Twenty One Pilots в Киеве: как группа поколения показывает высший пилотаж и что с ней не так

,

07 February 2019

0

0

Давно под Дворцом Спорта не было такого волнения. Скорее всего, даже никогда. Фаны раскупили все билеты за 2,5 месяца до концерта. 30 января к восьми утра двести самых заядлых уже разбили лагерь у входа, остальные стекались к площади весь день и ютились ближе друг к другу под моросящим дождём. Своих было видно издалека по разметке из жёлтой изоленты на одежде.

Как дуэт Twenty One Pilots стал таким весомым и удаётся ли ему держать планку на концертах — рассказываем в нашем отчёте.

Легенда проста: музыканты бомбардировали округу концертами, выступали где только можно и понемногу набирали фолловеров. Пока однажды в 2011-м к ним на концерт не пришли 1,700 человек и представители 12 лейблов. С этого момента не так уж важно, какие идеи генерировали сами Тайлер Джозеф и Джош Дан, а какие подсказывала команда Fueled by Ramen — компании под крылом Warner Music, которая когда-то запустила карьеру подростковых героев Fall Out Boy, Panic! at the Disco и Paramore. Главное, что вместе, соединив музыку и маркетинг, они создали прецедент — практически идеальную группу нового поколения.

Казалось бы, стратегия успеха сегодня известна всем: найти и подчеркнуть свою уникальность, наладить близкий контакт с аудиторией, создать сильный бренд, продолжать развиваться. Но в её воплощении только Twenty One Pilots оказались такими изобретательными и последовательными.

Приличные ребята из строгих религиозных семей школьных учителей и социальных работников, Тайлер и Джош даже бунтовали интеллигентно и рассудительно. Название группы — из пьесы Артура Миллера о Второй мировой. На обложке альбома «Vessel» (2013) — дедушки самих музыкантов. Индустрия таких любит. А ещё она любит тех, кто вовремя идёт на уступки: обычно оберегая своё творчество от вмешательства, Пилоты согласились поработать над альбомом «Blurryface» (2015) с опытными продюсерами. В частности, продакшн для ключевой песни «Stressed Out» и ещё трёх номеров сделал Майк Элизондо — соратник Dr. Dre, который играл на басу во многих его работах, помог Эминему сочинить «The Real Slim Shady» и «Just Lose It», а в последние восемь лет занимает должность исполнительного директора A&R-отдела Warner, то есть, буквально находит для мейджора новые таланты и опекает их.

Работая в команде, музыканты и продюсеры создали новые гимны подростковых страхов, тревог, крепкой дружбы и больших надежд.

Лейбл сделал ставку в продвижении на социальные медиа и не прогадал: «Blurryface» побил рекорд. Это первый альбом цифровой эры, каждая песня которого получила золотую или платиновую сертификацию RIAA. Сингл «Stressed Out» стал семикратно платиновым, а клип набрал 1,5 миллиарда просмотров. Ни одна песня при этом не возглавила чарт — к слову о нерелевантности чартов. Дальше понеслись Saturday Night Live, MTV VMA, Grammy и мировой тур на 123 концерта.

«Прорывной артист — куда более комплексная идея, чем прорывная песня. Долгосрочная артистическая карьера никогда не определялась радиосинглами», — говорит менеджер группы. Можно добавить, что долгосрочная карьера определяется привязанностью аудитории, её впечатлением от твоего вида, звучания, нарратива — ты должен стать для неё бесконечным сериалом. Поэтому, отчасти под впечатлением от любимых фильмов «Донни Дарко» и «Бойцовский клуб», Тайлер и Джош с ранних пор озадачились построением не просто связи с фанами, а аутсайдерского культа с собственной мифологией на фоне назревающего конца света.

Эта идея отполирована в свежем альбоме «Trench». Пасхалки в песнях и клипах врастают корнями в прошлые работы группы и представляют антиутопическую вселенную Dema. Жёлтый — цвет повстанцев, которые называют себя Bandito — символ силы, единства, всё той же надежды. Айдентику, заявленную в клипе «Jumpsuit», вмиг подхватили фаны по всему миру, включая заполненный киевский Дворец Спорта.

