Как одна группа превращает творчество в культ, а культ в фарс.
«Марсы» давно стали ходячим пособием по работе с фанами. Они продают билеты на онлайн-сессии VyRT, на которых играют вживую, делятся секретами и дурачатся. Они гиперактивно ведут не только Facebook, Twitter, Instagram, ВКонтакте, но и Snapchat, который сближает сильнее. Они помещают портреты фанов на обложку альбома. Они укрепляют стадионный размах, используя в альбомах хор, а для его записи приглашают — ну, понятно кого.
А ещё флешмобы, рассылки, граффити, глифы, золотые билеты с местами на сцене — короче, бесконечно флиртуют со слушателями. В итоге нет поклонников преданнее, чем «марсовский» Эшелон. Kings and Queens of promise.
Наших зрителей так просто не проведёшь — на Джаредовское «Spasibo» вся фан-зона реагировала неистовым и дружным «Дякуєм!»
Thirty Seconds to Mars — образцовый маркетинговый проект. Не случайно в прошлом году Джаред Лето даже провёл семинар на «Каннских львах», главном мировом фестивале креативщиков. Он блестящий психолог и вместе с командой — музыкантами и менеджерами — вычисляет все уязвимые места подростков и взамен дарит им надежду, любовь, смысл. Дарит им веру. Религию.
В последние годы это заходит слишком далеко. В 2013-ом «Марсы» объявили на сайте конкурс татуировок — набей строчку из песни «Do or Die», запиши себя на видео, и мы, возможно, включим тебя в новый клип. Благо после волны жёсткой критики это объявление удалили, но остался осадок и подозрение, что группу заносит.
На концертах этот культ ещё ощутимее. Музыканты выходят на сцену под «O Fortuna» Карла Орффа — сложно представить более патетический старт.
Как водится в языческих ритуалах, на передний план выходит существо с головой козла.
Как водится в языческих ритуалах, на передний план выходит существо с головой козла. Спокойно, это Джаред Лето в эксцентричном головном уборе. Не хочет раньше времени показывать зелёные волосы и образ Джокера для предстоящего супергеройского блокбастера «Отряд самоубийц».
На заднике никакого привычного для других групп видеоряда, только большой треугольник (триад — воздух, свобода, знание). Перед бисом он подсвечивается инфернально красным и сопровождается записью зловещего гортанного пения. Треугольник — вообще мощный символ. Но не такой мощный, как торс Джареда Лето, который он оголяет, распевая — вдумайтесь — «all we need is faith».
Многотысячный киевский Дворец Спорта с удовольствием выполнял указания козлоголового лидера, следовал всем «jump, jump, jump» и распевам. А Джаред подначивал, вплоть до классического соревнования, какая же сторона фан-зоны кричит громче — левая или правая. Разделяй и властвуй. Посреди концерта вокалист явился на маленькой сценке между первой и второй фан-зонами и сыграл акустический блок песен «по заявкам».
Скорее всего, именно из-за съёмок Джареда в «Отряде самоубийц» группа вдруг перенесла киевский концерт на месяц. Уважения к фанам в этом мало. Однако Джаред Лето — актёр. Который может сыграть тощего трансвестита, ожирелого убийцу Леннона, комиксового шута-злодея, тем более рок-фронтмена.
Ему несложно войти в образ, рассыпаться убедительными признаниями «Kiev, I love you», «We’re so happy to be back in Ukraine», «Ukraine has such a special spirit» и размахивать украинским флагом. Ему несложно перед этим говорить то же, меняя название местности, и размахивать российским триколором в Москве, Санкт-Петербурге, Воронеже, Волгограде, Тольятти, Уфе, Челябинске, Новосибирске, Красноярске и Нижнем Новгороде. Несмотря ни на что. Никто не говорит об отмене концертов. Просто призывы со сцены, учитывая сумасшедшее влияние, могли быть другими.
Thirty Seconds to Mars — образцовый маркетинговый проект
«Помню, год назад вы переживали сложные времена, — отклонился от сценария Джаред. — Сегодня я увидел отстроенный Майдан и радуюсь, что вам, люди, всё лучше и лучше». Ну, как тебе сказать.
Глупо ожидать большей сопричастности от самой гастролирующей группы в мире (в 2011-ом «Марсы» попали в Книгу рекордов Гиннеса, отыграв 309 шоу за 2 года). Зато наших зрителей так просто не проведёшь, и на Джаредовское «Spasibo» вся фан-зона реагировала неистовым и дружным «Дякуєм!»
Жеманности зрелищу добавлял и плейбек — мало Дворца Спорта, хор звучал ещё и в подкладке (и не только хор).
С другой стороны, все ведь счастливы. Группа получает своё, фаны — тоже. Шары, конфетти, барабанные палочки. Джаред приглашает на сцену ребёнка с папой, делает с ними селфи и шутит о «fucking Nokia». Джаред призывает заходить на сайт группы и оставлять номера телефонов, а потом звонит по одному из них и фотографируется с победителем на фоне зала. Как написал один наш читатель: «Хороший тамада и конкурсы интересные».
Вот только в какой-то момент «Марсы» слишком размыли грань между верой и идолопоклонничеством. Когда у тебя столько власти, это опасно.
P.S.
За день до концерта Джаред Лето снялся в клипе украинского рэпера Ярмака и группировки «Стольный Град».
Тем временем, у гитариста группы Томо Милишевича состоялась неприятная встреча с шестью гопниками на ул. Институтской. Спасли и отгородили его сопровождавшие поклонницы. В твиттере Томо написал: «Я в порядке! Я все еще люблю вас, ребята, ха-ха… Я просто хочу больше не встретить этих шестерых! Благодарю моих девчонок, которые спасли меня! :*»