Не грозит ли такая система заработку артистов и будущему индустрии? Как стриминговые сервисы изменили привычки слушателей? И, в конце концов, что нужно, чтобы в Украине появились их официальные представительства?
Саша Вареница, сооснователь компании Be Management Music & Publishing, пообщался об этом с менеджером Элли Джайлз из Various Artists (The Libertines, Charlie XCX, Spiritualized) и дистрибьютором Камил Саттар из Proper Music Group. Разговор состоялся на музыкальном форуме Selector Pro, который организовал Британский Совет в Украине.
После блокировки пиратской социальной сети ВКонтакте и платформы Яндекс.Музыка в Украине появилось пространство для конкурентной борьбы стриминговых сервисов за аудиторию. Возможно, верх одержит Google Music или Apple Music, который пока лидирует на рынке, возможно, это будет Deezer или Spotify, а может быть появится локальный стартап. Как делятся доли рынка между стриминговыми сервисами в Британии?
Камил: Spotify — однозначный лидер. Его доля рынка в Британии — около 80%. Остальные 20% делятся между Apple Music, Amazon, YouTube в порядке убывания. На пятом месте Deezer.
Насколько мне известно, такие непопулярные стриминговые сервисы, как Pandora, платят музыкантам больше отчислений, чем Spotify, Apple Music и Google Play. Так они отвоёвывают свою долю рынка?
Камил: Отчасти да. Есть нюансы с форматом монетизации. Скажем, Spotify платит музыкантам вполовину больше за прослушивание их композиций пользователями, которые купили премиум подписку. Apple Music учитывает количество скачиваний. Также в разных сервисах влияет наличие или отсутствие рекламы.
Когда в 2003 году Arctic Monkeys прославились через MySpace, британская музыкальная пресса воодушевилась — мол, наконец-то удар по диктатуре мейджор-лейблов. Сейчас складывается ощущение, что пресса возвращается на сторону физических носителей. Вижу много новостей, связанных с ними. Действительно ли в Британии всё больше людей склоняется к старым методам?
Элли: Популярность физических носителей слегка преувеличена. Сначала люди слышат музыку онлайн, а если она им очень нравится, они хотят услышать её на виниловой пластинке. Это вещь, которой можно по-настоящему владеть. Обложка может быть произведением искусства, которое приятно даже просто повесить на стену. Мне кажется, CD не приносят столько удовольствия.
Стриминг стимулирует немножко другое отношение к творчеству. Люди потребляют музыку скорее через отдельные треки, чем альбомами. Они могут любить десяток песен от десятка разных исполнителей, не прослушав альбомы ни одного из них.
Стриминг стимулирует другое отношение к творчеству: люди потребляют музыку скорее через отдельные треки, чем альбомами
Камил, вопрос к вам. В том же Spotify есть топ новых альбомов, горячих треков — это всегда около 10–15 релизов, хотя мы ведь понимаем, что их выходит в разы больше и кто-то туда не попадает. Как артистам получить поддержку от стриминговых сервисов? Кому писать?
Камил: Мы когда-то общались об этом с партнёрами из стриминговых сервисов. Нет смысла писать им, чтобы попасть в популярные плейлисты. Помимо качества самой музыки, Spotify, Apple Music и прочие интересуются историей артиста, тем, как он себя подаёт. Они знают всю аналитику по исполнителю, знают, как много людей его слушает и как давно.
Недавно мы работали с джазовым пианистом Нилом Коули. Он записал концептуальный альбом и выпустил его вместе с нотной книгой. Помимо этого, он вёл блог, где пошагово описывал запись. Мы сделали из всего этого историю и отправили её в Spotify, Apple Music, Deezer и прочие сервисы. Не успели оглянутся, как прослушивания нескольких треков из альбома стали исчисляться не сотнями, а миллионами. Всё из-за того, что стриминговые платформы поверили в артиста и разместили две его песни в своих плейлистах новинок. Это стало скачком в карьере Нила.
