Все вокруг говорят о кризисе музыкальных фестивалей — их вроде бы становится больше, но лайн-апы однообразные, новые рок-хедлайнеры не появляются, а тут ещё поп и хип-хоп валят по всем фронтам, часто отдаляя программу от живой музыки.
«Как бы не так», — подумали организаторы мадридского Mad Cool и выкатили, возможно, самую мощную афишу сезона. К тому же британский Glastonbury этим летом взял перерыв, так что ставки на заграничный десант возросли. Но далеко не всё пошло по плану.
«Как бы не так», — подумали организаторы мадридского Mad Cool и выкатили, возможно, самую мощную афишу сезона. К тому же британский Glastonbury этим летом взял перерыв, так что ставки на заграничный десант возросли. Но далеко не всё пошло по плану.
Об организации и людях
Трансфер. К третьему году Mad Cool настолько вырос в амбициях, что переехал с поляны на 45 тысяч человек и обосновался рядом с аэропортом, утрамбовывая на локации более 80,000 зрителей в каждый из трёх дней. Так как всё происходило в черте города, а выжить в палатке под палящим испанским солнцем без специально оборудованной территории нереально, кемпинг не предусматривался.
Добраться до Mad Cool можно было как своим ходом, так и на общественном транспорте — автобусе, городской электричке или метро, которое и предпочёл основной поток фестивальщиков. Путь от ближайшей станции проходил через территорию местного выставочного центра и занимал минут двадцать.
Вход. По дороге посетители сталкивались с тремя кордонами контроля. На первых двух охрана бегло проверяла вещи, на третьем — сканировала билет. Жители Испании получали браслеты заблаговременно по почте, остальные меняли билеты на месте.
В первый день посетители съезжались пораньше, чтобы избежать очередей, но из-за сбоя в базе штрих-кодов запуск на территорию начался только к 17:30, за полчаса до первых выступлений. Учитывая, что все 240.000 билетов были проданы, а июльское солнце раскаляло испанский воздух до 30–35 градусов, можно представить масштабы форс-мажора.
Локация. Первое, что бросалось в глаза после входа — вся территория устелена искусственным травяным покрытием. После грязи и пыли на других фестах, здесь приятно не только ходить, но и валяться. По завершению марафонов между сценами многие так и делали.
Еда и выпивка. В соцсетях и на сайте организаторы хвастались обширным фудкортом — более 30 точек с едой и десяток точек с напитками — но на деле этого оказалось мало. Ночью к каждой точке выстраивалась очередь, в которой проголодавшийся фестивальщик мог простоять полчаса. Неудивительно, что в соцсетях фест быстро прозвали Mad Cola — сумасшедший хвост, безумная очередь.
Возвращаясь к фудкортам, ценовая политика — 5–10 евро за порцию. Все напитки — как это часто бывает на мировых фестивалях и по-прежнему не прижилось у нас — разливались в многоразовые стаканы из твёрдого пластика стоимостью 1 евро. При возврате стакана эти деньги возвращались — так организаторы стимулируют посетителей меньше мусорить, и это работает. В эти дни даже в центре Мадрида встречались люди с фестивальными стаканами.
Оплата. Изначально расчёт проводился как наличными, так и картой, но к ночи первого дня над большинством палаток и точек с пивом висели таблички «Only Cash» — платёжная система тоже оказалась не готовой к таким масштабам. В следующие дни ничего не изменилось.
Spanish Sahara. Температурный пик наступал к шести вечера, в аккурат к началу выступлений. До заката приходилось прятаться от солнца, но подходящих мест оказалось критически мало, разве что десяток грибообразных сооружений, поэтому люди массово ютились в тени, падающей от сцен и и любых высоких конструкций. Добавьте к этому всего два вентилятора, одну арку, распыляющую влагу, и одну точку с бесплатной питьевой водой.
Трансфер обратно. Выступления заканчивались к пяти утра, и большая часть публики оставалась до самого конца. Такси завышали цены и выстраивались в пробке на выезде из территории. Автобусы доставляли только до двух точек в Мадриде. Зато городские власти продлили работу розовой ветки метро — поезда ходили круглосуточно, но в ночное время останавливались на двух станциях: у фестиваля и в центре города.
Испанцы. Хозяева фестиваля заслуживают отдельного упоминания — они болтают громко и постоянно, даже в самые интимные моменты выступлений. Даже персонал — работники со сканерами штрих-кодов на входе могли подолгу задерживать очередь, перешучиваясь с коллегами, а если вы торопитесь на сет любимой группы, но по пути забежали купить воды, будьте готовы, что идя от холодильника к кассе испанка может на несколько минут заговориться с кем-то другим.
