«Голгофа»: непрощеное воскресенье

,

21 April 2014

0

0

Давно не было такой недельки у отца Джеймса: исповедь, начинающаяся со слов «я собираюсь вас убить», поджог церкви, драка в пабе. Черная трагикомедия с философскими диалогами от создателя «Однажды в Ирландии» Джона Майкла Макдонаха. В украинском прокате — с 1 мая.

В крохотном городке в Ирландии отец Джеймс (Брендан Глисон) заходит в исповедальню, готовясь услышать очередное перечисление грехов, а вместо этого из-за стенки слышит обещание, что через неделю его убьют за изнасилование мальчика. Отец Джеймс никого не насиловал, произошло все давно и с другим священником, но выросшая жертва хочет особой мести. Потому что убить хорошего священника за грехи католической церкви — вот это неожиданный ход. И не сейчас, а через неделю. Всю эту неделю отец Джеймс будет готовиться к неизбежному, а мы будем ходить за ним и знакомиться с городком, в котором такое могло приключиться.

Новый фильм Джона Майкла МакДонаха так же атмосферен и завязан на истории одного населенного пункта, как его «Однажды в Ирландии» и, в общем-то, заявлен самим автором как вторая часть трилогии. Но там где «Однажды…» брызгал искрами иронии и черной комедии, «Голгофа», соответствуя названию, сбавляет темп и сменяет перестрелки на философские диалоги.

МакДонах построил в ирландской глубинке отдельный мирок для выразительной притчи, полной черного юмора,
от которого не смеешься.

«Однажды в Ирландии» был до бесстыдного комичен и нагл, издевался надо всеми и самим собой, а здесь шутки пролезают через сетку философских разговоров, так что не знаешь даже плакать над ними или смеяться. Но не надо переживать раньше времени, ирония никуда не делась, так же как и местный колорит, но они стали темнее и холоднее. И, как и в прошлый раз, Брендан Глисон держит весь фильм, сурово щурясь на море и посетителей пабов.

Потенциальная детективная история тоже переворачивается с ног на голову — отец Джеймс знает, чей голос пообещал ему скорую смерть, ему не нужно разгадывать загадок, и в неизвестности остается только зритель. Нас заставляют всматриваться в лица жителей поселения на краю неизвестности, на которых так мы вряд ли бы взглянули дважды. И в маленьких домиках на сером ветреном побережье оказывается целая плеяда колоритных личностей, как гротескный нарочитый парад бытовых грехов.

   

Брендан Глисон держит весь фильм, сурово щурясь на море и посетителей пабов.

Доктор-атеист нюхает кокаин в туалете паба с изменяющей мужу направо и налево местной красавицей. Муж её за это бьет, но никто особо об этом не задумывается. Отец Джеймс идет к знакомому священнику, а на входе его встречает мальчик по вызову. Идет к местному богачу, а богач, прочитав сомнительную философскую лекцию, мочится на только что снятую со стены дорогую картину. Жители сеют на Джеймса то цинизмом, то какими-то на коленке написанными истинами. Все они говорят, но, по сути, ничего не делают. Городок теоретиков, любой свой проступок умудряющихся завернуть в философский фантик и подать так, будто они умнее тебя. Ещё страшнее от того, что единственный, кто не кривит душой — это серийный убийца-насильник в местной тюрьме. (Его, кстати, играет сын Брендана Глисона Домналл).

Отец Джеймс, у которого проблемы с выпивкой, семья рассыпалась на части, а за пояс заткнут пистолет, на этом фоне выглядит практически святым и, нехотя ковыляя к своей Голгофе, потихоньку проходит классические стадии скорби. Сердится, беседует, впадает в алкогольное забытье, медленно мирится с ещё не произошедшим, но уже маячащим на горизонте событием. Но даже как лучший представитель церкви в городке, Джеймс волочит за собой шлейф ошибок и сомнений, о чем ему постоянно напоминает приехавшая после неудачной попытки самоубийства дочь (Келли Райли). МакДонах не пытается приукрашивать и чистить, бытовая, заляпанная ошибками человечность отца Джеймса делает его идеальным героем для этой истории. Вместо Гефсиманского сада у него холодный пляж и бьющиеся о скалы волны. Вместо божественного ответа с небес — рисунок местного мальчишки.


  
 

Притча эта в самый неожиданный момент, когда ты вот-вот ей поверишь, умудряется вывернуться наизнанку
и бросить тебе в лицо новые истины.

МакДонах построил в ирландской глубинке отдельный мирок для выразительной притчи, полной черного юмора, от которого не смеешься, и не улыбаешься даже, а чуть натягиваешь уголок рта. Он никуда не торопится, отвлекается на детали, занимает столько времени, сколько считает нужным. Иногда даже кажется, что вот-вот повествование замедлится до критичной точки, но в ту же секунду оно чуть-чуть прибавляет скорость, продолжая держать зрителя в томительном ожидании.

Но что главное, притча эта в самый неожиданный момент, когда ты вот-вот ей поверишь, умудряется вывернуться наизнанку и бросить тебе в лицо новые истины. Она четко осознает, чем является, и чутко ощущает зрителя. МакДонах убаюкивает нас чередой, на первый взгляд, вызывающих историй, чтобы в конце показать, что мы все, как и отец Джеймс, похоже, упустили самую важную. Одиночные монологи складываются в общую картину, все развешанные по стенам ружья выстреливают общим залпом. А после выстрела остается не звон в ушах, а голоса детей, которых не хотели слушать и про которых просто забыли.

оценка

9/10

Габриэль Гарсия Маркес: «Дом — там, где ты хранишь пластинки»