Рецензия на фильм «Она»: Computer Love

,

17 March 2014

0

0

Меланхоличная фантастика от Спайка Джонса под музыку Arcade Fire при участии Хоакина Феникса, Скарлетт Йоханссон, Оливии Уайлд, Руни Мара и Эми Адамс. Заслуженные «Оскар» и «Золотой глобус» за лучший оригинальный сценарий.

Теодор (Хоакин Феникс) — непримечательный гражданин с трепещущим голосом, лицом, посреди которого процветают усы и восседают очки в толстой оправе — зарабатывает на жизнь тем, что пишет письма за других людей в компании BeautifulHandrwrittenLetters.com. Насчет “handwritten” они лукавят, почерк генерируется компьютером, а Теодор начитывает в микрофон эмоции за тех, кто сам их выразить не в состоянии.

Несмотря на умение самовыразиться, Теодор в отношениях с людьми особого успеха не наблюдает. Его жена (Руни Мара) появляется теперь только чтобы подписать бумаги о разводе, коллега на работе перебрасывается с ним только парой слов в день. Разговаривает Теодор разве что с не менее одинокой старинной подругой (кудрявая Эми Адамс в небольшой, но очень важной роли), снимающей документальный фильм про то, как люди спят.

Скарлетт Йохансон, надо заметить, голосом отыгрывает столько, сколько некоторым не удается всем телом и лицом.

И вот, в этой постоянной дрёме и непрекращающемся бормотании людей с гаджетами, Теодор видит рекламу новой операционной системы, обещающую сделать из компьютера интуитивно развивающуюся личность. Устанавливает, заполняет анкету — и вот операционная система называет себя Саманта и заговаривает с Теодором приятно-сипловатым голосом (Скарлетт Йохансон, надо заметить, голосом отыгрывает столько, сколько некоторым не удается всем телом и лицом).

Да, Саманта может перерабатывать огромные массивы данных в доли секунды, компилировать книги, вдумчиво разбирать почту, но ещё она может развиваться, смеяться, грустить и, кажется, чувствовать. Более того, с Самантой, неунывающей, остроумной, любопытной, начинаешь чувствовать сам.

Спайк Джонс как всегда снимает очень личное кино и так крепко держится за главного героя, что даже не понять, когда авторская нежность по отношению к Теодору переходит в иронию и обратно.

Полумерами и полутонами Спайк Джонс продолжает обходить традиции научной фантастикия

У этого кинодиалога человека и машины, вдобавок ко всему, очень правильная обертка. Действие происходит в будущем, но не слишком далеком, с технологиями новыми, но не слишком чужими. Такими полумерами и полутонами Спайк Джонс продолжает обходить традиции научной фантастики. Так же легко прикасается к её вечному вопросу о том, что значит быть человеком, что такое душа, снятся ли андроидам пресловутые электроовцы. Прикасается и идет дальше, успевая за два часа задеть много других, не менее важных струн.Спайк Джонс снял пронзительный фильм про бестелесную любовь, держащуюся только на словах и эмоциях, как эволюцию интернет-знакомств и бесконечного общения по скайпу из пустой квартиры.

В отличие от привычной глазу научной фантастики, агрессивной и шумной, неоновой и хаотичной, «Она» — это будущее, которое наступает, пока ты на него смотришь. И от этого нелепые, казалось бы, попытки скрасить одиночество общением с электронной дамой вдруг становятся понятными и резонируют сильнее, чем ожидаешь. 

Будущее Лос-Анджелеса (изображенного для пущей футуристичности в гибриде с Шанхаем) — это пастель и акварель, воздушные, несмотря на смог, мягкие и нежные, несмотря на стекло и бетон, мерцающие ночью миллионами городских огоньков. Будущее с чтением спама в общественном транспорте и тихими вечерами, неизбежно уходящими на видеоигры. С костюмами, играющими теплыми цветами, винтажно-хипстерскими водолазками, толстыми свитерами.

Будущее — это вечно живая музыкальная тоска по прошлому, где в цифровом мире люди продолжают с упорством слушать винил, где нежной колыбельной звучит на фоне мечтательный саундтрек от канадцев Arcade Fire, увенчанный песней «Moon Song» от Карен О. В уединенной тишине, под укулеле, как будто «Moon River» будущего — новая и знакомая одновременно.

Тягучая, молочно-сладкая картинка от оператора, ранее работавшего над по-английски туманным «Шпион выйди вон», дополняет этот баюкающий тон, где меланхоличный герой так легко теряет связь с миром. Где изоляция — это нормальное состояние. Где, замыкая странную цепочку создания, люди учатся чувствовать и дышать у машин. Да и мы вместе с ними.

оценка

8/10

Metronomy «Love Letters»: зефир и созвездие Водолея