Нужно ли толковым музыкантам идти на попсовые конкурсы, как снимаются отборочные туры, что хорошего и плохого мы увидим в финале.
Что такое «Евровидение»
По официальной формулировке «Евровидение» — это состязание песен. Родео творчества. Троеборье вдохновения. Сродни кёрлингу, выставке замученных дрессированных кошек или мировому чемпионат по скоростному поеданию крапивы. По неофициальной формулировке «Евровидение» — это зрелище для домохозяек. В обоих случаях мало общего с музыкой. Успех в турнирной таблице зависит от умения делать шоу, маркетингового мышления, геополитики и только потом — от музыки. Поэтому Кончита Вурст, Руслана, Lordi и все-все-все.
Конкурс происходит с 1956 года, но из победителей, не считая нескольких за последние годы, домохозяйки назовут разве что лучезарную группу ABBA. Большинство не вспомнит даже кто такой Монс Сельмерлёв, хотя он выиграл в 2015-ом. Куда каждый год деваются победители, что с ними происходит после финала — вопрос, достойный внимания агентов Малдера и Скалли.
Украина пробовала участвовать в «Евровидении» по-разному, но получалось, за исключением Русланы и Сердючки, одно и то же. А ведь времена меняются, и первым это понял Константин Меладзе — заметил, условно говоря, сборы фестиваля Atlas Weekend и интересы лакомой аудитории, пока не охваченной конкурсом — и позвал на украинский отбор свежую кровь. Как говорят SMM-щики, вы не поверите, что было дальше.
Как снимают украинский отбор
Чудеса творятся в Гостомеле — здесь расположен съёмочный павильон СТБ. Сцена, декорации, свет — на уровне. Из минусов — ситуация с гримёрками. Честный отбор честным отбором, но гримёрки у «звёзд» должны быть отдельные, а «простым» можно и общую.
Прямому эфиру предшествуют совещания с артистами, пробные прогоны, саундчек и, наконец, генеральная репетиция — выступления при пустом зале, диалоги ведущих друг с другом, с залом, с группами поддержки, пока воображаемыми, и так вплоть до построения конкурсантов для объявления результатов с обязательным нагнетанием. При этом, чтобы никому не было обидно, на экран выводят турнирную таблицу с выдуманными именами — Курбан Гафур-оглы, Томек Пшздецкий, Давор Мрмич, Кастрация Аппельфиги и так далее.
Попса мельчает, старая школа отходит на второй план,
эстрада постепенно заменяется поп-музыкой
И вот, зал наполняется людьми. Под сценой — фан-зона с массовкой. Чуть дальше — трибуны с родственниками, друзьями и поклонниками конкурсантов. Здесь соседствуют мамы-папы псевдо-рокеров из Мукачево, школьницы из лагеря Виктории Петрик, основатели радио «Аристократы» и Даша Астафьева.
Минут за пятнадцать до начала эфира на сцену выходят ведущие, чтобы разогреть публику. Получается, чаще всего, нелепо: «Наша задача — вас веселить, так что смейтесь, даже если не смешно». «Вы же помните наш хештег?» — «Зачем ты это сказал, они же пойдут гуглить, что такое хештег» — «Значит, решётка, а дальше» — «Обязательно решётка?» — «Конечно, ты что, не сидел никогда?». С началом прямого эфира всё понемногу налаживается.
Судьи
Наравне с телезрителями баллы выставляет тройка жюри. Во-первых, Константин Меладзе — он общался с конкурсантами ещё на предварительном кастинге, отсматривал все возможные варианты, советовал, как улучшить аранжировки, что исправить в вокале. Андрей Данилко в жюри отвечает за иронию. Руслана же меряет всё критериями «Европу этим не удивить, я была там, я знаю» и «добавьте больше украинского» — как будто латвийка Мария Наумова играла на однострунной диге, а датчанка Эммели де Форест выступала в костюме русалочки. В доказательство своей правоты, Руслана сыпет фактами о том, кто в каком году занял какое место, но при этом она, например, называет Brunettes Shoot Blondes «украинскими Daft Punk».
Финалисты
В полуфиналах участвовали шестеро артистов из разряда тех, кого канал «М1» согнал бы в гетто и назвал альтернативой. Пользуясь случаем, передаём привет гендиректору упомянутого канала Валентину Ковалю, потому что пятеро из этих артистов прошли в украинский финал, сошла с дистанции только Alloise.
Триумфатор первого полуфинала — Джамала. Пять лет назад она уже собиралась на «Евровидение», не прошла и зареклась связываться с конкурсами и подковёрными интригами. С тех пор и Джамала изменилась, и конкурс. Выдающаяся певица исполняет песню о депортации крымских татар, и в этом номере таится одновременно тонкость и мощь.
Во втором полуфинале главным любимцем судей и телезрителей стал SunSay. По поведению и взгляду видно, что он не до конца понимает, как здесь оказался. Но то, что он будет в лидерах, стало ясно сразу — песня обязывает. И работники бекстейджа, и минимум двое других конкурсантов в гримёрках напевали «love, love, love is the only way».
The Hardkiss давно умеют делать шоу, уверенно чувствуют себя на больших сценах и в фантасмагорических образах, так что «Евровидение» — их стихия. Песня не самая эффектная в репертуаре группы, но это компенсирует визуальный ряд и харизма Юлии Саниной.
Все говорят, что на «Евровидении» важна оригинальность, имея в виду помпезность, фриков, этнику, заедающий припев, что угодно. Может, общество устало от этого и хочет доброй сказки, чистоты? Тогда стоит обратить внимание на Pur:Pur.
Brunettes Shoot Blondes — финалисты неожиданные. Зажатое выступление в полуфинале, неяркая песня, но зрителей впечатлила непривычная для них музыка, и этого хватило.
«НеАнгелы», ныне NuAngels, мягко говоря, не вписываются в сложившуюся эстетику. К тому же, номер не отточен, а в вокале фальш. Песню «Higher» сочинил хитмейкер с тридцатилетним стажем Александр Бард (Army Of Lovers, Vacuum), да и связи директора группы Юрия Никитина обеспечивают дуэту массивную поддержку.
Очевидного фаворита по-прежнему нет, интрига сохранится до конца. На сайте «СТБ» лидирует Джамала. Facebook разрывается между Джамалой и SunSay. ВКонтакте отдаёт первенство The Hardkiss. Остальных тоже нельзя списывать со счетов, к тому же в финале все выступят с серьёзными шоу, которые для них ставят профессионалы — несколько номеров курирует, например, Раду Поклитару. Шоу-программа, за которую проголосуют телезрители, в таком же виде отправится в Стокгольм.
К чему всё это
Одна из причин, по которым молодые «альтернативные» артисты получили столько внимания — система уже не производит звёзд уровня Ани Лорак. Попса мельчает, старая школа отходит на второй план, эстрада постепенно заменяется поп-музыкой.
Говорят, негоже настоящему таланту идти на убой в скотный двор. Но это Украина, детка, и здесь приходится хвататься за любую нестыдную возможность. А что стыдного в том, что твою песню покажут в прайм-тайм на ключевых телеканалах страны?
Кто победит и полетит в Стокгольм — узнаем 21 февраля. Но финал украинского отбора как таковой — уже победа. Победа музыки нового поколения и образа мышления над нелепым Голиафом устаревающего телевизионного формата.