Восемь друзей «Оскара»: обзор главных фильмов церемонии

,

19 February 2015

0

0

Оцениваем шансы «Бёрдмэна», «Отрочества», «Одержимости», «Игры в имитацию» и других претендентов на премию в категории «Фильм года». Выбирайте своего фаворита.

«Снайпер»
(«American Sniper», реж. Клинт Иствуд)

Другие номинации: лучший актёр (Брэдли Купер), лучший адаптированный сценарий, лучший монтаж, лучший монтаж звука, лучшее сведение звука.

Академия регулярно выделяет в списке лучших фильмов место для чего-нибудь военного и патриотического. В этом году его занял «Снайпер», опередив «Несломленного» Анджелины Джоли, что странно, ведь у второго и содержание, и исполнение значительно лучше. «Снайпер», тем временем, похож на неудавшуюся версию «Повелителя бури».

Практически всё содержание заключается в том, что набравший вес и отрастивший бороду Брэдли Купер в образе «морского котика» убивает людей в Ираке, приговаривая «Америка — лучшая страна в мире». Иногда он ещё общается с женой, но сценарий построен так, что даже драматичные диалоги про военный опыт звучат как абстрактный набор слов.

При этом сам автор мемуаров, послуживших основой для фильма, Крис Кайл, знаменит, в первую очередь, тем, что на его счету больше всего убитых солдат противника. Даже с патриотическим настроем не лучший пример для подражания. Самая неприятная же вещь в том, что нам он, похоже, должен очень сильно нравиться.

Многие радовались тому, что фильм не выбирает сторону и не комментирует события, но, откровенно говоря, он не столько воздерживается от комментариев, сколько не может ничего сказать, как будто два с половиной часа ты просто жуёшь что-то очень пресное, а тебя убеждают что так и надо.

«Бёрдмэн»
(«Birdman», реж. Алехандро Гонсалес Иньярриту)

Другие номинации: лучший актер (Майкл Китон), лучший актер второго плана (Эдвард Нортон), лучшая актриса второго плана (Эмма Стоун), лучший режиссёр, лучший оригинальный сценарий, лучшая операторская работа, лучший монтаж звука, лучшее сведение звука.

По количеству номинаций «Бёрдмэн» стоит в лидерах вместе с «Отелем Гранд Будапешт». Тем не менее, у «Отеля» номинации в основном технические, здесь же академики отметили всех авторов и исполнителей. Более чем заслуженно.

История об актере, который построил карьеру на роли супергероя Бёрдмэна, а теперь пытается проявить себя в театре, умудряется быть масштабной и камерной одновременно. Оператор следует за мечущимся по закулисью героем Майкла Китона, иногда отвлекаясь на других обитателей театра, а блестящий монтаж создает впечатление непрерывности кадра, придавая картинке эпический размах.

На втором плане как на подбор замечательные актеры, у каждого персонажа находится что добавить повествованию, а чудесные Нортон и Стоун в ролях соответственно пафосного актёра и нервной дочки главного героя так колоритны, что и вторым планом их называть язык не поворачивается. Вдобавок детали — от едких шуток про шоубизнес, до музыкального юмора — складываются в ироничное, умное кино с красивым почерком, смотреть которое — одна радость.

«Отрочество»
(«Boyhood», реж. Ричард Линклейтер)

Другие номинации: лучший актер второго плана (Итан Хоук), лучшая актриса второго плана (Патриция Аркетт), лучший режиссёр (Ричард Линклейтер), лучший оригинальный сценарий, лучший монтаж.

«Отрочество» — главный фаворит оскаровской гонки, снимавшийся 12 лет с одними и теми же актерами — амбициозный проект, который при просмотре выглядит на удивление скромно. Это тёплая, исполненная ностальгии история взросления мальчика, а заодно и история семьи. Папа, навещая детей, с каждый разом становится всё солиднее, мама, растящая двух отпрысков, ищет благополучия и строит карьеру, сестра взрослеет и меняется вместе с братом. И всё это — в приглушенных тонах, с линклейтеровским фирменным умением показывать быт без «бытовухи». Когда каждая деталь важна, а каждый момент уникален.

Сценарий и монтаж на первый взгляд тоже не поражают, именно потому, что фильм протекает естественно, без вспышек и скачков. Но собрать материал, отснятый за столько лет в ровный, устойчивый рассказ — задача особенная, и выполнена она на ура.

Пока что на протяжении всего сезона наград «Отрочество» почти всегда побеждает и как лучший фильм, и как лучшая режиссёрская работа, так что, скорее всего, и 22 февраля Ричард Линклейтер выйдет на сцену получать статуэтку.

«Отель Гранд Будапешт»
(«The Grand Budapest Hotel», реж. Уэс Андерсон)

Другие номинации: лучший режиссёр, лучший композитор, лучший оригинальный сценарий, лучшая операторская работа, лучший дизайн костюмов, лучший грим и прически, лучший художник-постановщик, лучший монтаж.

Пожалуй, самый яркий, масштабный и энергичный фильм Уэса Андерсона раскинулся по всем техническим номинациям, и легко понять почему.

