Рычание «Чёрной пантеры»: гид по саундтреку Кендрика Ламара

,

19 February 2018

0

0

Наконец-то вышел саундтрек, которого все так ждали. К «50 оттенкам свободы», конечно. Но мы поговорим о сборнике песен к «Чёрной пантере». Первый блокбастер о темнокожем супергерое мира Marvel — тема сама по себе ажиотажная. Но чтобы раскачать амплитуду ещё сильнее, студия позвала Кендрика Ламара и основателя его лейбла Top Dawg Entertainment Энтони Тиффита создать музыкальную компиляцию по мотивам фильма.

После пулемётной очереди фичерингов, когда казалось, что Кендрик записал дуэт даже с сыном маминой подруги, у рэпера появился повод собрать друзей и закатить вечеринку. В итоге лучшие моменты альбома приходятся вовсе не на его долю. Здесь ScHoolboy Q, Ab-Soul, Future, Андерсон Пак, Джеймс Блейк и ещё полтора десятка талантливых музыкантов и продюсеров отвешивают хуки словно новые «Мстители».
Sounwave и Кендрик
Фрагмент клипа Кендрика «LOVE.» с тизером саундтрека

«Мы собрали 50% альбома прямо в ходе летнего тура с альбомом “DAMN” — продакшн, мелодии, идеи — а в сентябре начали привлекать людей, которых уважали», — рассказывает саунд-продюсер Sounwave, который сопровождает Кендрика Ламара со времён дебютного EP, ставил биты в треках «Bitch Don’t Kill My Vibe», «King Kunta», «These Walls», почти каждом номере альбома «DAMN» и всюду в «Пантере».

Что-то похожее случалось в 2003-м, когда «Плохие парни II» обзавелись эксклюзивным саундом от Jay-Z, Dr. Dre, The Notorious B.I.G., Snoop Dogg, 50 Cent, P. Diddy, Бейонсе, Мэри Джей Блайдж, Фаррелла, Джастина Тимерлейка, Ленни Кравица. С тех пор поколение сменилось, и вот уже новые актуальные герои празднуют свой триумф. Для этого сборника они почти не пробуют новые подходы, не оттачивают месяцами каждый трек, а лишь поигрывают мышцами, демонстрируют прокачанные навыки. «Watch me do my shit», как зачитывает Кендрик в треке «Opps».

Что самое замечательное — Ламар и Тиффит не только собирают гвардию лейбла TDE и новых героев андеграунда SOB x RBE, но и приглашают молодых неизвестных легионеров. В то время, как режиссёр Райан Куглер поместил вымышленный африканский регион Ваканда, родину персонажей «Чёрной пантеры», на восток континента, рядом с Угандой и Кенией, для авторов альбома Ваканда уходит корнями в Южную Африку. Сразу четыре артиста южноафриканской сцены — Yugen Blakrok, Babes Wodumo, Sjava, Saudi — пополнили обойму. Но обо всём по порядку.

1. «Black Panther»

Кендрик начинает альбом с посвящения королю Ваканды и отождествления себя с ним. Идиллические фортепианные гармонии разрушаются плотным битом. В королевстве неспокойно.

В комиксах персонаж Чёрная пантера впервые появился в в 1966-м, то есть в разгар активности Мартина Лютера Кинга, спустя всего год после марша в Сельме. Это добавляет образу короля дополнительный смысловой уровень.

Опасения, что альбом выйдет чересчур коммерческим, сдобренные клипом с SZA, развеиваются уже на старте. Здесь выдержан мейнстримовый баланс между маскулинной задиристостью и комиксовым добром, которое должно победить. Отдельной похвалы заслуживают Disney и Marvel за то, что почти не цензурировали альбом, сопровождающий фильм с рейтингом PG-13.

Кроме Sounwave, треком заправляет немецкий продакшн-дуэт Cubeatz, работавший с Трэвисом Скоттом («Goosebumps», «Through The Late Night») и Schoolboy Q («THat Part»).

Обложка альбома
«Созвездия»
«All The Stars»

2. «All The Stars»

Любовная баллада. Кендрик Ламар представляет соул-певицу SZA — любимицу лейбла TDE, которая в прошлом году выпустила дебютник «Ctrl» и недавно номинировалась на «Грэмми» как лучший новый артист. На церемонии девушку прокатили, но, по большому счёту, с такими покровителями ей не нужны статуэтки, чтобы быть лучшим новым артистом.

Долгое время у Кендрика на аватарке в твиттере стояла обложка альбома SZA, а у неё — «DAMN». Теперь у обоих — кавер «Чёрной пантеры».

Аранжировку вместе с Sounwave пилил лондонский продюсер Al Shux, соавтор проверенного хита, в котором мужская читка тоже сочеталась с женским соулом — «Empire State of Mind» Jay-Z и Алиши Киз. В итоге SZA раскрывается в песне словно диснеевская принцесса. Её голос идеально сочетается с битом. Нежные скрипки, прорезающиеся синтезаторы — здесь всё ювелирно продуманно, всё на своих местах.