Среди музыкантов есть стереотип, что Apple Music смотрит только на цифры. Мол, чем больше у тебя прослушиваний и подписчиков — тем выше ты окажешься в выдаче и больше продадут твоей музыки. Получается замкнутый круг. Такие площадки могли бы стать инструментом продвижения для молодых артистов, но непонятно, где там для них вход. Ваша же история говорит о том, что всё зависит именно от оригинальности истории, аудио и визуализации. Так может ли талантливый артист, не подписанный на мейджор-лейбл, получить настоящую поддержку от стримингового сервиса?
Камил: Здесь нет простого ответа. Это очень сложно, потому что каждый артист соперничает с тысячами, десятками тысяч других. Нередко всё зависит от ваших личных отношений с редакторами или профессионализма компании, которая занимается вашим промо.
Так или иначе, попадание в плейлист стримингового сервиса — не единственный путь к успеху. Кроме того, многие музыканты забывают, что могут привлекать к себе внимание на Spotify, создавая плейлисты самостоятельно.
Элли, вопрос к вам. Могут ли стриминг-сервисы эффективно работать и развиваться в стране, где не решены вопросы защиты авторских прав?
Элли: Не уверена. Это политический вопрос, который должен решаться через лоббирование специальных законов.
Каждый артист соперничает с тысячами, десятками тысяч других
Есть ещё один сложный момент. Офисы наиболее популярных в Украине музыкальных магазинов Apple Music и Google Play находятся в Москве. Любые связи нашего шоу-бизнеса с Россией воспринимаются обществом и прессой очень болезненно, при этом ни один украинский артист не может загрузить свой релиз на эти сервисы, не контактируя с московским офисом. Эта история остаётся за кадром, её просто никто не обсуждает. Дальше либо эти связи будут разорваны и Украина окажется в «серой зоне» без стриминговых сервисов, либо произойдет чудо и здесь появятся их представительства. Что должно произойти, чтобы это случилось?
Камил: К решению этой проблемы нужно привлечь государство. В стране должны защищаться права на музыку, артисты должны получать деньги за своё творчество. Именно это привлечёт большие стриминговые платформы в Украину и расшевелит индустрию. Такие компании, как Apple Music, должны убедится, что Украина перестала ощущать советское влияние.
Элли: В Украине много потрясающих музыкантов, которые много и качественно выступают вживую. Возможно, настало время, чтобы их менеджеры собрались вместе и обратились к власти: «Мы делаем своё дело хорошо, мы зарабатываем деньги своими живыми выступлениями, но почти ничего не получаем от записей. А ведь эти деньги можно обложить налогами, и от этого выиграют все».
Как изменились привычки слушателей с переходом на стриминговые сервисы?
Элли: Ощутимо. К своему стыду, я стала меньше покупать альбомы. Только если сильно полюблю релиз, прослушав его в стриминге. Но мне кажется, это не плохо. Это демократизация музыки. Люди могут слушать всё, что угодно, в любое время. Для артистов это тоже хорошо: можно выложить всего три трека на Spotify, и если они пользуются популярностью, то могут приносить автору £500 в месяц.
Камил: При этом музыка на физических носителях не сдаёт позиции, в Великобритании цифровые и физические продажи идут бок о бок, 50 на 50.
Элли: Теперь у слушателей есть возможность выбирать разные треки в разных стилях из разных эпох, и это чудесно. К тому же, работает система рекомендаций, которая позволяет открывать новую музыку. И это не значит, что теперь фанаты не будут покупать диски и пластинки групп — людям всё так же нужно быть причастными к творчеству, которое они по-настоящему любят.
В Украине много потрясающих музыкантов. Возможно, настало время, чтобы их менеджеры вместе обратились к власти
Кстати о рекомендациях. Доля людей, слушающих на сервисах плейлисты, очень велика. Раньше это были подборки «Для концентрации», «Для отдыха», «Для вечеринки». Сейчас их стало больше и дошло до того, что недавно мне попался так называемый «Плейлист для уборки».
