Наконец-то вышел саундтрек, которого все так ждали. К «50 оттенкам свободы», конечно. Но мы поговорим о сборнике песен к «Чёрной пантере». Первый блокбастер о темнокожем супергерое мира Marvel — тема сама по себе ажиотажная. Но чтобы раскачать амплитуду ещё сильнее, студия позвала Кендрика Ламара и основателя его лейбла Top Dawg Entertainment Энтони Тиффита создать музыкальную компиляцию по мотивам фильма.
После пулемётной очереди фичерингов, когда казалось, что Кендрик записал дуэт даже с сыном маминой подруги, у рэпера появился повод собрать друзей и закатить вечеринку. В итоге лучшие моменты альбома приходятся вовсе не на его долю. Здесь ScHoolboy Q, Ab-Soul, Future, Андерсон Пак, Джеймс Блейк и ещё полтора десятка талантливых музыкантов и продюсеров отвешивают хуки словно новые «Мстители».
После пулемётной очереди фичерингов, когда казалось, что Кендрик записал дуэт даже с сыном маминой подруги, у рэпера появился повод собрать друзей и закатить вечеринку. В итоге лучшие моменты альбома приходятся вовсе не на его долю. Здесь ScHoolboy Q, Ab-Soul, Future, Андерсон Пак, Джеймс Блейк и ещё полтора десятка талантливых музыкантов и продюсеров отвешивают хуки словно новые «Мстители».
«Мы собрали 50% альбома прямо в ходе летнего тура с альбомом “DAMN” — продакшн, мелодии, идеи — а в сентябре начали привлекать людей, которых уважали», — рассказывает саунд-продюсер Sounwave, который сопровождает Кендрика Ламара со времён дебютного EP, ставил биты в треках «Bitch Don’t Kill My Vibe», «King Kunta», «These Walls», почти каждом номере альбома «DAMN» и всюду в «Пантере».
Что-то похожее случалось в 2003-м, когда «Плохие парни II» обзавелись эксклюзивным саундом от Jay-Z, Dr. Dre, The Notorious B.I.G., Snoop Dogg, 50 Cent, P. Diddy, Бейонсе, Мэри Джей Блайдж, Фаррелла, Джастина Тимерлейка, Ленни Кравица. С тех пор поколение сменилось, и вот уже новые актуальные герои празднуют свой триумф. Для этого сборника они почти не пробуют новые подходы, не оттачивают месяцами каждый трек, а лишь поигрывают мышцами, демонстрируют прокачанные навыки. «Watch me do my shit», как зачитывает Кендрик в треке «Opps».
Что самое замечательное — Ламар и Тиффит не только собирают гвардию лейбла TDE и новых героев андеграунда SOB x RBE, но и приглашают молодых неизвестных легионеров. В то время, как режиссёр Райан Куглер поместил вымышленный африканский регион Ваканда, родину персонажей «Чёрной пантеры», на восток континента, рядом с Угандой и Кенией, для авторов альбома Ваканда уходит корнями в Южную Африку. Сразу четыре артиста южноафриканской сцены — Yugen Blakrok, Babes Wodumo, Sjava, Saudi — пополнили обойму. Но обо всём по порядку.
1. «Black Panther»
Кендрик начинает альбом с посвящения королю Ваканды и отождествления себя с ним. Идиллические фортепианные гармонии разрушаются плотным битом. В королевстве неспокойно.
В комиксах персонаж Чёрная пантера впервые появился в в 1966-м, то есть в разгар активности Мартина Лютера Кинга, спустя всего год после марша в Сельме. Это добавляет образу короля дополнительный смысловой уровень.
Опасения, что альбом выйдет чересчур коммерческим, сдобренные клипом с SZA, развеиваются уже на старте. Здесь выдержан мейнстримовый баланс между маскулинной задиристостью и комиксовым добром, которое должно победить. Отдельной похвалы заслуживают Disney и Marvel за то, что почти не цензурировали альбом, сопровождающий фильм с рейтингом PG-13.
Кроме Sounwave, треком заправляет немецкий продакшн-дуэт Cubeatz, работавший с Трэвисом Скоттом («Goosebumps», «Through The Late Night») и Schoolboy Q («THat Part»).
2. «All The Stars»
Любовная баллада. Кендрик Ламар представляет соул-певицу SZA — любимицу лейбла TDE, которая в прошлом году выпустила дебютник «Ctrl» и недавно номинировалась на «Грэмми» как лучший новый артист. На церемонии девушку прокатили, но, по большому счёту, с такими покровителями ей не нужны статуэтки, чтобы быть лучшим новым артистом.
Долгое время у Кендрика на аватарке в твиттере стояла обложка альбома SZA, а у неё — «DAMN». Теперь у обоих — кавер «Чёрной пантеры».
