Разбираемся, почему это лучшая пластинка Бьорк за 14 лет и чего ей всё-таки не хватает.
2015 год принадлежит Бьорк. Летом ей исполнится полвека, а празднование масштабно развернулось уже сейчас: ретроспектива карьеры в нью-йоркском Музее современного искусства, книга «Бьорк: Архивы», новый альбом.
Чего можно ждать от студийника, выпущенного в такое время? К тому же, если в записи поучаствовали венесуэльский продюсер Arca, ставивший звук и биты в «Yeezus» Канье Уэста, и ведьмак The Haxan Cloak, специалист по дрону и дарк-эмбиенту. Меньше всего можно было рассчитывать, что Бьорк запишет альбом от имени израненной души.
Перед нами эмоциональная хронология расставания: влюблённость, сомнение, боль, утрата, страдание, осознание и, наконец, возрождение. Даже в названии «Vulnicura», похоже, зашифровано слово «vulnerable» — «ранимый».
«Сначала я переживала, что альбом станет потворством моим слабостям, но эта история может быть универсальной, эти песни могут помочь другим и доказать, насколько это биологический процесс: рана и заживление, психология и физика. Выход есть».
В 2001 году Бьорк посвятила новой влюблённости альбом «Vespertine», а теперь подготовила такой же концептуальный ответ — и на музыкальном уровне, только на этот раз без уступок поп-музыке, и на эмоциональном, так как это её самая искренняя работа с тех пор.
Если прошлая пластинка «Biophilia» была камерным исследованием, то в «Vulnicura» хватает воздуха и пространства — тех самых родных «emotional landscapes». Во многом, благодаря скрипичным аранжировкам самой Бьорк.
Треклист из девяти песен можно поделить на три трилогии: перед разрывом, после разрыва и новая жизнь. Всё начинается со «Stonemilket», это Бьорк во всей красе, будто и не прошло 14 лет. Постепенно нас подводят к десятиминутному опусу «Black Lake», размышлениям о необходимости расставания, в конце которых Бьорк сравнивает себя с сияющей ракетой, возвращающейся домой, сгорающей слой за слоем при входе в атмосферу.
«If I regret us I’m denying my soul to grow. Don’t remove my pain, it is my chance to heal», — её вывод в треке «Notget». Всё это так просто и так красиво, но, в контексте нынешней Бьорк, так неожиданно — оказывается, даже у этого существа всё ещё есть земные чувства.
Последняя трилогия — время чистой музыки. Ярким всплеском становится момент, когда в «Atom Dance» одновременно с Бьорк запевает Энтони Хегарти (Anthony & the Johnsons).
С такими продюсерами меньше всего можно было рассчитывать, что Бьорк запишет альбом от имени израненной души
«Mouth Mantra» — самое целостное и броское сочинение. Хоть здесь Arca разошёлся.
Возможно, Бьорк стоило дать продюсерам больше воли, поддаться новым экспериментам. А так, при всей причудливости, она остаётся в зоне комфорта. С одной стороны, грех жаловаться на такие красоты, с другой, Бьорк сама поставила себе планку артистки, способной удивлять. А здесь удивиться можно только её открытости и вечному сиянию, но не движению вперёд.
В плейлист: «Mouth Mantra», «Atom Dance», «Stonemilker».