The Knife
Перед нами фантасмагорические существа, которые только притворяются людьми. Говорят, их зовут Олоф и Карин, и они — брат и сестра. Ну да, как же. В любом случае, вместе эти двое создавали смелую, диковинную, иногда резковатую, карикатурную, почти оккультную, ни на кого не похожую электронику.
Без лица
Олоф и Карин редко контактировали с прессой, просто не видели в этом веселья, и скрывали лица на фотосессиях то за масками обезьян, то в образах чумных докторов — так, мол, выглядит наше творчество. «Гораздо хуже, когда тебе при прослушивании музыки нужно видеть людей. Хорошая музыка позволяет рисовать в голове собственные изображения. Они могут не иметь ничего общего с тем, как выглядит автор».
Однако рассмотреть парочку всё же можно. Например, в клипе «Pass This On». Нет, в главной роли приглашенная модель-трансвестит, но это Олоф с ней заигрывает, а Карин появляется в самом конце.
Такая в Швеции поп-музыка
Казалось бы, это музыка не для всех, но благодаря паре-тройке понятных песен земляки-шведы встретили их на ура — в 2003 году The Knife получили местную «Грэмми» как Лучшая (внимание) поп-группа. Ну как «получили» — отправили вместо себя на церемонию двух активисток Guerrilla Girls, феминистской арт-группировки в масках горилл.
Творчество Олофа и Карин пронизано идеями феминизма и пола — в песнях, клипах, выходках и редких интервью.
Прорыв
Примерно тогда же их земляк Хосе Гонсалес выпустил альбом «Veener», ставший платиновым в Британии. Одним из лучших моментов диска стал кавер на The Knife «Heartbeats». Так об Олофе и Карин заговорила вся Европа. Позже хит перепевали очень многие — от бельгийского хора Scala и Элли Голдинг до харьковской группы Pur:Pur.
Искусство не продаётся?
The Knife славятся своим якобы анти-коммерческим подходом. Но, в то же время, они запросто разрешили использовать гонсалесовскую версию «Heartbeats» в рекламе телевизоров ради коммерческого развития своего лейбла Rabid Records. А ещё песни дуэта звучали в сериалах «Breaking Bad», «CSI: NY», «Girls», «Ugly Betty» и фильме Ксавье Долана «Воображаемая любовь».
На стороне
С Карин и её уникальным голосом хотели поработать многие, но повезло норвежцам Röyksopp — как тут не вспомнить фееричные «What Else Is There?» (2005), «This Must Be It» и «Tricky Tricky» (2009).
Тихий громкий крик
По словам The Knife, альбом «Silent Shout» (2006), клип на заглавную песню и официальная фотосессия были вдохновлены серией сюрреалистических комиксов «Black Hole» Чарльза Бернса — историей о «подростковой чуме», передающейся половым путём и вызывающей необычные физические мутации вроде рогов или огромных зубов.
«Silent Shout» — безусловно, веха в электронной музыке, один из самых важных альбомов 2000-ых.
Вдохновение
Также в качестве своих источников вдохновения Олоф и Карин называли Дэвида Линча, Аки Каурисмяки, корейское кино, фильм «Донни Дарко», видеоигру «Doom», музыку Sonic Youth, Siouxsie and the Banshees, Кейт Буш, техно, грайм, хип-хоп юга США — в общем, почти что угодно.
Вживую
The Knife долго отказывались давать концерты, но в поддержку «Silent Shout» вдруг затеяли тур на 21 концерт. Естественно, почти всюду были солд-ауты.
Олоф и Карин (если это вообще были они) в масках находились на минимально освещённой сцене в сопровождении психоделического, не всегда внятного видеоряда. «Одно из самых чудаковатых выступлений в электронике», — отзывалось издание Resident Advisor.
Апофеоз признания
Благодаря альбому «Silent Shout» уже на настоящей мировой церемонии «Грэмми» в 2007-ом The Knife выиграли шесть наград во всех категориях, где были заявлены: Композитор года, DVD года, Продюсер года, Поп-группа года, Альбом года, Артист года. Как вы можете догадаться, на вручение Олоф и Карин не явились.
Fever Ray
Устав от внимания, Олоф и Карин разбежались по разным углам. Олоф взялся воротить мрачное техно под псевдонимами Oni Ayhun и DJ Coolof, а Карин создала красивейший сольный проект Fever Ray и выпустила магический альбом. Заодно девушка написала музыку к обновлённой версии психологического хоррора Ингмара Бергмана «Час волка» (1968) и засветилась в паре других проектов.
Пора точить нож
The Knife не могли вернуться просто так. Нужна была особая история. Тогда они взялись за экспериментальную оперу об эволюции «Tomorrow, in a Year», основанную на труде Чарльза Дарвина «Происхождение видов», для датской перформанс-труппы Hotel Pro Forma. Записывались в студиях Берлина, Стокгольма, Копенгагена, живую перкуссию сняли в Исландии, а звуки природы — на Амазонке.
Нормальность — для слабаков
«Музыка может быть такой бессмысленной. Нам нужно было отыскать страсть. Мы попросили друзей и любовников помочь нам». С таким сообщением The Knife начали представление студийника «Shaking The Habitual» — в дословном переводе «Потрясая обычное» или, другими словами, «Трахни нормальность».
Олоф и Карин говорили, что в альбоме воплощены темы феминизма, квир-теории, энвайронментализма, структурализма, а по текстам разбросаны отсылки к книгам писателей-активистов. На деле это почти 100-минутное баловство на зло поклонникам старых-добрых хитов, с 19-минутным дроуном и другими ошарашивающими вещами, чтобы никто даже не подумал снова позвать дуэт на «Грэмми» или прикупить трек для сериала. Авангард как он есть, местами вполне содержательный, местами нарочито вызывающий и беспощадный.
Зуб за око
Мужской танцевальный класс под руководством молодой девушки — клип «A Tooth For An Eye», по словам Карин, призван разрушить через танцы преувеличенный образ мужественности, власти, лидерства. Здесь воплощены её любимые социальные идеи ещё с ранних лет группы.
Потанцуем?
В итоге танцевальная тема воплотилась в кульминации творчества The Knife — новых гастролях. Моментальные солд-ауты, большие по меркам группы площадки от 1.500 до 4.000 человек, новые дискотечные аранжировки, разодетые танцоры и вообще большая команда из 25 человек, каждый из которых теперь являлся официальным участником The Knife настолько, что Олоф и Карин могли продолжать скрываться.
Всё
«У нас нет никаких обязательств продолжать. Всё должно делаться ради фана», — заявили The Knife в последнем интервью Dazed & Confused. 8 ноября состоялся прощальный концерт на фестивале Iceland Airwaves (о котором мы ещё расскажем отдельно).
В ближайшее время Олоф будет занят продюсированием артистки из Туниса Houwaida Hedfi. Карен держит планы в секрете. Но можно точно сказать, что эти двое еще удивят, вдохновят, повлияют. Ведь мы имеем дело с существами, которым не суждено стать нормальными.
интересный обзор,но где-то в середине я перестал его читать,так как понял,что действительно не хочу знать ничего о их дальнейшей судьбе,они всегда для меня были просто безумной парочкой и потрясающей,загадочной и на подсознательном уровне очень близкой атмосферой.