Аранжировку вместе с Sounwave пилил лондонский продюсер Al Shux, соавтор проверенного хита, в котором мужская читка тоже сочеталась с женским соулом — «Empire State of Mind» Jay-Z и Алиши Киз. В итоге SZA раскрывается в песне словно диснеевская принцесса. Её голос идеально сочетается с битом. Нежные скрипки, прорезающиеся синтезаторы — здесь всё ювелирно продуманно, всё на своих местах.
Клип снял Дэйв Майерс, фирменный почерк которого — коллажи коротких запоминающихся сцен. Таким было видео «HUMBLE.», созданное вместе с Ламаром и его менеджером Дэйвом Фри, а потом «Swish Swish» Кети Перри, «Havana» Камилы Кабельо, «Supplies» Джастина Тимберлейка. В «All The Stars» Кендрик и SZA меняют наряды словно на модном показе, и всё бы славно, но вот подстава — авторские права на образы очистили не до конца, и теперь британо-либерийская художника Лина Айрис Виктор судится со студией за изображение её позолоченной работы «Созвездия». Якобы продюсеры обращались к художнице за разрешением, но та отказала. Неудобно получилось.
3. «X»
Пацанская тусовка и немного трэпа с его надоевшим стрекочущим хетом. На арену выходит южноафриканский рэпер Saudi, зачитывая большую часть своего куплета на зулусском. Затем ScHoolboy Q подкалывает своего давнего кореша («not even Kendrick can humble me»), а за ним догоняется 2 Chainz.
4. «The Ways»
Немного чилла перед бурей. В компании половинки дуэта Rae Sremmurd и 20-летнего Кхалида, чей дебютный сингл «Location» 2016 года стал четырежды платиновым и привёл к пяти номинациям на «Грэмми».
В продакшне блистает канадская банда BADBADNOTGOOD, мастера джаза и хип-хопа, работавшие с Кендриком («LUST.»), Kaytranada («Weight Off»), Дэнни Брауном («Float On»), но в первую очередь заслуживающие внимания за свой собственный альбом «IV» 2016 года.
5. «Opps»
Буря. Накачанный стероидами хип-хоп хаус. Боевые племенные пляски с Винсом Стейплзом под стать его прошлогодней пластинке «Big Fish Theory» (тамошний трек «BagBak» звучал в трейлере «Пантеры»). Само слово «Opps» — означает копов или вражескую банду.
Вместе с Винсом и Кендриком здесь зажигает южноафриканская MC Юген Блэкрок. В своём коротком куплете она успевает упомянуть легенду R&B Милли Джексон, секретаря леворадикальной Партии чёрных пантер 60–70-х Кетлин Кливер и, нарочно или по беспечности, Готэм и Загадочника из параллельной вселенной комиксов DC. «Gotham City streets, I’ll play the Riddler» — в альбоме имя антагониста Бэтмена закрыто звуковым сигналом.
В саунд-продюсерах кроме Sounwave значится Людвиг Горанссон, верный соратник Childish Gambino и автор музыки к «Пантере». Скорее всего, именно он добавил перкуссию в припеве.
6. «I Am»
На авансцену выходит 20-летняя англичанка с соблазнительным голосом Джоржа Смит. В прошлом году она спела в двух треках Дрейка, включая именной «Jorja’s Interlude», а в 2018-м выпустила песню со Стормзи и получила награду «Выбор британских критиков». На счету девушки всего один EP, но теперь есть веский повод ждать полноценный дебютник.
7. «Paramedic!»
Кендрик часто поёт от имени разных альтер эго в своих альбомах и продолжает баловаться этим приёмом в «Пантере». Если в открывающем треке рэпер был королём Т’Чалой, то в треках «Paramedic!» и «King’s Dead» к власти приходит его антагонист — Эрик Киллмонгер.
«TDE and SOB, we can’t lose» — здесь объединяются две хип-хоп тусовки. SOB x RBE — это зубастые пацаны с западного побережья Slimmy B, Lul G, Yhung T.O. и DaBoii. Последнего Кендрик объявляет в треке лично, и не зря — куплет DaBoii уже стал одним из самых обсуждаемых в Сети. Неплохое подспорье для банды, которая 23 февраля выкатит полноценный дебютный альбом «Ganging».
Простой, но броский бит ставили уже знакомые нам Sounwave и CuBeatz, а кроме них DJ Dahi, наиболее известный по трекам «Worst Behavior» Дрейка и «Money Trees» Кендрика.
8. «Bloody Waters»
Кроме прочего, этот альбом демонстрирует, как важно для артиста звучать оригинально, чтобы не затеряться в толпе. Андерсон Пак и Джеймс Блейк узнаются, едва подходят к микрофону.
В промежутках Ab-Soul зачитывает антивоенные куплеты, в которых нашлось место и игре слов («it’s warfair, is war fair?»), и имитации автоматных выстрелов («four Russians trippin’ with hollow tips / and a Kalashnikov, aimed at y’all / kla kla kla!»).
