Как менеджерить артиста: 7 вопросов преподавателю British and Irish Modern Music Institute

,

02 октября 2018

734

0

Менеджмент в музыкальной индустрии — тема, которой Грэм Джексон посвятил большую часть своей жизни. Он получил диплом о высшем техническом образовании в сфере музыкального производства и степень в области управления индустрией музыки и развлечений, шесть лет работал в Британской академии композиторов и авторов (BASCA), известной по организации премии Ivor Novello, а сейчас руководит бакалаврской программой «Музыкальный бизнес» в Британском и ирландском институте современной музыки.

16–19 октября по приглашению Британского совета Грэм проведёт четырёхдневный интенсив в Киеве, на котором расскажет, какие источники прибыли упускает большинство музыкантов, научит определять свои сильные и слабые стороны в управлении, оценивать рентабельность артистов. Регистрация на событие уже закрыта, но специально для читателей Comma Грэм поделился кое-какими мыслями о менеджменте.
Грэм Джексон

Некоторые артисты утверждают, что искусство — это форма самовыражения, и они не хотели бы использовать его в коммерческих целях. Как вы относитесь к такому подходу?

Можно задать и другой вопрос — что такое искусство? Вы получите много разных ответов, а определение бизнеса одно — это коммерческая деятельность. Если артисты хотят зарабатывать на музыке, они должны понимать, что имеют дело с бизнесом. Это не подразумевает их продажность. Только от них зависит, насколько грамотно они организуют бизнес-часть своего проекта.

В каких случаях музыкант должен управлять своей карьерой самостоятельно, а в каких менеджмент необходимо делегировать?

Фактически, артист должен заниматься всем самостоятельно, пока менеджер не постучит в его дверь. Не стоит преследовать менеджеров и уговаривать сотрудничать. Когда артист будет готов, менеджер сам его найдёт. И тогда уже стоит задуматься о преимуществах сотрудничества. Это может быть наработка контактов или возможность выиграть больше времени для работы над музыкальным материалом. Почитайте книгу «Understanding the Music Industries» — вы поймёте, как менеджер берётся за разные задачи и работает в двух основных направлениях: продвижения и презентации артиста.

Зачастую таланта недостаточно, чтобы пробиться. Какие ключевые составляющие для успешной музыкальной карьеры вы могли бы отметить?

Одним из ключевых критериев, по которым лейбл оценивает потенциальных артистов — это «ответственность, энтузиазм и мотивация». Очень важные характеристики как для артистов, так и для менеджеров.

Кстати, Кит Нигус в книге «Producing Pop» определил еще пять критериев, по которым оценивают артистов: живое выступление, оригинальность и качество музыки, качество записанного материала, визуальный образ, достижения. На занятиях я расскажу, как оценивать музыкальные проекты по этим критериям.

Должен ли менеджер быть лидером или он является равноправным участником коллектива?

В каждой ситуации и с каждым артистом эта ситуация может быть разной. Во время занятий мы будем руководствоваться теорией менеджмента от Курта Левина. Он утверждает, что существуют несколько видов лидерства: авторитарное, демократическое и лидерство невмешательства. В разных ситуациях работают разные методы. Это очень важные навыки, и все участники моего воркшопа будут использовать их для анализа ситуаций и разработки своего стиля в менеджменте.

Британский и ирландский институт современной музыки (BIMM) — это группа из восьми независимых учебных заведений с более 6000 студентов в Брайтоне, Бристоле, Дублине, Бирмингеме, Манчестере, Берлине, Гамбурге и Лондоне. Кроме музыкального бизнеса, здесь есть учебные программы по ивент-менеджменту, музыкальной журналистике, продакшну, сонграйтингу, вокалу, игре на гитаре, басу, барабанах. Отсюда выпустились участники The Kooks, Том Оделл, Джеймс Бей, Джордж Эзра и другие. 

В стенах института регулярно проводят мастер-классы и встречи со студентами известные музыканты — в частности, здесь отметились Брайан Ферри, Лиэнн Ла Хавас, Терстон Мур из Sonic Youth, гитарист Radiohead Эд О’Браен, барабанщик Pink Floyd Ник Мэйсон, Найл Роджерс из Chic, басист Metallica Роб Трухильо, басистка Бейонсе Дивинити Рокс, гитарист Blur Грэм Коксон, лидер Nothing But Thieves Конор Мэйсон.

Какими личными и профессиональными навыками должен обладать музыкальный менеджер?

Пол Аллен в книге «Artist Management for the Music Business» назвал такие навыки, как лидерство, менторство, нетворкинг, коммуникативность и, конечно, понимание человеческой природы. В ходе воркшопа мы научимся понимать, как использовать эти навыки на практике. Я полностью согласен с Полом и уверен, что для того, чтобы стать хорошим менеджером, нужно всего-навсего «получить образование, приобрести опыт, выстроить сеть контактов, найти клиентов и приступить к менеджменту».

Есть ли разница между работой менеджера независимой группы и той, у которой уже есть контракт с лейблом?

Да, разные задачи. Вообще каждая группа индивидуальна и её приоритеты могут отличаться. На воркшопе мы будем учиться правильно ставить цели для своих артистов и создавать план по их достижению.

Какой бекграунд нужен участникам Selector Pro, чтобы получить максимальный результат от воркшопа?

У них должен быть определенный опыт в музыкальной индустрии, готовность делиться этим опытом и желание проявить себя в качестве менеджера.

Второй воркшоп серии Selector Pro пройдет в Киеве с 5 по 9 ноября и затронет организацию музыкальных событий. Мало того, что сама тема очень актуальна, так ещё и приглашенным экспертом станет Ден Цу — ивент-продюсер, в портфолио которого кураторство собственной сцены на фестивале Glastonbury и сотрудничество с Кейт Темпест и Эдом Шираном.

Третий воркшоп запланирован в Харькове в декабре и познакомит украинскую публику с менеджером одной из самых известных поп-звёзд современности. Имя пока держится в секрете, но мы настоятельно советуем следить за British Council Ukraine на Facebook.

Плани на осінь 2018: найцікавіші музичні події в Україні