Ностальгическая, по-доброму смешная история о приключениях мальчика-коридорного и наставника-консьержа, снята в таких кондитерских красках, с такой ощутимой текстурой, что хочется прикоснуться, и, желательно, утащить домой, чтобы любоваться и дальше.

Костюмы, как всегда у Андерсона, выдержаны в особом ретро-стиле, а экшн нарочито похож на кукольный мультфильм. Всё это согревает душу то ли своим старомодным уютом, то ли детской манерой притворяться, что всё это — по-настоящему. Получившееся нежное, игривое, прилежно выстроенное кино, должно на «Оскарах» выиграть хотя бы в одной технической номинации, если есть в мире справедливость.

«Игра в имитацию»
(«The Imitation Game», реж. Мортен Тильдум)

Другие номинации: лучший актёр (Бенедикт Камбербэтч), лучшая актриса второго плана (Кира Найтли), лучший режиссёр, лучший композитор, лучший адаптированный сценарий, лучший художник-постановщик, лучший монтаж.

Один из двух байопиков учёных, выдвинутых на «Оскар» в этом году, рассказывает о работе Алана Тьюринга над расшифровкой немецкой «Энигмы», параллельно говоря, конечно же, о личной жизни и приговоре за «грубую непристойность», как законодательством тогда определялся гомосексуализм. Фильм, тем не менее, к этому вопросу относится больше как к контексту, сосредотачиваясь на работе ученого и аутизме. Да и к тем подход довольно-таки упрощённый. Всё построено на том, что Тьюринг изобретает и борется, а остальные сидят вокруг и удивленно наблюдают.

К истории как факту фильм относится по большей части только синопсисом, но в целом «Игра в имитацию» — кино увлекательное, живое и добротно сыгранное, почти старомодное в своем стремлении сделать из реального человека супергероя, в одиночку выигравшего войну. На «Оскарах» оно, скорее всего, присутствует ради самого присутствия, хотя может что-нибудь поймать во второстепенных номинациях.

«Сельма»
(«Selma», реж. Ава ДюВерней)

Другие номинации: лучшая песня.

Фильм, непонятным образом оставшийся без номинаций в режиссёрской и актёрской категориях, рассказывает о масштабных маршах протеста, организованных Мартином Лютером Кингом в городке Сельма, штат Алабама.

«Сельму» не стоит недооценивать. Стильная постановка, аккуратный подход к предмету, плавное повествование и, конечно, восхитительная по драматизму сцена полицейской атаки на протестующих вместе составляют прекрасный пример того, как нужно снимать кино на социальные темы.

Вдобавок редко когда видишь историческое кино, в котором сама история не затмевает режиссёрского почерка, а работает вместе с ним, создавая уникальную атмосферу с сочными акцентами, будь то картинка, музыка или чётко выверенный момент для сюжетного поворота. Вдобавок «Сельма» — история, казалось бы, о прошлом — ещё и на редкость злободневна. Протесты в Алабаме слишком сильно напоминают о протестах в Фергюсоне, из-за чего отсутствие достойного представления фильма на «Оскарах» ещё обиднее.

«Вселенная Стивена Хокинга»
(«The Theory of Everything», реж. Джеймс Марш)

Другие номинации: лучший актёр (Эдди Редмэйн), лучшая актриса (Фелисити Джонс), лучший композитор, лучший адаптированный сценарий.

Второй учёный в фильмах-номинантах, и снова британский проект, практически противоположный «Игре в имитацию». Если в истории о Тьюринге все внимание было уделено историческому фону и труду над созданием машины, здесь теория Хокинга — всего лишь фон для истории о болезни, выживании и преданности.

Фильм основан на книге бывшей жены учёного, поэтому фокус сдвигается к семейной жизни, да и картина становится шире за счёт сюжетных веток, в которых Хокинг и вовсе не участвует. В результате получается трогательный до умиления фильм о борьбе и надежде. С очаровательными актерами (Эдди Редмэйн — один из главных, если не главный претендент на «Оскар» за лучшую мужскую роль) и несколькими очень хорошими режиссёрскими находками, но ощущение того, что можно было то же самое снять и не про физика, не покидает на протяжении всего времени.

«Одержимость»
(«Whiplash», реж. Дэмьен Шазелл)

Другие номинации: лучший актер второго плана (Дж. К. Симмонс), лучший адаптированный сценарий, лучший монтаж, лучшее сведение звука.

Снятый за 19 дней фильм с момента премьеры (и гран-при) на фестивале Санденс восхвалялся критиками на протяжении всего года. Камерная история противостояния дирижёра-тирана и стремящегося к величию юного барабанщика на деле оказалась фильмом взрывной энергетики, способным побороться со многими гигантами кино.

Для Шазелла это первый полнометражный фильм, но профессионализм и умение достигать результата видны в каждой сцене, а команда подобрана так, что каждый элемент работает как машина. Меткие планы и чёткий монтаж создают фантастический — особенно для рассказа о джазовом оркестре — накал. Текст стреляет на поражение, актеры работают на износ. Приятно, что академиками всё отмечено в равной степени, а Дж. К. Симмонс, судя по всему, может получить «Оскар» как лучший актер второго плана.

«Kingsman»: семерых одним ударом