Именно с «Jumpsuit», главного боевика в альбоме, начался концерт. На сцене машина в огнях, над зрителями жёлтый вихрь конфетти — точь в точь как в клипе.

Отдельный аспект — сама музыка. С тех пор, как гитарные запилы упали в цене, индустрия усердно старалась дать миру большую группу нового формата, но получались только марципановые мутанты. 

Пока не явились Twenty One Pilots. При том, что на концертах группа не использует электрогитары — Джош рубит на барабанах и немного фанфарит на трубе, Тайлер сменяет бас, укулеле, клавиши.

Сейчас это смешно, а ведь поначалу лейбл видел в них «следующих Mumford & Sons» и называл Тайлера «новым Брендоном Флауэрсом». Но Пилоты пошли гораздо дальше — сегодня они миксуют в концертной программе хип-хоповые биты, сочные басовые риффы, бронебойный EDM, театрализованные фортепианные баллады, трогательный акустический инди-поп, даже немного американы и урбанизированного рэгги. Динамика продумана с инженерной точностью, жанры переливаются как в калейдоскопе. 

Сквозным элементом проходит узнаваемый голос, где-то немного нервный, ранимый, переходящий от дворовых запевов к рэп-читке и обратно. И если в прошлом альбоме Тайлер сам говорил «this is not rap, this is not hip-hop», в «Тренче» его стиль стал элегантным, уверенным. Да и сам альбом получился увлекательным, с уважением к деталям. Кстати в титрах половины треков значится лидер незаурядных рокеров Mutemath.

Под стать постоянно меняющейся музыке — постоянно развивающееся шоу. Сценография драматически меняется по несколько раз за песню, шквал спецэффектов напоминает супергеройский блокбастер.

Экран, едва помещающийся во Дворец Спорта по горизонтали, транслирует вижуалы экстракласса: музыканты и фаны крупным планом, пурпурно-зелёные глитчи, старые и новые шифры, даже Нэд, новый пушистый дружок группы из клипа «Chlorine» (Киев вписал себя в историю фан-клуба, здесь песня впервые прозвучала живьём). Перед экраном — клетка из мерцающих LED-прутьев. Вот машина в огнях. Вот платформы под музыкантами поднимаются вверх. Вот тонны светового оборудования опускаются сверху. 

Джош всматривается в публику между тарелок с самой невозмутимой миной в мире. Тайлер переключается между инструментами, образами, локациями, к третьей песне оказывается на верхушке боковых трибун, к четвёртой меняет балаклаву на красную шапку, символ альбома «Blurryface», заводит «Stressed Out» и провоцирует стройный и масштабный хоровой распев — «wish we could turn back time to the good old days». Не успели привыкнуть — вот он уже в шёлковом цветастом кимоно и больших забавных солнечных очках как в клипе «Lane Boy» или в костюме скелета как на первых выступлениях группы.

Вот стена залпов из пушек с CO2, потом ещё, после чего массовка в костюмах химзащиты выбегает на сцену и добавляет из ручных пушек ещё немного CO2. Вот время попрыгать, покричать, присесть и по команде подорваться. Вот экшн переходит на маленькую платформу посреди второй фан-зоны, где над головами музыкантов парит огромная световая инсталляция, меняющая форму и цвет, а Тайлер заводит «Taxi Cab» — Пилоты любят говорить, что у них три альбома, ведя отсчёт от начала карьеры под мейджором, но на самом деле альбомов пять, и это песня из самого раннего. 

Заскучали? Давайте снова попрыгаем, ещё покричим, теперь левая сторона зала, теперь правая, теперь вместе — стандартные приёмы чеканятся изящно и молниеносно, поэтому действие не рассыпается как у Джареда Лето, а лишь набирает обороты.

Вот Джош откладывает палочки и выдувает мелодию на трубе. Вот он вместе с барабанной установкой оказывается на маленьком плоту посреди фан-зоны, на руках у людей. А вот торжественно подходит к микрофону и выдаёт: «Pryvit, diakuiu sho pryishly na nashe show». В дело идёт даже сальто — однажды на саундчеке ударник случайно обнаружил, что умеет делать бэкфлип, и с тех пор повторяет его на каждом концерте, прыгая с фортепиано.