Клип снял Дэйв Майерс, фирменный почерк которого — коллажи коротких запоминающихся сцен. Таким было видео «HUMBLE.», созданное вместе с Ламаром и его менеджером Дэйвом Фри, а потом «Swish Swish» Кети Перри, «Havana» Камилы Кабельо, «Supplies» Джастина Тимберлейка. В «All The Stars» Кендрик и SZA меняют наряды словно на модном показе, и всё бы славно, но вот подстава — авторские права на образы очистили не до конца, и теперь британо-либерийская художника Лина Айрис Виктор судится со студией за изображение её позолоченной работы «Созвездия». Якобы продюсеры обращались к художнице за разрешением, но та отказала. Неудобно получилось.

Кендрик и ScHoolboy Q

3. «X»

Пацанская тусовка и немного трэпа с его надоевшим стрекочущим хетом. На арену выходит южноафриканский рэпер Saudi, зачитывая большую часть своего куплета на зулусском. Затем ScHoolboy Q подкалывает своего давнего кореша («not even Kendrick can humble me»), а за ним догоняется 2 Chainz.

BADBADNOTGOOD

4. «The Ways»

Немного чилла перед бурей. В компании половинки дуэта Rae Sremmurd и 20-летнего Кхалида, чей дебютный сингл «Location» 2016 года стал четырежды платиновым и привёл к пяти номинациям на «Грэмми».

В продакшне блистает канадская банда BADBADNOTGOOD, мастера джаза и хип-хопа, работавшие с Кендриком («LUST.»), Kaytranada («Weight Off»), Дэнни Брауном («Float On»), но в первую очередь заслуживающие внимания за свой собственный альбом «IV» 2016 года.

5. «Opps»

Буря. Накачанный стероидами хип-хоп хаус. Боевые племенные пляски с Винсом Стейплзом под стать его прошлогодней пластинке «Big Fish Theory» (тамошний трек «BagBak» звучал в трейлере «Пантеры»). Само слово «Opps» — означает копов или вражескую банду.

Вместе с Винсом и Кендриком здесь зажигает южноафриканская MC Юген Блэкрок. В своём коротком куплете она успевает упомянуть легенду R&B Милли Джексон, секретаря леворадикальной Партии чёрных пантер 60–70-х Кетлин Кливер и, нарочно или по беспечности, Готэм и Загадочника из параллельной вселенной комиксов DC. «Gotham City streets, I’ll play the Riddler» — в альбоме имя антагониста Бэтмена закрыто звуковым сигналом.

В саунд-продюсерах кроме Sounwave значится Людвиг Горанссон, верный соратник Childish Gambino и автор музыки к «Пантере». Скорее всего, именно он добавил перкуссию в припеве.

Винс Стейплз
Юген Блэкрок

6. «I Am»

На авансцену выходит 20-летняя англичанка с соблазнительным голосом Джоржа Смит. В прошлом году она спела в двух треках Дрейка, включая именной «Jorja’s Interlude», а в 2018-м выпустила песню со Стормзи и получила награду «Выбор британских критиков». На счету девушки всего один EP, но теперь есть веский повод ждать полноценный дебютник.

Джорджа Смит
DaBoii

7. «Paramedic!»

Кендрик часто поёт от имени разных альтер эго в своих альбомах и продолжает баловаться этим приёмом в «Пантере». Если в открывающем треке рэпер был королём Т’Чалой, то в треках «Paramedic!» и «King’s Dead» к власти приходит его антагонист — Эрик Киллмонгер.

«TDE and SOB, we can’t lose» — здесь объединяются две хип-хоп тусовки. SOB x RBE — это зубастые пацаны с западного побережья Slimmy B, Lul G, Yhung T.O. и DaBoii. Последнего Кендрик объявляет в треке лично, и не зря — куплет DaBoii уже стал одним из самых обсуждаемых в Сети. Неплохое подспорье для банды, которая 23 февраля выкатит полноценный дебютный альбом «Ganging».

Простой, но броский бит ставили уже знакомые нам Sounwave и CuBeatz, а кроме них DJ Dahi, наиболее известный по трекам «Worst Behavior» Дрейка и «Money Trees» Кендрика.

Ab-Soul

8. «Bloody Waters»

Кроме прочего, этот альбом демонстрирует, как важно для артиста звучать оригинально, чтобы не затеряться в толпе. Андерсон Пак и Джеймс Блейк узнаются, едва подходят к микрофону. 

В промежутках Ab-Soul зачитывает антивоенные куплеты, в которых нашлось место и игре слов («it’s warfair, is war fair?»), и имитации автоматных выстрелов («four Russians trippin’ with hollow tips / and a Kalashnikov, aimed at y’all / kla kla kla!»).

9. «King's Dead»

Слава королю Киллмонгеру. Одна из кульминаций пластинки. В одном брутальном треке сошлись Jay Rock, Кендрик Ламар, Future и Джеймс Блейк, а продакшн накрутили патрон Mike WiLL Made-It («HUMBLE.» и «DNA.» Кендрика Ламара, «Black Beatles» Rae Sremmurd, «Formation» Бейонсе) и Тедди Уолтон («LOVE.» и «GOD.» Кендрика).

Для Jay Rock это первый сингл в ранге ведущего артиста с 2015 года. Вот что он рассказывает о коллаборации: «Я был в студии, работал над своим альбомом, а Дот (Кендрик – прим. ред.) висел в соседней комнате. Я зашёл к нему, знаешь, мы всегда ходим туда-сюда, и он такой: “Мужик, хочешь быть в Чёрной пантере?” Сыграл мне бит, показал хук, и я сделал то, что сделал». Таким образом, в альбоме засветились все участники супергруппы Black Hippy — Кендрик Ламар, Jay Rock, Ab-Soul, и ScHoolboy Q.

Ключевым моментом трека становится даже не смена бита ближе к концу, а фальцет Future («la di da di da, slob on me knob»), стрекочущий под стать хетам. Забавный и в то же время освежающий момент.

Клип создали менеджер Ламара Дэйв Фри и Джек Бегерт, ранее снявший видео «God Is Gansta».

Mike WiLL Made-It
«King's Dead»
Babes Wodumo

Здесь выдержан баланс между маскулинной задиристостью и комиксовым добром, которое должно победить

10-11. «Redemption»

Вечеринка продолжается. Певец Закари уже знаком нам по песне Кендрика Ламара «LOVE.», но даже самый приторный сингл к альбому «DAMN.» покажется вкусной конфетой по сравнению с новым номером. В продюсерах The Arcade, работавший с Migos, Шакирой, Maroon 5, и Майкл Scribz Райли, помогавший Кхалиду и Крису Брауну.

Привычную компанию разбавляет очередное дарование из ЮАР — певица Babes Wodumo с куплетом на английском и зулусском. В прошлом году она номинировалась на BET Awards как лучший международный артист, но не попала на церемонию из-за проблем с визой. Южноафриканские фаны очень ждали этот трек, но их реакция была неоднозначной. В местных соцсетях бомбит от якобы примитивного «kikirikiki», но ещё больше от того, что на бэк-вокале засветился назойливо вездесущий покровитель артистки — Mampintsha. «Не знал, что Babes Wodumo — это дуэт», — самая популярная реакция.

Babes Wodumo — редкий артист, попавший не только в альбом, но и в сам фильм. В «Чёрной пантере» звучит её самый популярный сингл «Wololo».

12. «Seasons»

Андеграундные рэперы Mozzy и Reason в компании южноафриканского артиста Sjava приобщаются к самому проходному номеру пластинки. Осторожно, в тексте скрыт спойлер к фильму, оставим его самым внимательным.

Sjava

13. «Big Shot»

Кендрик Ламар и Трэвис Скотт заводят типичную хип-хоповую телегу о прелестях престижа, богатства и славы. За годы между этой парочкой сложились не только творческие, но и братские связи.

Кендрик «засветил» свой куплет за несколько недель до альбома, включив его в выступление на «Грэмми».

Кендрик и Трэвис Скотт
Кендрик и The Weeknd

14. «Pray For Me»

Неоспоримо громкий, выделяющийся трек с сочным битом. The Weeknd в каждом слове и придыхании привносит свой фирменный стиль, сформировавшийся в хите «Can’t Feel My Face». При этом Кендрик держит марку и сводит воедино идеи «Чёрной пантеры» и некоторые смыслы альбома «DAMN.» — комплекс мессии, неизбежность судьбы, чувство изолированности.

Людвиг Горанссон

P.S.

Собрав такую колоду козырей, студия всё равно оставила за альбомом титул «сборника по мотивам фильма» и поручила основной саундтрек Людвигу Горанссону. В поисках вдохновения соратник Childish Gambino провёл месяц в Африке — сначала путешествовал по Сенегалу и общался с местными музыкантами, а напоследок посетил Библиотеку африканской музыки в Грэмстауне, ЮАР, где выставлены 20 тысяч виниловых пластинок с полевыми записями и сотни инструментов. Всё это отразилось в «Чёрной пантере» лишь в виде пары барабанных семплов и нескольких выкриков, прорезающихся сквозь типичные безликие оркестровки Marvel

«Black Panther. The Album» — проект, выгодный всем. Студия получила дополнительные кассовые сборы благодаря фанам хип-хопа. Кендрик Ламар получил очередной альбом №1 в американском чарте, четвёртый за четыре года. Не такой музыкально богатый, как предыдущие, но выполняющий свои функции. Полчище коллабораторов получило место под солнцем. Однако почему-то, вопреки успешному опыту «Стражей галактики», студия не рискнула насыщать экшн песнями. В итоге фильм получился далеко не таким динамичным, как альбом. Праздник афрофутуризма состоялся с большой натяжкой.

  Подписывайтесь на наш канал в Telegram.
Йоханн Йоханнссон: король меланхолии