При этом почти все работники феста не знали английский, и если это не затрудняло покупку пива, то, например, объяснить в медпункте, что у тебя болит голова и нужна всего лишь таблетка, — это задача со звёздочкой.
Сцены. Четыре на открытом воздухе и три в специальных шатрах. Две самые круные — Mad Stage и Cool Stage — стояли рядом, так что паузы между хедлайнерами свелись к минимуму, а публика легко перетекала от одной сцены к другой. Несмотря на такой продуманный шаг, в целом на фестивале хватало накладок и бывало, что одна сцена перекрикивала другую. К чему это привело — расскажем чуть позже.
Толпа. К вечеру на компактной территории собиралось столько людей, что пройти было сложно не только возле сцен, но и по центральной аллее или около фудкортов. Как бы там ни было, если в первый день понаблюдать за перемещениями основной массы, дальше не составляет труда строить свои траектории в обход, оперативно передвигаться между сетами и даже пробираться близко к сценам.
VIP-зона. Ещё одно ноу-хау от испанцев — большая ограждённая зона под главными сценами для медиа и посетителей с VIP-абонементами. Картинка получалась странная: одна сторона битком ломилась от скачущих фестивальщиков, другая заполнялась в лучшем случае на треть и преимущественно вялой публикой.
Недоумевали даже музыканты, и если Алекс Капранос из Franz Ferdinand просто посмеялся, что организаторы умудрились продать дорогие билеты в зону, которая ничем не отличается от соседней, то лидер Queens Of The Stone Age Джош Хомми оказался куда более резким. Со сцены он приказал охране пропустить людей в VIP, а когда его проигнорировали — или не поняли — он призвал толпу перепрыгивать ограждения, мол, с охраной он разберётся сам. Фестивальщики были в восторге. Организаторы — в панике.
Есть теория заговора, согласно которой фестиваль такого масштаба появился в Мадриде неспроста: город пытается перетянуть туристов у мятежной Каталонии, в столице которой ежегодно проходит фееричный Primavera Sound. История красивая, но не совсем складная: по датам Mad Cool совпадает с другим испанский фестом Bilbao BBK Live, который в этом году возглавили Childish Gambino, Florence + the Machine, The xx, The Chemical Brothers, Gorillaz, Ноэль Галлахер, Дэвид Бирн.
Главные герои
Очередь на входе ничуть не уменьшалась, а на мейне уже орал панк-дуэт Slaves. Британские дуралеи катают пять лет подряд без особых перерывов, и расшевелить толпу могут даже в сорокаградусную жару.
Территория заполнилась максимально уже к сету Tame Impala. Это первое выступление Кевина Паркера и его группы после двухлетнего перерыва. Фронтмен извинялся со сцены за долгое отсутствие и пообещал, что больше такого не повторится. Вскоре после феста он добавил в интервью, что удивится и расстроится, если Impala не выпустит новый материал к следующему лету. А пока музыканты не стали особо менять программу. В сочетании с кислотным видеорядом эти песни продолжают бить прямо в головы.
Далее на главной сцене закатили двухчасовой бенефис Pearl Jam. Легенды гранджа никогда не повторяют один сетлист дважды, так что сыгранные кроме прочего семь песен из дебютника «Ten» и каверы на «Rockin’ in the Free World» Нила Янга и «Eruption» Ван Халена — большой подарок. Публика помладше, тем временем, пела «Rockstar» с Post Malone или танцевала под Washed Out.
К двум часам ночи всё больше людей с английскими флагами стекались на Kasabian. И пусть их футбольная сборная не прошла в финал ЧМ и уже точно coming home, отвести душу под боевики из Лестера — такая же святая святых любого английского фаната. Мош, летящие в разные стороны стаканы с пивом, хоровые запевы — десант задавал жару.
Параллельно на The Loop, самой атмосферной сцене, которая разместилась под огромным куполом, прокачивали толпу классики французской электроники Justice.
Закрывали день на мейне MGMT. Делилась ли с ними расходниками Tame Impala, когда парни готовили своё психоделическое шоу — тот ещё вопрос.
Также этим вечером выступили Fleet Foxes, Japandroids, Leon Bridges и другие.
День 2
На сцене ещё не успели спрятать декорации, подготовленные для хедлайнера — большие буквы, составляющие слово «Monkeys» — а Кевин Морби уже выступал и не растерялся в комментариях со сцены: «Hello, Madrid. We are Monkeys!». Следом на разгорячённую зноем публику сокрушились At The Drive-In. В руках Седрика Бикслера-Завалы микрофон превращается в опасное оружие, которое вокалист швыряет, крутит на натянутом шнуре, набивает ногой.
Под интимный лайв Бена Ховарда можно с первых треков настолько погрузиться в себя, что даже залетающий с соседних сцен звук будет просто пролетать мимо. Кажется, на время притих даже испанский гул.
