The Knife
Двое существ говорят, что их зовут Олоф и Карин, и они — брат и сестра. Вместе они двое создавали диковинную, иногда резковатую, иногда карикатурную, почти оккультную, ни на кого не похожую электронику.
Без лица
Олоф и Карин редко общались с прессой — просто не видели в этом веселья. На фотосессиях они скрывали лица за масками то обезьян, то чумных докторов — так, мол, выглядит наше творчество.
«Гораздо хуже, когда тебе при прослушивании музыки нужно видеть людей. Хорошая музыка позволяет рисовать в голове собственные изображения. Они могут не иметь ничего общего с тем, как выглядит автор».
Однако рассмотреть парочку всё же можно. Например, в клипе «Pass This On». Нет, в главной роли приглашённая модель-трансвестит, но это Олоф с ней заигрывает, а Карин появляется в самом конце.
Такая в Швеции поп-музыка
Казалось бы, это творчество не для всех, но благодаря паре-тройке понятных песен шведская публика встретила их на ура — в 2003 году The Knife получили местную «Грэмми» как Лучшая (внимание) поп-группа. Ну как «получили» — отправили вместо себя на церемонию двух участниц феминистской арт-группировки Guerrilla Girls в масках горилл. Олоф и Карин вообще любят заигрывать с гендерной темой в песнях, клипах, выходках и редких интервью.
Прорыв
Примерно тогда же их земляк Хосе Гонсалес выпустил альбом «Veener», ставший платиновым в Британии. Одним из лучших моментов диска признали кавер на The Knife «Heartbeats». Так об Олофе и Карин заговорила вся Европа. Позже хит перепевали многие — от бельгийского хора Scala и Элли Голдинг до харьковской группы Pur:Pur.
Искусство не продаётся?
The Knife славятся своим якобы анти-коммерческим подходом. В то же время, они запросто разрешили использовать гонсалесовскую версию «Heartbeats» в рекламе телевизоров ради коммерческого развития своего лейбла Rabid Records. А ещё песни дуэта звучали в сериалах «Breaking Bad», «CSI: NY», «Girls», «Ugly Betty» и фильме Ксавье Долана «Воображаемая любовь».
На стороне
С Карин и её уникальным голосом хотели поработать многие, но повезло норвежцам Röyksopp — как тут не вспомнить фееричные «What Else Is There?» (2005), «This Must Be It» и «Tricky Tricky» (2009).
Тихий крик
По словам The Knife, альбом «Silent Shout» (2006), клип на заглавную песню и официальная фотосессия вдохновлены серией сюрреалистических комиксов «Black Hole» Чарльза Бернса — историей о «подростковой чуме», передающейся половым путём и вызывающей необычные физические мутации вроде рогов или огромных зубов. «Silent Shout» — безусловная веха в электронной музыке.
Вдохновение
Также в качестве своих источников вдохновения Олоф и Карин называли Дэвида Линча, Аки Каурисмяки, корейское кино, фильм «Донни Дарко», видеоигру «Doom», музыку Sonic Youth, Siouxsie and the Banshees, Кейт Буш, техно, грайм, хип-хоп юга США — в общем, что угодно и что попало.
Вживую
The Knife долго отказывались давать концерты, но в поддержку «Silent Shout» вдруг затеяли тур на 21 концерт. Естественно, почти всюду были солд-ауты.
Олоф и Карин в масках, если это вообще были они, находились на минимально освещённой сцене в сопровождении психоделического, порой невнятного видеоряда. «Одно из самых чудаковатых выступлений в электронике», — отзывалось издание Resident Advisor.
Мировое признание
Благодаря альбому «Silent Shout» уже на настоящей мировой церемонии «Грэмми» в 2007-ом The Knife выиграли шесть наград во всех категориях, где были заявлены: Композитор года, DVD года, Продюсер года, Поп-группа года, Альбом года, Артист года. Как вы можете догадаться, на вручение Олоф и Карин не явились.
Fever Ray
Устав от внимания, парочка разбежалась по углам. Олоф взялся воротить мрачное техно под псевдонимами Oni Ayhun и DJ Coolof, а Карин создала проект Fever Ray и выпустила магический альбом. Заодно девушка написала музыку к обновлённой версии психологического хоррора Ингмара Бергмана «Час волка» (1968) и засветилась в паре других проектов.
Пора точить нож
The Knife не могли вернуться просто так. Нужна была особая история. Тогда они взялись за экспериментальную оперу об эволюции «Tomorrow, in a Year», основанную на труде Чарльза Дарвина «Происхождение видов», для датской перформанс-труппы Hotel Pro Forma. Записывались в студиях Берлина, Стокгольма, Копенгагена, живую перкуссию сняли в Исландии, а звуки природы — на Амазонке.
Нормальность — для слабаков
«Музыка может быть такой бессмысленной. Нам нужно было отыскать страсть. Мы попросили друзей и любовников помочь нам». С таким сообщением The Knife начали представление студийника «Shaking The Habitual» — в дословном переводе «Потрясая обычное» или, другими словами, «Трахни нормальность».
Олоф и Карин говорили, что в альбоме воплощены темы феминизма, квир-теории, энвайронментализма, структурализма, а по текстам разбросаны отсылки к книгам писателей-активистов. На деле это почти 100-минутный опус с 19-минутным дроуном и другими ошарашивающими вещами, чтобы никто даже не подумал снова позвать дуэт на «Грэмми» или прикупить трек для сериала. Авангард как он есть, местами вполне содержательный, местами нарочито вызывающий.
Зуб за око
Мужской танцевальный класс под руководством молодой девушки — клип «A Tooth For An Eye», по словам Карин, призван разрушить через танцы преувеличенный образ мужественности, власти, лидерства. Здесь воплощены её любимые социальные идеи ещё с ранних лет группы.
Потанцуем?
Танцевальная тема воплотилась в кульминации творчества The Knife — новых гастролях. Моментальные солд-ауты, большие по меркам группы площадки от полутора до четырёх человек, новые дискотечные аранжировки, разодетые танцоры и вообще большая команда из 25 человек, каждый из которых теперь являлся официальным участником The Knife настолько, что Олоф и Карин могли продолжать скрываться.
Всё
«У нас нет никаких обязательств продолжать. Всё должно делаться ради фана», — заявили The Knife в последнем интервью Dazed & Confused. 8 ноября состоялся прощальный концерт на фестивале Iceland Airwaves.
В ближайшее время Олоф будет занят продюсированием артистки из Туниса Houwaida Hedfi. Карен держит планы в секрете. Но можно точно сказать, что эти двое ещё удивят. Ведь мы имеем дело с существами, которым не суждено стать нормальными.