«Далласский клуб покупателей»: сам себе фармацевт

,

25 March 2014

0

0

Рецензия на фильм, за который Мэтью МакКонахи и Джаред Лето заслуженно получили по «Оскару» и «Золотому глобусу».

Рон Вудроф (Мэттью МакКонахи) — электрик из Техаса, любитель родео и других ковбойских ценностей, жил залихватской жизнью со всеми курительными и алкогольными компонентами, на досуге баловался наркотиками и беспорядочными связями. В общем, создавал все условия, чтобы рано или поздно его клюнул жареный петух. Тот не заставил себя ждать и объявился страшным диагнозом: «У вас СПИД, вам остался месяц». Вудроф, возопив на всю больницу, что быть такого не может, «потому что он не педик», гневно отмахнулся ковбойской шляпой от государственной медицинской системы и покинул помещение. А когда диагноз подтвердился, так же неистово отмахнулся от бестолковых экспериментальных лекарств, отправился на поиски более эффективных препаратов, а заодно создал целую систему распространения медикаментов для товарищей по несчастью.

Сантименты в наличии,
но вот плакать некогда.

Бывают такие истории, что послушаешь и пробурчишь «Да враньё!» Ну не бывает так, чтобы простой электрик, едкий гомофоб, любитель выпить и гульнуть, чтоб потом на родео и по бабам, вдруг взял да и открыл подпольную медицинскую организацию на полублаготворительных началах, еще и на пару с транссексуалом по имени Рэйон (Джаред Лето, необычно милый и чарующий в этой роли). Ан-нет, мир велик и занимателен, и получаются иногда байопики вроде «Далласского клуба покупателей».

С местным колоритом начинает играть новыми красками даже явно не первой свежести сюжет классического жанра «перед смертью не надышишься». Мы же все давно знаем, что корпорации злые и хотят только денег, а брутальные ковбои в глубине души — добрые, и вообще тоже люди. И давно уже все привыкли, что чем смертельней болезнь, тем живей к фильму скачут награды, а если ещё и похудеть, то только успевай ловить летящие в тебя статуэтки. Понятно, что Жан-Марк Валле снял кино на уже поросшую фильмами тему, да ещё и со злободневностью конкретного сюжета несколько опоздал. Но вот смотрится результат на одном дыхании, и работает это на ряде отступлений от хрестоматийной схемы.

МакКонахи из молодца в расстегнутой рубашке из рекламы D&G вдруг стал полноценным трехмерным человеком.

Каждый фильм о болезнях и страданиях, к примеру, предполагает, что герой внезапно взглянет на небо и начнет рьяно творить добро направо и налево, чтоб успеть побольше его натворить в заданный срок. Бросит всю гадость на следующий же день и начнет пить кефир. Вудроф не слишком хочет творить добро и не любит кефир. Вудроф просто очень хочет жить. И свое неиссякаемое рвение пожить направляет в русло предпринимательства. Бродит по подпольям, заводит знакомства, рядится в кого угодно, хоть в священника, и проворачивает аферы с уровнем нелегальности, достойным Остапа Бендера, с везением и наглостью сказочного Ивана. Ходит туда-не-знаю-куда, привозит то-не-знаю-что. Умудряется рвануть в Мексику, в Японию и за тридевять земель, лишь бы достать волшебные таблетки. А после этого нагло смотрит служителям закона в лицо и информирует, что таблетки, они же не запрещенные вовсе, сэр, они просто не одобрены ещё.

При этой живости и кураже фильм не убегает в комедию, балансирует на грани серьезности. Вот, вроде, только все налаживается, бизнес идет, но тут как тут предательский звон в ушах и слабость в ногах. Подхлестывают нестись вперед, добывать, проворачивать, успевать за ней, за жизнью, ловить её в лассо, забираться ей на спину и держаться, как бы она ни взбрыкивала. Особо не похохочешь, но и слезу тоже давить никто не желает, уж особенно сам Вудроф, который хоть и упирается руками и ногами, но знает, что сам допрыгался. А значит и разгребать свои несчастья надо самому. Потому здесь все хоть и топчется иногда на грани падения в сентиментальность, но вовремя успевает сделать шаг назад, будь то болезнь, дружба с незадачливой Рэйон или мимолетная романтическая линия с героиней Дженнифер Гарнер, честной поборницей медицины. Да, сантименты в наличии, но вот плакать некогда.

Хватаются за жизнь и цвета, и костюмы, чтобы не быть чужими на этом празднике. То Рон напялит нелепое сомбреро и дикую рубаху с цветами, то Рэйон ни с того ни с сего выкрасит стены в офисе в «не красный, а клюквенный мокка». И пятнами цвета-звука-света держатся среди этой бурной деятельности захватывающие дух сцены космического спокойствия и космической же пустоты, как отдельные зарисовки. Комната с мерцанием ламп и несметным количеством трепещущих в полумраке бабочек. Секунда до выпуска быка на родео, по-грозовому тихая и наэлектризованная. Вдох. Выдох. Красота застывшего момента в ускользающем из рук мире.

А венчает все, конечно же, актерский состав. Казалось бы, ничего революционно нового: и по-вампирски нестареющий Лето наркоманствует и рыдает почти как во времена «Реквиема по мечте», и ковбойская шляпа к голове МакКонахи уже приросла — но тем сильнее эффект, когда по ходу фильма становится ясно, что транссексуал в кои-то веки не комедийный сайдкик, да и ковбой в кои-то веки не слишком ковбой.

И если Джаред Лето давно уже фигурирует в хорошем авторском кино, то второй персонаж фармацевтического дуэта заинтересовывает как часть перерождения долгой и странной карьеры. Не зря словечко «МакКонассанс» уже обрело жизнь как самостоятельный термин (хотя основная часть МакКонасанса все-таки происходит в «Настоящем детективе» HBO). И эффект вовсе не во внешности, с потерей веса, про которую журналисты допрашивают МакКонахи при каждом удобном случае. Дело в том, что после болота романтических комедий в 2000-х, последовательность его работ в этом году — как выстрелы в тишине. Не заметить и не ахнуть невозможно. МакКонахи из молодца в расстегнутой рубашке из рекламы Dolce & Gabbana вдруг стал полноценным трехмерным человеком, за которым интересно наблюдать на экране.

Сочетание всего этого вышло несколько странным: потенциально среднее, но украшенное актерами и антуражем кино, неровное, но искупающее неровность отдельными ценными моментами. Просто история о жажде жизни. Без лишнего пафоса, морализаторства и извинений.

оценка

7/10

Українці за кордоном: у пошуках себе (частина перша)