Территория киевской киностудии им. Довженко полна сюрпризов. В одном из здешних корпусов, например, расположилась студия «Звукоцех», куда захаживают украинские музыканты от Бабкина и Bahroma до «Океана Ельзи». В этот солнечный июньский день здесь собрались особенные гости.
В основном зале — музыканты группы «ДахаБраха». Спрятанные в полутьме студийного пространства, они, на первый взгляд, изолированы друг от друга, но на деле никакая полутьма не разъединит эту четвёрку — бесконечные гастроли сплотили их сознания. Сегодня выдался редкий перерыв между разъездами и возможность поработать над новым материалом.
За звукорежиссёрским пультом — Юрий Хусточка, басист и один из основателей групп «Океан Ельзи», Esthetic Education, Millionkopek. Сколько бы «ДахаБраха» ни искала подходящих саунд-продюсеров, ни с кем не удалось сработаться так, как с ним. И расстояния — Хусточка живёт в Париже — не останавливают. Ассистирует продюсеру Юрий Водолажский, басист Brunettes Shoot Blondes и Артёма Пивоварова.
Чуть позже в студии появляется Джамала. Пару недель назад она победила на «Евровидении» и теперь оказалась в скоростном круговороте промо-активностей. Но всё это осталось за стенами «Звукоцеха». Здесь она заперлась в отдельной комнате, наедине с микрофоном и чашкой чая, закрыла глаза, погрузилась в себя и готовится петь.
Здесь и сейчас песня оживает и сама подсказывает музыкантам, что делать дальше
«ДахаБрахе» нужно несколько дублей, чтобы распеться и разыграться. Джамала наоборот с порога рвётся в бой, отрабатывает сразу в полную силу. «Йшла я собі та звичаї ламала», — первая же строчка песни объясняет, что общего у этих артистов. Они действуют вопреки. Первый дубль, второй, третий — что-то не так. Музыканты переговариваются друг с другом и с Хусточкой через микрофоны и наушники и решают перекроить концовку. Неудивительно, ведь совместный номер «Заманили» родился из спонтанного шестичасового джема — как часто бывает с «ДахаБрахой», это больше мантра, чем песня. И вроде бы вынашивали её достаточно долго, один раз даже исполнили вместе на концерте в ДК КПИ, но это было в декабре, а сейчас июнь, настроение другое и нужно его поймать.
В концовке, к слову, звучит фрагмент редкой народной песни «На добраніч, Галю», которую причисляют к мистическому фольклору, ведь там присутствуют персонажи украинской мифологии. Перенося её в наше время, музыканты творят мистику современную — с каждым дублем это ощущение всё больше окутывает «Звукоцех». «То люди, сука, заманили», — входит в раж Джамала, распеваясь между дублями. Добавить два квадрата, вступить раньше, поменять строчку — здесь и сейчас песня оживает и сама подсказывает музыкантам, что делать дальше.
«А давайте попробуем всё то же самое без метронома», — говорит Юрий Хусточка. Внимание, запись. Глаза продюсера, обычно сдержанного и несколько отстранённого, сверкают. «Как будто бросили позади что-то тяжёлое». Песня дышит. Вот она, долгожданная мистика, которая останавливает время и размывает границы. Студийные микрофоны жадно накапливают её, чтобы посреди осени выплеснуть на слушателя.
Йшла я собі та звичаї ламала
Холод та скрегіт звідусіль пізнала
Почула стільки , що й дихати не мала
Прихилюсь до тебе я, може, краще стане
Прихилившись до тебе правду розказала
Як слухняною донькою була, але впала
Про зльоти та падіння як я відчувала
Заманили в воду! Обманули!
Забере тебе, якщо ти не в змозі
Забере тебе, йди по дорозі
Важко стане, той не треба кричати
Знаєш правду, той не треба мовчати
Я тобі хтіла щастя привернути
Та заховаєш ти все й сам в спокусі
Бачу вогняні хвости на небі
Здавалось, казка, але ж ні – то люди заманили
Забере тебе, якщо ти не в змозі
Забере тебе, йди по дорозі
Важко стане, той не треба кричати
Знаєш правду, той не треба мовчати
На добраніч, Галюню,
Вже ми йдемо,
Вже ми твоє дивування
Заберемо.
Беріть, беріть,
Дружечки, не сваріться,
Як вийдете за ворота,
Озирніться.
Як вийдете за ворота
В чисте поле,
Киньте моє дивування
В синє море.
Нехай моє дивування
З водою пливе,
Нехай мене молодої
Не найде!..
Фото: Александра Серафимович