Model 500: техно-первопроходец

Организаторы киевского фестиваля Brave! Factory как всегда собирают исключительный лайн-ап, состоящий из живых легенд и прогрессивных современников. Среди живых легенд в этом году Хуан Аткинс с проектом Model 500, о котором и пойдёт речь сегодня. Перед вами целый сериал о человеке, придумавшем техно, и его группе с типичным техно-названием. В 10 эпизодах.
Белльвилльская троица: Сондерсон, Мэй, Аткинс

Эпизод первый. Пилотный

За скромным и сугубо технологичным названием скрывается человек, навсегда изменивший историю музыки. «Что может быть проще и лаконичнее модели под номером», — вопрошает Хуан Аткинс, известный как Model 500 и под множеством иных псевдонимов, мистер Originator и автор первого техно-трека в истории. Он входит в так называемую беллвилльскую троицу, названную по пригороду Детройта, где жили самые первые техно-музыканты в мире. Троица — это сам Аткинс, Деррик Мэй и Кевин Сондерсон.

На своём лейбле Metroplex музыкант выпустил немало пластинок, вошедших в золотой фонд техно, открыл дорогу целой плеяде талантов, тоже ставших классиками жанра, экспортировал своё звучание в Европу, которая приняла новизну на ура, сотрудничал и продолжает тесно взаимодействовать с европейскими легендами техно. А ещё Аткинс всегда смотрит в будущее — это устремление позволило ему изменить ход вещей в 80-х.

Эпизод второй. Начало

Будучи подростком, Хуан играл во всяких гаражных группах. В то же время он увлекался космосом, фантастикой, и очень хотел создавать звуки, которых не существует в природе, поэтому встреча с синтезатором Korg MS-10 оказалась для парня судьбоносной. «Инструмент меня совершенно покорил. Я все выходные просиживал в Grennell’s (магазин в Детройте – прим. авт.), часами изучая его», — вспоминает музыкант. Затем Хуан скопил денег и купил эту машинку.

Ультрамодными тенденциями считались ритм-энд-блюз и фанк, но найти людей, которые этим занимались, было непросто, поэтому наш первопроходец начал экспериментировать в одиночку. Тогда же он узнал о существовании Kraftwerk, и это подтолкнуло его к ещё более усердным поискам: «Эти ребята создавали те же звуки, что и я. И очень ловко. Но как они делали звуки такими точными? Мои по сравнению с ними были очень рваными».

Korg MS-10
Play Video

Model 500 — Clear (1983)

Эпизод третий. Отец

В школе Хуан Аткинс познакомился с другими будущими техно-пионерами Дерриком Мэем и Кевином Сондерсоном, вместе они зависали и музицировали. А в колледже парень встретил Ричарда Дэвиса, который владел кучей синтезаторов и секвенсоров и помог Аткинсу восполнить пробел в знаниях. Их сотрудничество получило название Cybotron, под которым в 1981 году вышла первая для Хуана пластинка «Alleys Of Your Mind». Сам музыкант признается, что его лучшие работы появились именно благодаря такому сотрудничеству.

В 1982 году Cybotron записали, пожалуй, самый знаменитый свой трек «Clear», который вышел на пластинке спустя год. Многие сходятся во мнении, что именно этот трек является первым «прото-техно» треком. При этом, спустя много лет он поработал еще и для поп-музыки: Мисси Эллиотт взяла его за основу для своей песни «Lose Control». Однако главный первый техно-трек, если можно его назвать так, без приставки прото, оставался впереди.

Эпизод четвертый. Никаких НЛО

Детройтский хаус-продюсер Майк Грант любит вспоминать, что Хуан Аткинс играл «No UFO’s» задолго до релиза, как и другие треки Model 500. Отдавая должное остальным участникам Беллвилльской троицы, Грант признаётся, что когда Аткинс приносил и включал свою драм-машину Roland TR-909, творилась настоящая магия. С её помощью, а также с TR-808, и был записан «No UFO’s» — первый настоящий техно-трек, с которого в 1985 году стартовал проект Model 500, а также лейбл Metroplex.

Спустя почти 35 лет «No UFO’s» играют многие диджеи по всему миру, а его звучание сегодня, пожалуй, снова актуально, учитывая популярность олдскульных ритмов на танцполах.