9. «King's Dead»
Слава королю Киллмонгеру. Одна из кульминаций пластинки. В одном брутальном треке сошлись Jay Rock, Кендрик Ламар, Future и Джеймс Блейк, а продакшн накрутили патрон Mike WiLL Made-It («HUMBLE.» и «DNA.» Кендрика Ламара, «Black Beatles» Rae Sremmurd, «Formation» Бейонсе) и Тедди Уолтон («LOVE.» и «GOD.» Кендрика).
Для Jay Rock это первый сингл в ранге ведущего артиста с 2015 года. Вот что он рассказывает о коллаборации: «Я был в студии, работал над своим альбомом, а Дот (Кендрик – прим. ред.) висел в соседней комнате. Я зашёл к нему, знаешь, мы всегда ходим туда-сюда, и он такой: “Мужик, хочешь быть в Чёрной пантере?” Сыграл мне бит, показал хук, и я сделал то, что сделал». Таким образом, в альбоме засветились все участники супергруппы Black Hippy — Кендрик Ламар, Jay Rock, Ab-Soul, и ScHoolboy Q.
Ключевым моментом трека становится даже не смена бита ближе к концу, а фальцет Future («la di da di da, slob on me knob»), стрекочущий под стать хетам. Забавный и в то же время освежающий момент.
Клип создали менеджер Ламара Дэйв Фри и Джек Бегерт, ранее снявший видео «God Is Gansta».
Здесь выдержан баланс между маскулинной задиристостью и комиксовым добром, которое должно победить
10-11. «Redemption»
Вечеринка продолжается. Певец Закари уже знаком нам по песне Кендрика Ламара «LOVE.», но даже самый приторный сингл к альбому «DAMN.» покажется вкусной конфетой по сравнению с новым номером. В продюсерах The Arcade, работавший с Migos, Шакирой, Maroon 5, и Майкл Scribz Райли, помогавший Кхалиду и Крису Брауну.
Привычную компанию разбавляет очередное дарование из ЮАР — певица Babes Wodumo с куплетом на английском и зулусском. В прошлом году она номинировалась на BET Awards как лучший международный артист, но не попала на церемонию из-за проблем с визой. Южноафриканские фаны очень ждали этот трек, но их реакция была неоднозначной. В местных соцсетях бомбит от якобы примитивного «kikirikiki», но ещё больше от того, что на бэк-вокале засветился назойливо вездесущий покровитель артистки — Mampintsha. «Не знал, что Babes Wodumo — это дуэт», — самая популярная реакция.
Babes Wodumo — редкий артист, попавший не только в альбом, но и в сам фильм. В «Чёрной пантере» звучит её самый популярный сингл «Wololo».
12. «Seasons»
Андеграундные рэперы Mozzy и Reason в компании южноафриканского артиста Sjava приобщаются к самому проходному номеру пластинки. Осторожно, в тексте скрыт спойлер к фильму, оставим его самым внимательным.
13. «Big Shot»
Кендрик Ламар и Трэвис Скотт заводят типичную хип-хоповую телегу о прелестях престижа, богатства и славы. За годы между этой парочкой сложились не только творческие, но и братские связи.
Кендрик «засветил» свой куплет за несколько недель до альбома, включив его в выступление на «Грэмми».
14. «Pray For Me»
Неоспоримо громкий, выделяющийся трек с сочным битом. The Weeknd в каждом слове и придыхании привносит свой фирменный стиль, сформировавшийся в хите «Can’t Feel My Face». При этом Кендрик держит марку и сводит воедино идеи «Чёрной пантеры» и некоторые смыслы альбома «DAMN.» — комплекс мессии, неизбежность судьбы, чувство изолированности.
P.S.
Собрав такую колоду козырей, студия всё равно оставила за альбомом титул «сборника по мотивам фильма» и поручила основной саундтрек Людвигу Горанссону. В поисках вдохновения соратник Childish Gambino провёл месяц в Африке — сначала путешествовал по Сенегалу и общался с местными музыкантами, а напоследок посетил Библиотеку африканской музыки в Грэмстауне, ЮАР, где выставлены 20 тысяч виниловых пластинок с полевыми записями и сотни инструментов. Всё это отразилось в «Чёрной пантере» лишь в виде пары барабанных семплов и нескольких выкриков, прорезающихся сквозь типичные безликие оркестровки Marvel.
«Black Panther. The Album» — проект, выгодный всем. Студия получила дополнительные кассовые сборы благодаря фанам хип-хопа. Кендрик Ламар получил очередной альбом №1 в американском чарте, четвёртый за четыре года. Не такой музыкально богатый, как предыдущие, но выполняющий свои функции. Полчище коллабораторов получило место под солнцем. Однако почему-то, вопреки успешному опыту «Стражей галактики», студия не рискнула насыщать экшн песнями. В итоге фильм получился далеко не таким динамичным, как альбом. Праздник афрофутуризма состоялся с большой натяжкой.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram.
Больше о «Чёрной пантере» читайте на киноресурсе Vertigo:
Рецензия на фильм «Чёрная пантера»
Краткая история темнокожих супергероев
5 комиксов о Чёрной пантере для новичков