Полный Дворец Спорта. На сцене все от Вакарчука до Дзидзьо. Было грустно, весело, неудобно, гордо и стыдно.
Как ни крути, Кузьма был противоречивым персонажем. Открывал Украине new wave и synthpop, а ещё Дзідзьо и «Пающіє труси». Поддерживал наших солдат, а до этого не раз выступал в поддержку известно какой партии.
Общество привыкло делить всех на хороших и плохих, а Кузьма не вписывался в рамки. Он был взбалмошным. Разным. Настоящим. Это и позволило ему больше 20 лет оставаться на виду. Как бы в мейнстриме и как бы в аутсайдерах.
Когда Кузьмы не стало, мир одновременно растерялся и опомнился. Пошла продажа футболок с его портретами, уличные музыканты разучили его песни, ленты в соцсетях и новостные сюжеты превратились в один большой «как мы с Кузьмой» challenge. Многие из этих людей ни разу не покупали билеты на концерт «Скрябіна», не читали «Я, Побєда і Берлін». Хотелось верить, что людей просто лихорадит от неожиданного откровения: нужно ценить своих музыкантов, пока не поздно.
Хотелось верить, что людей просто лихорадит от неожиданного откровения: нужно ценить своих музыкантов, пока не поздно
Концерт памяти получился таким, каким был сам Кузьма. Сумасбродным, порой до абсурда. Только из-за Кузьмы с его характером мог состояться такой парад планет. Три десятка пёстрых гостей. Смотр всего диапазона украинских артистов, которые по разным причинам держатся на плаву. Ангелы и демоны современной, кхм, эстрады. От искреннего эмоционального посыла до «друзья, ну где же ваши ручки».
Поди предугадай, как пройдёт концерт. Всё прояснилось, едва в зале погас свет и на экране появился улыбающийся Кузьма. Люди собрались ради этих немых продолжительных аплодисментов. Ну и ещё попеть любимые песни на самом массовом караоке. В этом смысле приглашённые вокалисты — лишь рупоры «Скрябіна». А слабый звук только добавлял непринуждённости.
Главные слова сказал со сцены Сашко Положинский — попросил не превращать концерт в панихиду, а отрываться, петь и танцевать так, будто на сцене Кузьма. Как того заслуживают песни. С задачей справились немногие.
Была скорбь и много слёз. Был парад пафосных речей («Музыка вечна», «Он нас слышит» и самое неожиданное — «Слава Иисусу Христу»). Были кадры войны на экранах, хоровое исполнение гимна и вручение отцу Кузьмы специальной награды от украинских пограничников.
Смешалось всё. Казалось, вот-вот на сцену выйдет сам Кузьма и по-доброму так, как он умеет, скажет: «Чуваки, ви чьо?»
Лишь двое артистов поступили иначе: вышли, спели и покинули сцену без комментариев. В песнях они сказали всё, что нужно
Лишь двое артистов поступили иначе: вышли, спели и покинули сцену без комментариев. Андрей Хлывнюк из «Бумбокса» добавил пронзительности в «Спи собі сама», а Иван Дорн самозабвенно оторвался под «Танець пінгвіна». В песнях они сказали всё, что нужно.
Каждый гость в этом паноптикуме — логичный штрих к портрету Кузьмы. «Пающіє Труси» с инсценировкой свадьби под «якщо ти зрадиш, коханий, я вирву всі твої патли». Валерий Харчишин с песней «Кинули» и видеорядом из ключевых украинских политиков от Кучмы и Симоненко до Яценюка и даже Порошенко. Потап и Настя, которые, на удивление, качают. Разбитной Женя Галич из O.Torvald с гитарой наперевес под «Бультер’єр». Светлана Лобода с пюпитром. Местечковая Lady Gaga Оля Полякова с Хором Вооружённых Сил Украины и персонажем с головой коня. Смелый Pianoбой, попытавшийся вытянуть непростую песню о жене Кузьмы. Святослав Вакарчук и Ирина Билык. Виктор Павлик. Дзидзьо. Та ещё карусель. Но таким уж был Кузьма.
Он накуролесил достаточно разноплановых песен, чтобы собрать Дворец Спорта при жизни. Так что же, научатся украинцы ценить своих вовремя? Лично у меня нет ответа. Но на выходе из Дворца Спорта я увидел несколько компаний промоутеров. Одни раздавали открытки и плакаты с Кузьмой. Вокруг них роилась толпа и вырывала сувениры из рук. Вторые предлагали флаеры с ближайшими концертами Джамалы, Bahroma и других. Возле них не было никого.