Фаны тоже не отстают: заглушают музыку криком и пением, вздымают в небо сотни жёлтых огоньков. Концерт начался с дождя из жёлтых конфетти, а закончился жёлтыми светящимися точками на экранах, которые поднимались обратно ввысь, но задерживались, кружили в вихре под многоголосие фанов, чтобы превратиться в птиц и разлететься. Под конец Тайлер отвесил поклон в адрес «amazing crew», и с экранов нам помахали некоторые герои команды — такой жест редко встретишь на больших шоу, но этим людям действительно хочется аплодировать отдельно.

В эпоху соцсетей, быстрого контента и синдрома дефицита внимания Пилоты создают эмоциональный аудиовизуальноакробатический аттракцион, каждая минута которого насыщена зрелищными триггерами. Не включиться невозможно, запросто накрыло бы и полный «Олимпийский».

В эпоху быстрого контента и синдрома дефицита внимания Пилоты создают эмоциональный аудиовизуальноакробатический аттракцион, каждая минута которого насыщена зрелищными триггерами. Не включиться просто невозможно, запросто накрыло бы и полный «Олимпийский»

Пусть Imagine Dragons собрали площадку побольше — их песни для радио, а не для жизни (носить под сердцем что-то вроде «Radioactive», «Thunder» или «Natural» вообще можно всерьёз?), за ними нет такой силы, такого вовлечения. Пусть Thirty Seconds to Mars гордятся Эшелоном — шоу не тянет, да и нынешняя музыка не идёт ни в какое сравнение. Правду говорят, что по уровню влияния и формирования повестки дня Twenty One Pilots — новые Linkin Park, только конструктива и света в них гораздо больше.

По данным Billboard, в которых пока не учитывается свежий тур, группа зарабатывает примерно поровну на гастролях, стриминге и паблишинге — почти все права на песни Тайлер предусмотрительно оставил за собой. Блестящая схема. Заслуженный успех.

Есть только одна проблема, и она касается даже не артистов, а хайпа вокруг. С недавних пор Пилотов стали периодически называть великолепной концертной группой.

Когда перед тобой двое музыкантов с горой плейбека на подстраховке, остаётся лёгкое ощущение подвоха. Отличное шоу — да. Герои поколения — безусловно. Но крутая живая группа — это не сальто с переворотом. Не кричалки и конкурсы. Не сложные архитектурные конструкции, подсвеченные лампочками в правильном порядке, и даже не любовь фанов — её недостаточно. Если бы работало сочетание только этих факторов, лучшей концертной группой был бы состав Cirque du Soleil.

Крутая живая группа — это прежде всего… живая группа. Способная без акробатических приёмов затмить собой высокотехнологичное шоу. Если говорить о больших именах, Linkin Park валили мощной стеной живого звука, а Честер Беннингтон каждый вечер умирал и оживал на сцене. Muse, которых Пилоты открыто называют своими вдохновителями, помимо космического продакшна приковывали внимание к музыке, делали шоу из исполнения, а ещё они быстро поняли, что втроём не справятся, и позвали теневого участника, с которым ездят уже почти 15 лет. У того же Кендрика Ламара сбоку от сцены всегда спрятан лайв-бенд. Потому что плейбек — это как проходить игру с читами: может выглядеть зрелищно, но гораздо интереснее, на что игроки способны без них.

Twenty One Pilots — драма иного сорта. Полноценное явление в том виде, в котором есть. Поп-феномен. Шоу-машина. Мини-бойзбенд. Но некоторые высоты остаются для группы недоступны. По крайней мере, пока.

Сетлист:

Jumpsuit
Levitate
Fairly Local
Stressed Out
Heathens
We Don’t Believe What’s on TV
The Judge
Lane Boy
Nico and the Niners

Taxi Cab
Neon Gravestones
Bandito

Pet Cheetah
Holding on to You
Cut My Lip
Ride
My Blood
Morph
Car Radio

Chlorine
Leave the City
Trees

Гифки сделаны из видео YouTube-юзеров romeocrank,
Lia, Kirill Barabash, TheTrixterPhone, Євген Новицький
  Подписывайтесь на наш канал в Telegram.
«Мы победим, это понятно»: участники YEYO, YUKO и Panivalkova говорят о жизни инди-музыкантов