«Буерак»: невежество и грубость в Усть-Чилиме

,

26 December 2016

0

0

Группа «Буерак» из сибирского города Усть-Чилим (вымышленного, на самом деле из Новосибирска) впервые добавила в расписание тура Украину. Харьков, Киев, Одесса — и в каждом городе аншлаг. Перед концертом в столичном тысячнике Bel étage Артём Черепанов (бас, вокал) и Саша Макеев (гитара) рассказали Comma о приключениях выдуманного героя альбома «Танцы по расчёту» и вещах, которые высмеивают в песнях.

Ранее вы говорили, что не чувствуете популярности и уж тем более не считаете себя звездами, но вот вы впервые в Украине и уже через пару часов сыграете перед тысячей зрителей. Всё ещё не считаете себя популярной группой?

Артём: Нет. Популярность — это телевидение. Популярные артисты — это Басков, Михайлов. Люди, которые придут на наш на концерт, в любом случае окажутся на нём неспроста. Это не просто ценители творчества — чаще всего они живут в специфическом культурном контексте: по-особенному одевается, подписаны на определенные паблики Вконтакте, имеют круг таких же знакомых. Обыватели приходят на концерты реже.

Саша: Это не о субкультурах — просто молодежь, которая идёт в ногу со временем.

Артём: В нашем случае это инди-популярность, совершенно не массовая.

Собираетесь выступать за пределами бывшего СССР?

Саша: Есть вероятность этого.

Что думаете насчёт языкового барьера, который может возникнуть?

Артём: Для иностранца текст должен звучать хотя бы хорошо ритмически, качать.

Саша: Правильную энергетику поймут где угодно.

Артём: В Мексике, Латинской Америке, Португалии в принципе любят пост-панк, даже русскоязычный. Ту же группу «Утро».

Поедете, если позовут?

Артём: Однозначно. Даже к черту на куличики поедем, если позовут.

Многие хотят сбежать из своих маленьких городов, но они не понимают, что в их жизни, по большому счёту, мало чего изменится

Герой раннего «Буерака» — грубоватый чудак из Усть-Чилима, который со временем выбирается в мегаполис, но ощущает себя изгоем. В «Танцах по расчёту» он остепенился? Забыл о блатной романтике?

Артём: Так он же и не блатной, просто дурачок. Невежественный, бестактный провинциал, который пробивается к своим приземлённым целям.

И он совсем не поменялся?

Артём: Да нет, чего ему. Бьёт интеллигентов, отдаёт респект таксистам.

И по-прежнему чувствует себя маргиналом в большом городе, брошенным таким.

Артём: Конечно. Вообще это животрепещущая тема. Не только в России, но и везде. У нас многие хотят сбежать из своих маленьких городов, в Петербург уехать, в Москву.

Саша: Им нужно слепо убежать, «начать новую жизнь», но они не понимают, что в их жизни, по большому счёту, мало чего изменится.

Артём: От себя ведь не убежишь, в «Танцах по расчёту» как раз эта тема раскрыта. Вот ты, скажем, гопник, но уезжаешь жить в Москву, да? Но ты продолжаешь так же двигаться, среди тех же козлов, только уже дороже. Одеваешься, может, престижнее, появляются буржуазные замашки. Но так же бьёшь ебальники, ведёшь себя как свинья. Скорее всего, ещё и забыв друзей, которые остались дома.

 

Он не скучает по родной провинции?

Артём: Не-а. В «Танцах по расчёту» он не скучает точно. По полной отрывается на вечеринках, ждёт фотоотчеты, дерётся, ездит на такси. Но его не так и много в новом альбоме. Наш герой остался только в «Побитом интеллигенте», «Таксисте», «Танцах по расчёту».

А песня «Шаги» не о нём? Показалось, что персонаж эволюционирует, чувствует тоску.

Саша: Ни в коем случае.

Артём: Это песня не об уродском одиночестве, а о нормальном, человеческом. Хотя да, нашему герою может стать грустно. Но он очень простой, понимаешь? Откуда в нём какие-то душевные кризисы, поиски себя? Такой тип, скорее, пойдёт напьётся и что-то сотворит.

А вы сами в туре не скучаете по родному городу?

Саша: Ну, Новосибирск — это большая провинция. Такой колхоз, что вообще. Просто дыра. До Москвы на поезде двое-трое суток ехать.