В моём представлении уборка — это когда громко работает пылесос. А там первым треком Джон Хопкинс, который основательно подходит к музыке. Абсурд, ведь таким образом складывается впечатление, что музыка — не самодостаточное искусство, и должна быть фоном для чего-то. Что вы думаете по этому поводу?
Элли: Многие действительно слушают музыку только через подобные плейлисты, я тоже слушаю их на работе и собираю сама. Но всегда были и будут как настоящие прожжённые фанаты музыки, которые покупают её на разных носителях, приобретают мерч групп и ходят на концерты, так и те, кто слушает только радио. Стриминговые сервисы удовлетворяют потребности и меломанов, и рядовых слушателей.
Я не раз сталкивался с мнением, по которому использование стриминговых сервисов отбивает желание искать музыку самостоятельную. В молодости я был ди-джеем и привык находить много разных треков, постоянно копать глубже. Сейчас же ловлю себя на мысли, что мне лень проводить долгие поиски, я сдаюсь и просто включаю то, что рекомендуют. Как думаете, это моё единичное восприятие или стриминг действительно ограничивает кругозор?
Камил: Я не совсем с этим согласна. Мне кажется, настоящие меломаны, готовые слушать много и даже рассказывать об открытиях друзьям, будут всегда и всегда найдут способ искать новую музыку. Такие люди используют не только стриминговые сайты. Есть блоги, рекомендации друзей и так далее. Стриминг, конечно, значительно упрощает прослушивание музыки. Но даже в плейлисте «Для мойки посуды» можно найти свою новую любимую песню.
Фанаты не перестанут покупать диски и пластинки — людям всё так же нужно быть причастными к творчеству, которое они по-настоящему любят
Ну и в завершение хотелось бы задать вопрос о будущем стриминга. История показывает, что как только система осваивается, становится удобной и понятной для людей, она начинает рушится какими-нибудь революционерами. Главная интрига последних лет: что же взломает нынешнюю систему, как когда-то произошло с Pirate Bay в эпоху mp3 или пиратскими компакт-дисками ранее. И пару месяцев назад я увидел предпосылки.
В Австралии закрыли одну незаконную фирму, арестовали программистов, которые создали так называемую «ферму ботов». Боты вели себя как обычные пользователи: писали комментарии, ставили лайки, создавали свои плейлисты. 80 тысяч ботов накручивали прослушивания и скачивания для исполнителей нескольких независимых американских хип-хоп лейблов. В итоге фирма делила с артистами прибыль от действий ботов, а сами артисты обставляли своих конкурентов в Spotify. Как сами создатели «фермы» заявили в суде, если бы их задержали на день позже, то ботов было бы не 80 тысяч, а 800. По-моему, такие системы могут стать серьёзной угрозой для индустрии. Какие у вас есть прогнозы будущего стриминговых сервисов?
Элли: Идеальных систем нет, всегда будут способы их сломать. Нарушать правила — это человеческая природа. Но сейчас чудесное время. Я могу слушать что угодно, совершив несколько кликов мышью. Раньше мне пришлось бы пойти в магазин, выбрать, прийти домой и только тогда поставить пластинку. Музыканты тоже могут доставить свою музыку слушателям напрямую. В целом, мне очень нравится прозрачность стриминга и то, как он демократизирует музыку.
Камил: Мне сложно прогнозировать будущее стриминга. Сейчас многие могут сами создать музыку в своей спальне и достичь популярности без услуг музыкальной индустрии, даже привлечь к себе внимание крупных лейблов. Фанатов музыки тоже становится больше, и они готовы потреблять её в больших количествах. Поэтому я не думаю, что в ближайшие 10–15 лет что-то кардинально изменится.