Когда Дени Вильнёву поручили снимать продолжение «Бегущего по лезвию», выбор выглядел непонятно, но со временем всё сошлось: после сильных драм («Пожары», «Пленницы», «Убийца») режиссёр совершил неординарный рывок в космическую тему («Прибытие») и оказался в высшей лиге.
С музыкой к сиквелу получилось сложнее. Как дотянуться до уровня Вангелиса, создавшего 35 лет назад один из самых влиятельных саундтреков?
С музыкой к сиквелу получилось сложнее. Как дотянуться до уровня Вангелиса, создавшего 35 лет назад один из самых влиятельных саундтреков?
Сначала Вильнёв по традиции привлёк исландского композитора Йоханна Йоханнссона, резидента лейблов 4AD и Deutsche Grammophon, с которым блестяще сработался уже трижды. За считанные месяцы до релиза вскрылась проблема. «Он очень сильный артист, но мне нужно было вернуться поближе к Вангелису, — объяснил позже режиссёр в разговоре с Al Arabiya. — Йоханн и я решили, что мне стоит двигаться в другом направлении».
Благо, в проект не взяли самого Вангелиса. Его вклад уже в истории, а новые работы греческого композитора, как прошлогодняя спейс-опера «Rosetta», звучат слишком ретро-футуристически. «Некоторые вещи не повторить, такое случается только раз», — говорит автор в эфире NPR. Тогда как же переосмыслить Вангелиса на современный лад? За ответами студия пришла к тому-кого-зовут-в-каждый-фильм — Хансу Циммеру.
В 2017 году мы видим композитора на пике формы. Да что там, мы видим рок-звезду: он выступает с оркестром на 12-тысячной арене Wembley в Лондоне и главной сцене фестиваля Coachella, пишет музыку к «Дюнкерку» с тиканьем карманных часов Кристофера Нолана, ведёт платный онлайн-курс для композиторов, работает с Radiohead. Неудивительно, что среди многих фанатов «Бегущего» вошёл в обиход хештег #stopHansZimmer.
К тому же, в титрах сиквела засветился композитор Бенджамин Уоллфисч — он подписан на компанию Циммера Remote Control Productions, которую многие кинокритики называют конвейерной фабрикой, обвиняют в монополизации рынка и падении уровня качества.
Согласно ресурсу Filmtracks, работа Remote Control Productions построена так: клиент заходит к Циммеру с фильмом или видеоигрой, а тот либо сразу отдаёт проект своим партнёрам и подрядчикам, либо берёт себе, продумывает основные мелодии, а дальше обученные им гострайтеры пишут полноценное музыкальное сопровождение. Всё как в настоящей поп-музыке, когда громкий хит продюсируют по меньшей мере десять человек.
Через RCP прошло большинство голливудских блокбастеров и полсотни мировых композиторов, включая Рамина Джавади («Игра престолов»), Стива Яблонского («Трансформеры»), Junkie XL («Бэтмен против Супермена» в паре с Циммером). Кто из них самостоятельный, а кто, согласно этой теории, репликант Циммера — остаётся гадать.
Как бы там ни было, Циммер и Уоллфисч справились. Специализация Remote Control Productions звучит как «производство саундтреков», и композиторы сделали именно это: произвели звуковые дорожки по поставленному техническому заданию. Как будто перевели аналоговую плёнку в IMAX 3D, только в звуке.
Циммер не раз восхищался лаконичностью Бетховена и тем, сколько энергии несут в себе первые четыре ноты Симфонии №5. В новом «Бегущем» он старается передать мощную эмоцию одной нотой, подобрав правильные настройки синтезатора. С развитым воображением композитора и горой аппаратуры знакомые электронные тембры обретают фантастический объём и подчёркивают ключевые моменты истории: обволакивают прохладой, когда Кей находит у Саппера дерево, а затем два с половиной часа нарастают и ниспадают волнами, чтобы прогреметь штормом в финальной схватке. Кульминация под названием «Sea Wall» звучит монументально.
Оригинальный фильм тонул в реверберации — голоса, музыка, всё звучание отбивалось эхом от высоких сводов, придавая загадочности, будто всё происходит в параноидальном сне. Для этого 35 лет назад Вангелису понадобилась ультрасовременная машина Lexicon с задержкой звука до 70 секунд, сегодня Циммеру достаточно одной клавиши. Композитор выполняет данное условие, но пару других всё же обходит, и к лучшему: в «Бегущем 2049» нет нуарных саксофонов, зато стало больше ударных акцентов. Накал вырос настолько, что для разрядки Дэнни Вильнёв добавляет в сюжет контрастные камео Фрэнка Синатры и Элвиса Пресли.
Пару лет назад на форуме Reddit Хансу Циммеру задали вопрос: «Если бы у вас была возможность озвучить чей-то фильм, который уже вышел, что бы вы выбрали?» Он ответил: «Бегущий по лезвию. Но я люблю то, что сделал Вангелис, так что нет, наверное».
Любовь Циммера к Вангелису безгранична. Он повторил пафосную аккордовую последовательность из «1492: Завоевание рая» Ридли Скотта, когда сотрудничал с тем же режиссёром в «Гладиаторе». Он цитировал трек Вангелиса 79-го года, когда сочинял «Интерстеллар». И если всё это можно списать на механическую память, то вот ещё момент: начиная с фильма «Человек дождя» (1988) и вплоть до «Тонкой красной линии» (1998) Циммер регулярно использовал синтезатор Yamaha CS-80 — ту же модель, с которой в начале 80-х Вангелис создал своё иконическое звучание.
Поэтому сегодня, когда новые идеи вырастают из существующих, а саунд-дизайн ценится едва ли не больше, чем мелодии, Ханс Циммер в одном из своих лучших произведений оказывается идеальным репликантом по образу и подобию Вангелиса.
Может показаться, что для музыки в кино это тупик, но самое интересное начинается на выходе из зрительных залов. Massive Attack исполняют собственную аранжировку всего саундтрека с оркестром из 45 человек. Flying Lotus озвучивает аниме-приквел. Продюсер и рэпер El-P из Run The Jewels делится в Инстаграме битами для трейлера, которые у него заказала студия, но в итоге не взяла. Hudson Mohawke диджеит под фрагменты фильма и вижуал-арт в формате 360° на вечеринке Boiler Room. Том Йорк вдохновляется «Бегущим», работая над музыкой к новой «Суспирии».
Множество артистов продолжает развивать идеи Вангелиса, каждый по-своему. Ханс Циммер в этом процессе выполняет ключевую миссию: возводит крепкий памятник достоянию греческого композитора.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram.