Пётр Чернявский: «В украинской музыке всё время кто-то норовит заскочить в чужой поезд»

,

03 December 2015

3425

0

Экс-гитарист группы «Океан Ельзи» наконец-то представит свой сольный проект Peter And The Wolves вживую — 4 декабря на вечеринке лейбла Enjoy.
Музыкант рассказал Comma о новых утяжелённых треках, тайной записи с Esthetic Education и дефиците личностей на отечественной сцене.

Сегодня где-то вычитал новое для себя словечко, интересное и современное — лин-стартап (lean startup). Когда человек, не бросая работу, задумывает новое дело. Так вот Peter and the Wolves начинались как лин-стартап. У меня по-прежнему есть студийные и концертные предложения от разных артистов, обрубать это всё мне не хочется, а необходимость делать своё возникла. Нужно всё-таки жить большими целями.

Особых амбиций петь не было. Просто написались песни, и я понял, что не стоит кого-то утруждать и просить это прожить — спою сам. Мне показалось, что музыке это соответствует.

Если ты посмотришь на по-настоящему больших артистов, в их творчестве очень много лично от них. Взять моего луноликого бывшего коллегу

Живой состав собирается с нуля, почти безотносительно к студийному процессу. Чтобы выйти на сцену, людям нужно собраться вместе, порепетировать — это неизбежное зло, но я готов на него пойти. Хочется, чтобы «Петя и волки» вживую играли компактным, но внушительным составом.

Дебютный EP получился спокойным, даже чуть попсовым. Такое было настроение у всех участников. Там не так много гитар — не всякий человек искусства любит делать то, что от него ждут. Но в одном треке я постарался и запилил 30-секундное соло. Новые демо уже тяжелее — кое-где проявляется панк и стоунер, есть песня с гитарным соло уже на полторы минуты. Просто решили начать с простого, но и в первом EP есть бунтарские элементы. Они кроются в музыкальных tongue-in-cheek шуточках, немножко в текстах, в студийных технологиях.

В период становления больше всего на меня повлиял панк-рок, в котором я ни черта не понимал. Знал только Sex Pistols, когда начал играть в группе «Абздольц». Вот это сильно раскрепостило, считайте, другим человеком стал. Ну а дальше любая бунтарская музыка — это ко мне.

Я бы не сказал, что в «Океан Ельзи» всё было авторитарно. Лидер был, но и спонтанности нам иногда ой как хватало.

Конечно, в 20 лет ты дурогонишь. Всякие бывали причины этого дурогонства. Вот что заставило меня надеть белое платье на концерт «ОЕ»? Оно просто подошло.

На концерты Земфиры в 2010-ом в Юрмале и 2014-ом в Москве, насколько я понимаю, меня вызывали как пожарного. Надеюсь, что не скажу сейчас ничего секретного. Мне звонили за несколько дней до концерта и говорили: «Программа летит, спасай». Я прилетал первым же самолётом. И как-то всё срасталось.

Я был большим любителем Esthetic Education, царство им небесное. Я же в те годы играл в «ОЕ», поэтому гитару для песни Эстетиков «Crucify» записывал тайно. Мы с Юрой [Хусточкой] тогда занимались как продюсеры небольшими артистами, то попсовыми, то инди. Между концертами встретились, заехали в студию и записали. Кажется, была ещё пара совместных треков, которые так и не вышли. Уже тогда у Esthetic Education было «посерьёзневшее» время. Ты помнишь альбом «Werewolf»? Мрачнейшая обложка, тяжёлые песни — какой контраст с первым, цветастым альбомчиком. На концертах тоже стала проявляться разница, они стали всё делать со слишком серьёзными лицами.

Я не рассчитываю выводить «Петю и волков» на стадионы, но хочу чуть-чуть исправить ситуацию с отечественной музыкой. Скромно поработать над этим.

Проблема украинской музыки в том, что музыканты идут на поводу у общих тенденций. Поднимается мода на этнику — тут же многие переходят на этнику, распадаются, скажем, Tomato Jaws и появляется ONUKA. Становится модным стадионный звук — и группы, которые собирают небольшие клубы, стараются наладить его у себя, хотя там нужно другое взаимодействие с публикой. Я не вправе ставить своих диагнозов украинской музыке, я не большой её потребитель. Просто выражаю своё скромное мнение.

Такие в наших краях инди-артисты — их подчас
не поймёшь, они слишком хрупкие

Я нечасто слушаю новых украинских артистов ради удовольствия. Редко можно восхититься умением трансформировать свою личность в искусство, отличиться от всех таким образом. Если ты посмотришь на по-настоящему больших артистов, в их творчестве очень много лично от них. Взять моего луноликого бывшего коллегу. Или девушек, с которыми я работал. Это же непререкаемые личности. С гитарой, у фортепиано, у микрофона — не важно, ты точно знаешь: вот это он (она). Но у нас, к сожалению, всё время кто-то норовит заскочить в чужой поезд. Тем приятней исключения.

Я не рассчитываю выводить «Петю и волков» на стадионы, но хочу чуть-чуть исправить ситуацию с отечественной музыкой

Вот Tape Flakes понравились. Послушал пару треков группы «Руки’в Брюки» — ничего так. «Дайте танк (!)» — они, правда не украинцы, но не бойтесь, это всё равно замечательно и иронично.

Когда мне хочется послушать чего-нибудь нового, у меня дома играет радио KEXP, когда старого – Psychedelicized. Я вот группу Temples услышал раньше многих, на KEXP. Они блестящие стилисты, но при этом есть музыкальные решения, которые их отличают. Парни берут ультра-инди-звук, под него исполняют практически шлягерные произведения — и это приятно слушать. Tame Impala хороши, но это не молодые артисты, а уже заслуженные зубры. Кевин Паркер как-то отвечал на вопросы читателей Reddit и кто-то написал: вот, дескать, выложи, Кевин, какую-то новую невыпущенную песню — и через пять минут Кевин выкладывает в комментарии новый трек. Такая лёгкость подхода мне нравится.

.

Написали мне однажды одни белорусы. Говорят: «Знаем вас как музыканта и немного как саунд-продюсера, вот наша музыка, послушайте, пожалуйста». Я был в студийных запарах и около недели не мог до неё добраться. Предупредил их об этом, послушал то ли через неделю, то ли через месяц, пишу: «Классная музыка, давайте говорить о дальнейшем, как сделать её ещё лучше». А солист отвечает: «Вы знаете, Пётр, у нас произошло вот что: наша группа распалась». Такие в наших краях инди-артисты — их подчас не поймёшь, они слишком хрупкие.

Иногда мне пишут молодые группы — я так понимаю, им импонирует моя фигура как музыканта и как культурной единицы. Единички. Погладил себя чуть-чуть только что.

В общем, я готов кого-то продюсировать, все время неторопливо ищу начинающих артистов с потенциалом, украинских или неподалёку. Требований никаких, лишь бы это были зародыши хорошей музыки.

Коли музика перевершує сама себе: Ібрагім Маалуф