Артём: От мира вообще отбито. У вас тут Европа под боком, можете спокойно ездить. Для сибиряка Москва или Питер воспринимаются почти как заграница. Если ты гоняешь в эти города, то для местных ты уже крутой тип.

Саша: Да и город сам…

Артём: В Новосибирске людей вообще нет. Мы вечеринку недавно проводили — открыли место хорошее, ставили музыку — пришли двадцать калек. Были даже какие-то хип-хоперы, которые начитывали под танцевальное техно. От этого герой «Буерака» и появляется, на таком культурном фоне.

Переезжать не собираетесь?

Артём: Нужно у себя в колхозе ещё порядок навести

В песнях вы просто высмеиваете таких людей или надеетесь их изменить?

Артём: Мы не можем напрямую указывать людям, как себя вести. Это не работает. Вообще считаю, что двигаться нужно к аскетизму определённому. Простыми словами — стараться быть на расстоянии от своего ЧСВ, держаться подальше от «модной тусовки». Есть ты, твоя компания, где ты чувствуешь себя комфортно — зачем кому-то что-то доказывать?

Мы вообще не остросоциальная группа. Разбираем человека внутри, а не то, что окружает его снаружи

Вы поэтому дистанцируетесь от понятия «новая русская волна», которое применяют к энному количеству схожих по звучанию пост-панк/lo-fi групп?

Саша: Кажется, мы вообще в пустоте находимся.

Артём: Когда были эти темы — «новая русская волна», «сибирская волна» — группы говорили: «Ха, мы часть этой волны, у нас тут комьюнити». Была группа Ploho и все к ней стремились. Даже когда этот тренд был актуальным, мы сознательно себя ни к каким «волнам» не причисляли: «Мы — группа “Буерак”, мы появились намного раньше. Это всё закончится, а мы останемся». Так и произошло, никаких этих «волн» уже нет. Тренд прошёл, почти все эти группы забыты, а мы есть. И здравствуем.

Изначально «новая русская волна» — чисто журналистский термин. От своей творческой слабости, неуверенности музыканты старались стать частью чего-то большего. Чтобы их хоть как-то заметили. Это же вообще бич 21-го века — быть на виду, быть популярным. Есть одна теория, отчасти абсурдная, что в будущем деньги могут обесценится и главной валютой станет что-то вроде лайков, какого-то проявления социальной значимости. Уже сейчас многим людям материальная сторона становится менее интересной. Интересно быть просто на виду. Лайков набить, подписчиков.

На фестивале «Пустота» правоохранительные службы прервали концерт на несколько часов ради проверки. На фоне музыки, которая играла в тот вечер, всё это казалось органичным, будто без подобных вещей мрачный новый русский пост-панк невозможен. Черпаете ли вы вдохновение из подобных реалий современной России?

Артём: Такие вещи не влияют на музыку. Просто кто-то сообщил о «несанкционированном митинге», но никто никого «мордой в пол не клал», как некоторые местные журналисты пытались доказать, по глазам ребят в масках были видно, что они сами до конца не понимали, зачем их туда направили. Музыка, напуганная молодёжь. Опросили несколько человек, осмотрели помещение и уехали. Просто инфоповод, на котором начали хайпить. Но да, было довольно утомительно. Мы вообще не остросоциальная группа. Разбираем человека внутри, а не то, что окружает его снаружи.

А теперь о глобальном. Что вас в жизни разочаровывает?

Артём: Ничего.

Саша: Люди.

(смеются)

Артём: Да, люди иногда разочаровывают, но они всегда будут. Не стоит париться, можно убрать их на второй план.

Что приносит наибольшую радость?

Саша: Ну, у нас много кайфов есть.

Артём: Да, разные кайфы.

(смеются)

Артём: Но наркотики не употребляем.

Саша: Да, это очень плохо.

Артём: Пиво крафтовое пьём. Да много чего есть. Музыка, конечно же. Наигрываем что-то, фильмы смотрим.

Саша: Необходимо найти в себе гармонию, баланс.

Артём: Ответ лежит где-то в области самопознания.

Саша: Об этом я и говорю.

Фото: sportivnye ochki

Список списков: 50 лучших альбомов 2016 года по мнению мировых критиков