2015 год принадлежит Бьорк. Летом ей исполнится полвека, и празднование уже получается масштабным: ретроспектива карьеры в нью-йоркском Музее современного искусства, книга «Бьорк: Архивы», новый студийник.
Чего можно ждать от альбома, выпущенного в такое время? К тому же, если в записи поучаствовал венесуэльский продюсер Arca, работавший c Канье Уэстом в претенциозном «Yeezus» и с принцессой нового R’n’B FKA twigs. А с ним и ведьмак The Haxan Cloak, специалист по дрону и дарк-эмбиенту. Меньше всего можно было рассчитывать, что Бьорк запишет альбом от имени человека. От имени израненной души. От своего имени. Но это случилось.
Бьорк сама проводит экскурсию по альбому, объясняет, что он — о разбитом сердце. Это эмоциональная хронология расставания: влюблённость, сомнение, боль, утрата, страдание, осознание и, наконец, возрождение. Даже в названии «Vulnicura», похоже, зашифровано слово «vulnerable» — «ранимый».

2015 году Бьорк запишет альбом от имени человека
«Сначала я переживала, что альбом станет потворством собственным слабостям, но эта история может быть универсальной, эти песни могут помочь другим и доказать, насколько это биологический процесс: рана и заживление раны, психология и физика. Выход есть».
В 2001 году Бьорк посвятила новой влюблённости альбом «Vespertine», а теперь подготовила такой же концептуальный ответ — и на музыкальном (только на этот раз без уступок поп-музыке), и на эмоциональном (самая честная её работа с тех пор) уровне.
Если прошлый альбом «Biophilia» был камерным исследованием, то в «Vulnicura» хватает воздуха и пространства — тех самых родных «emotional landscapes». Во многом, благодаря скрипичным аранжировкам самой Бьорк.
Треклист из девяти песен можно поделить на три трилогии: перед разрывом, после разрыва и новая жизнь. Всё начинается со «Stonemilket», это Бьорк во всей красе, будто и не прошло 14 лет. Постепенно нас подводят к 10-минутному опусу «Black Lake», размышлениям о необходимости расставания, в конце которых Бьорк сравнивает себя с сияющей ракетой, возвращающейся домой, сгорающей слой за слоем при входе в атмосферу.
«If I regret us I’m denying my soul to grow. Don’t remove my pain, it is my chance to heal», — её вывод в треке «Notget». Всё это так просто и так красиво, но, в контексте нынешней Бьорк, так неожиданно — оказывается, у этого существа всё ещё есть земные чувства.

Последняя трилогия — время чистой музыки. Ярким всплеском становится момент, когда в «Atom Dance» одновременно с Бьорк запевает Энтони Хегарти (Anthony & the Johnsons).
«Mouth Mantra» — самое целостное и броское сочинение. Хоть здесь Arca разошёлся. Его менеджеры сами оббивали пороги Бьорк, стараясь свести их вместе. Удалось, но властная Бьорк всё равно использовала Arca очень дозированно, ну а The Haxan Cloak прошёл вообще по касательной.
Возможно, Бьорк стоило дать продюсерам больше воли, взаимное электричество могло породить выдающиеся эксперименты. А так, при всей причудливости, она остаётся в своей зоне комфорта. С одной стороны, грех жаловаться на такие красоты, с другой, Бьорк сама поставила себе планку артистки, способной удивлять. А здесь удивиться можно только её открытости и вечному сиянию, но не движению вперёд.
- Mouth Mantra
- Atom Dance
- Stonemilker
спасибо, кейн;)