Нарушителем спокойствия в этот момент оказался Джек Уайт, атаковавший толпу гитарными рифами с главной сцены. Толпа встречала первые аккорды каждого трека ликованием и танцами.
Но главные герои дня были очевидны, если окинуть публику взглядом: примерно каждый десятый пришёл в футболке Arctic Monkeys. Припевы из нового альбома люди подхватывали так же дружно, как старые песни.
Дальше часть толпы отправилась на Franz Ferdinand, а вторая — на The Loop, где ждали Massive Attack. В заявленные 01:45 легенды трип-хопа не вышли на сцену. Прошло полчаса, потом ещё и ещё. На сцене ничего не происходило и никаких сообщений от организаторов не последовало. Настроение публики менялось, за недовольным свистом к сцене полетели пластиковые стаканы. Охранники сперва пытались определить хулиганов и вытащить их из толпы, но пластика летело всё больше, и они просто отошли в сторону.
Когда спустя два часа на экране появилось оповещение на испанском, что выступление отменено из-за с шумовых помех, доносящихся с другой сцены, на подмостки полетел, кажется, весь пластик с территории. Позже организаторы опубликовали извинения и официальное объяснение — шум мешал музыкантам использовать ушные мониторы.
В этот же вечер играли James Holden & The Animal Spirits, Young Fathers, Sampha, Perfume Genius, Snow Patrol, The Big Moon, The Bloody Beetroots и другие.
День 3
В то время, как Queens Of The Stone Age боролись с охраной и разносили главную сцену, на другом конце феста вжаривали Potrugal.The Man — гитарное валево в переходах между треками застало врасплох многих из тех, кто пришел почиллить и потанцевать под «Feel It Steel».
Depeche Mode зарядили подряд свои самые большие хиты. Группа докатывала тур, отыграв уже больше сотни концертов с альбомом «Spirit», но с виду никакой усталости, так что через пару лет можно ждать очередную пластинку и гастроли.
На Black Rebel Motorcycle Club секьюрити решили, что краудсёрфинг на рок-концерте — это неправильно, и полезла в толпу снимать людей с плеч, спровоцировав небольшую потасовку. Позже и сама группа отреагировала в Инстаграме: «К чёрту охрану Mad Cool за повторяющуюся ненужную агрессию, но спасибо фанам за то, что не позволили этому испортить великолепную ночь».
Следом за QOTSA и DM хедлайнерский марафон продолжили Nine Inch Nails. Рядом с бескомпромиссными боевиками за всю карьеру шумные треки из нового альбома звучали дерзко и не менее напористо — их неосторожное прослушивание могло привести к травме шеи. Всё выступление снимал оператор, который перемещался между музыкантами, создавая невероятный эффект присутствия.
Те, кто не боялись контрастов в настроении, продолжили ночь на соседней сцене, где пела главная поп-дива этого года — Дуа Липа.
Заодно последний день украсили лайвы Future Islands, Wolf Alice, Underworld, DJ Koze, Daniel Avery, Friendly Fires, Frankie Cosmos, LP, Rag’n’Bone Man, Weval и других.
Плюсы:
+ Выдающийся лайн-ап
+ Почтовая рассылка входных браслетов на территории Испании
+ Специальное ночное метро
+ Точка с бесплатной питьевой водой (правда, всего одна)
+ Искусственное травяное покрытие
Минусы:
− Сбой в базе штрих-кодов, поздний запуск и очереди на входе
− Нехватка точек с едой/напитками и очереди на фудкорте
− Проблемы с оплатой картой
− Незнание английского среди персонала
− Нехватка тени при палящем солнце
− Нехватка воды
− Агрессивная охрана
− Перекрикивающие друг друга сцены
Итоги
За неделю до Mad Cool в Киеве гремел свой городской фест Atlas Weekend, что само собой побудило их сравнить. В некоторых организационных моментах украинские фестивали идут в правильном направлении, а иногда даже опережают заграничных коллег. Но в целом опыт ещё нужно перенимать и организаторам, и публике. И если пару лет назад волокита с загранпаспортом могла вызывать головную боль, то благодаря безвизу одной существенной преградой стало меньше. Всё больше украинцев путешествует и впитывает фестивальную mad культуру. И это cool.
Что касается самого Mad Cool, фестиваль оглушительно заявил о себе, обратив внимание всех: публики, медиа, артистов. Пока есть много недочётов, но если ехать за музыкой, то даже все упомнятуые факапы не помешают оторваться под лайвы десятков мировых грандов, собрать которых в одном месте — уже подвиг. Удержит ли событие планку в 2019-м, при этом залатав дыры организации — одна из главных интриг следующего лета.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram.