«Может ли надпись синим на стене изменить мир к лучшему?» — вопрос на злобу дня заставил не на шутку задуматься. А может ли? Ответ нужно искать у того, кто, собственно, первым задал этот вопрос улице. Человек с синим маркером Максим Кот рассказал нам, зачем он философствует на вертикальных поверхностях города.
Как родилась идея ваять надписи? Синий маркер — это всего лишь синий маркер или цвет имеет какой-то символический смысл?
Все очень просто. Появилась некая внутренняя потребность диалога между мной и улицей. Можно было рассказывать о том, что думаешь, постить это в интернете. Но захотелось, чтобы это увидели люди, с которыми у тебя нет возможности общаться. Дедушки, чьи-то мамы, бездомные. Все началось с обычного четверостишия или фразы, которую захотелось написать на улице, для всех. Я купил маркер, чтобы рисовать и на черном, и на белом. Цвет выбрал универсальный: синий. Такой нейтральный, любимый всеми. Это было дело случая.
Позже люди начали узнавать мой почерк и вот этот самый синий маркер. И я решил от него не отказываться. Писал не только в Киеве: Львов, Драгобрат, Яремче, Буковель, Одесса, Загреб, Прага, Милан, Москва, Казань, по всему Крыму, в Кишеневе. Карта надписей растет.
Все надписи пишутся характерным почерком — я пишу левой, немного с уклоном в противоположную сторону. Сейчас я пишу маркерами на водяной основе. То есть, если какой-то бабушке не понравится надпись на железной двери, она может взять тряпку и в любой момент ее стереть. И никому от этого горя не будет. Знаешь, у стрит-арта есть одна особенность — непродолжительность его существования. Ты можешь написать или нарисовать что-то, а вскоре это просто уничтожат. Процентов сорок моих надписей, которые уже стали мемами в интернете, в реальности, к сожалению, уже не существуют. Ценность несет уже не столько надпись в контексте того, что она где-то написана, сколько второй след — ее фотография.
А если бы тебя все-таки обвинили в вандализме или порче имущества, каковы твои аргументы в защиту?
А что такое, по сути, вандализм? Да, я порчу имущество. Но я не пишу на церквях. И на джипах тоже не пишу, слава Богу. А это именно то имущество, ради которого стоит обвинять в вандализме. Я сознательно не делаю гадостей, не описываю тачки и частную собственность (хотя иногда хотелось бы).
Я пишу на каких-то заброшенных электрических щитах, которые никому не нужны были и не нужны будут еще десятки лет. На железных дверях, заборах, возле которых редко кто ходит. Или на гаражах вдоль железных дорог. Вряд ли это можно назвать вандализмом. Наоборот, ты этому электрощитку или гаражу жизнь новую даришь.
«Ты этому электрощитку или гаражу жизнь новую даришь».
Я пишу поздно ночью, а на следующий день фотографирую надпись. Всегда возвращаюсь, как маньяк на место преступления.
Свою первую надпись помнишь?
Нет. Она не столь важна. Моя первая надпись была в дневнике. И первые записи, естественно, были именно там. Все, что сейчас рождается на стенах — это результат обдумывания цитат других и, в результате, придумывание своих.
Некоторые вещи, о которых люди догадываются только сейчас, на самом деле были давным-давно написаны, прочитаны и пережиты теми миллиардами людей, которые жили до нас. И если почитать историю, литературу, то существует очень много таких мыслей, которые именно сейчас могут понадобиться простым людям. Они вдруг снова стали актуальными. Этот момент меня очень интересовал. Из-за этого я и начал накапливать цитаты. Нам есть что сказать. И не только нашим современникам, но и будущим поколениям.
Ты не возвращаешься на место, где была сделана надпись?
Как же не возвращаюсь? Я пишу поздно ночью, а на следующий день фотографирую надпись. Всегда возвращаюсь, как маньяк на место преступления.
Было такое, что тебе кто-то отвечал? Каким-нибудь сиреневым маркером, например?
Было, да. Но здесь бы хотелось уточнить один момент. Когда обдумываешь очередную надпись, в голове рождаются вопросы. Зачем ты вообще это делаешь? Хорошо это или плохо? Лучше написать свое или что-то чужое? И если бы не было той ранней корявой надписи, то и этого мыслительного процесса тоже не существовало бы. Так что если ты сомневаешься, то стоит взять и сделать, даже если эта идея кажется не совсем удачной.
Одна моя старенькая надпись гласит: «Человек придает слишком большое значение слову. И не зря». Потому что, действительно, человек придает слишком много значения слову и действительно не зря. Но. Меня эта надпись, откровенно говоря, бесит. Она не несет какого-то смысла, она не вызовет человека на какие-то конкретные размышления. К тому же, там я сделал ошибку, и человек с черным маркером пришел и исправил меня, как учитель. Эта надпись до сих пор живет. Я даже хотел обыграть дальше этот момент, вызвать человека на диалог. Но прошло время, я с этой надписью немного пожил, подумал, и она перестала мне нравиться. И пускай тот человек, который решил исправить меня, будет прав, потому что надпись действительно херовая.
Ты позиционируешь себя как писатель или все-таки как художник?
Как художник, естественно. Тексты на стене — те же картины, просто с более ограниченными инструментами создания. У тебя есть слова, с которыми ты и играешь. Придумываешь какую-то надпись, но пока не увидишь, как она выглядит, не скажешь наверняка, красиво это или нет.
Свои надписи я стараюсь не переносить сразу на стенку, а предварительно записать где-то, посмотреть, как они выглядят. Чаще всего это выхоженные мысли, собственные выводы, которые потом находят свое продолжение на стене. Бывает такое, что вещи в контексте конкретного места очень вдохновляют, и ты тут же их пишешь. Но это больше исключение.
Какие эмоции тебя вдохновляют? Отрицательные или положительные?
Наверное, честно было бы ответить, что, да, эмоции, и да, негативные. Прямая обязанность современного искусства — отражать проблематику общества. Искусство любой эпохи тем и ценно, что передает дух и проблемы этого времени. Если ты будешь просто красиво рисовать или каллиграфическим почерком выводить свои тэги, в этом не будет никакой ценности. Ты не раскроешь тему, не вызовешь людей на размышления.
Одна из моих любимых надписей — возле ТЦ «Гулливер» в Киеве, в парке на лавочке: «Может поцелуешь ее наконец-то?». Все шутят, мол, это что, лавочку целовать? Хорошая это надпись или плохая? Хорошие или плохие эмоции вызывает? Представь себе ситуацию: парень идет с девушкой по парку и не решается ее поцеловать. Изначально эта эмоция негативная — мы говорим о нерешительности. Но на самом деле, насколько это позитивно — ты просто идешь и видишь какой-то знак свыше: на лавочке написано, что ты дошел до конца парка и пора уже что-то предпринять. Очень рад, когда прогуливаюсь, а возле этих лавочек кто-то целуется. Не где угодно в парке, а именно возле этой лавочки. В этом есть конкретный результат, и это очень мило.
Мы должны впитывать в себя окружающую действительность как дети, рефлексировать и, в идеале, превращать это в какие-то элементы искусства. Не важно, что нас окружает — хорошее или плохое. Любые эмоции должны порождать в нас стремление к творчеству.
А о чем ты сейчас мечтаешь? Есть какая-то мечта, которую можешь озвучить?
Мечтаю, чтобы мы в процветающей стране жили. Чтобы не хотелось людям уезжать. Хотелось детей здесь делать. И с соседями здесь сплетничать, а не где-то там, в благополучных странах. Может, это утопические мечты, но об этом сейчас и мечтаю.
Что ты можешь пожелать людям, которые сомневаются в своем творчестве, своем таланте, но хотят и не могут не творить?
Не пишите что попало на стенках. Если хотите что-то передать, то десять раз подумайте и один раз передайте. Пожалуйста. Очень хочется, чтобы такого рода минималистские надписи на стенах существовали. Их ценность в том, что они просты, но с максимально глубоким и всегда двояким смыслом. Они не всегда понятны людям. Очень часто бывает так, что надпись требует объяснения. И это круто. Этот диссонанс, когда ты закладываешь что-то очень хорошее в самую простую оболочку, действительно тянет на ценность.
Когда ты просто так, от нечего делать, берешь баллон с краской или маркер и пишешь что попало, например, «тут был Сява», то это совсем не круто. Нужно немножко подумать и постараться, прежде чем выдавать плоды своего творчества публике. Все мы должны реализовывать себя с помощью творчества. Это обязательное условие для полноценной человеческой жизни. Потому что без заполнения этого пункта мы просто не сможем почувствовать себя по-настоящему счастливыми и полноценными людьми. Мы обязательно должны найти в себе стержень для творческой самореализации.
Рисуйте. Танцуйте. Пишите стихи. Знакомьтесь с райтерами и смотрите, как они рисуют. Может быть, вам понравится и сами захотите что-то нарисовать. Любые методы для творческой самореализации природно необходимы всем.
А еще нужно помнить, что всегда найдутся люди, которым понравится то, что вы делаете. Найдутся и такие, которым это не понравится. Но если есть хоть один человек, которому по душе то, чем вы занимаетесь, и если это искренне, тогда стоит и дальше развивать свое творчество.
Все работы кота можно найти в соц.сетях instagram и vk.com по хештегам:
#кітщомалює #triumphofwriting #синиймаркер