвездие, которое, несмотря на пестроту, оставляет внезапное и такое редкое послевкусие стиля, порядка и завершенности. Да, несколько шуток падают плоско, сюжет иногда подскакивает на кочках, но и это тонет в общей массе дикой безудержной феерии, противостоящей законам физики и логики и пинающей традиции направо и налево. Хотя и это не главное.
Главное, конечно же, что красной нитью (и финальным пинком традициям) через весь фильм тянется напоминание — джентльмен это не богач в особняке, а состояние души, и рыцарем можно стать даже в кедах и толстовке с пустыми карманами. А разве это не приятная мысль?