Play Video

Model 500 — No UFO’s (1985)

Play Video

Model 500 — The Chase (1989)

Эпизод пятый. Metroplex

Metroplex — один из главных детройтских лейблов, с которых начиналась техно-музыка в этом городе, да и вообще в мире. Потом открылись лейблы других родоначальников, ставшие при этом не менее легендарными: Transmat Деррика Мэя, KMS Кевина Сондерсона, позднее Underground Resistance, Planet E Карла Крейга, Axis Джеффа Миллза, 430 West у Octave One и другие.

Причём, в отличие от остальных, Metroplex первые годы оставался площадкой для издания музыки только самого Хуана Аткинса или его коллабораций, за редким исключением, типа релизов его друга Эдди Фоулкса. Пластинки Аткинса того времени вроде «Nightdrive» и «Chase» стали классикой электронной музыки. Собственный лейбл позволил музыканту не только реализоваться, но и стал платформой для мостика в Европу.

Тяжёлые для Metroplex времена наступили в нулевых. Впрочем, не только для него. Кризис испытывали многие техно-пионеры. Ушло какое-то время, чтобы приспособиться к новой эпохе, но в 2011 году без громких анонсов Хуан Аткинс перезапустил лейбл, а спустя несколько лет выпустил там новый альбом.

Эпизод шестой. Наше время

За последние 10 лет Хуан Аткинс не только вернул в строй Model 500, но и отремонтировал старые связи. Прежде всего, связь Берлин — Детройт. В дуэте Borderland с Морицом фон Освальдом они выпустили уже два альбома глубокого импровизационного техно. Получило свежее дыхание и старое соседство Аткинса с Дерриком Мэем и Кевином Сондерсоном. Беллвилльская троица отныне не только журналистский штамп, но и диджейский проект The Bellville Three, с которым ветераны колесят по всему миру.

За скромным и сугубо технологичным названием скрывается человек, навсегда изменивший историю музыки

Play Video

Диджей-сет Хуана Аткинса для DJ Mag

Эпизод седьмой. Электро

Хуан Аткинс начинал с электро. Об этом говорил он сам, уточняя, что в Детройте эту музыку называли техно. Его ранние проекты Cybotron или Channel One — электро в чистом виде. Поэтому не удивительно, что в наши дни, когда этот стиль стал самым популярным на танцполах, Аткинс вернулся к нему — играет сеты, выступает как Model 500 живьём, да и его первый альбом после возвращения к записи музыки, «Digital Solutions», по большей части состоит из электро.

Эпизод восьмой. Перемоделирование

Со временем Model 500 превратился из студийного псевдонима в концертный проект, причём не просто проект, а настоящую супергруппу из Детройта, в которую вошли тяжеловесы от электронного андеграунда — борцы с системой из Underground Resistance, включая самого идеолога Майка Бэнкса. Как когда-то написал Resident Advisor: «Model 500 live — это космическая фанк-группа, играющая саундтрек к будущему в олдскульной манере». Вот Аткинсу и вернулось его увлечение фантастикой спустя 30 лет

Эпизод девятый. Лайв

Живое выступление Model 500 — это эффектное шоу, в котором, в стоящих за синтезаторами музыкантах, можно найти дань уважения Kraftwerk. Состав участников подбирал лично Майк Бэнкс, которому Аткинс бесконечно доверяет. Обычно группа выступает как трио: кроме лидера, на постоянной основе в нём участвуют его близкий друг Марк Тейлор и DJ Skurge.

Для самого Хуана лайвы в составе Model 500 стали новым вызовом — он никогда не появлялся на публике в таком качестве. Теперь на сцене он управляется с клавишными и чувствует себя великолепно, играя, в основном, ту самую классику, чтобы показать, что такое детройтское техно.

С момента возрождения проект поддерживает известный производитель музыкального оборудования Korg — с их синтезатора в детройтском магазинчике и началась наша история.

Эпизод десятый. Будущее

Напоследок просто дадим слово Майку Бэнксу: «Музыка, которую делает Хуан, выдержала проверку временем. Это дерьмо вечно».

  Подписывайтесь на наш канал в Telegram.
Не боятися грошей: що таке УКФ і хто вже отримав гранти на музику