Рок-н-ролл на продажу: правила музыкального бизнеса в Европе

,

02 November 2016

0

0

Мы собрали ключевые тезисы зарубежных профессионалов с Kiev Music Summit 2016. Это принципы, на которых построена музыкальная индустрия развитых стран. Без их понимания и соблюдения всеми игроками рынка невозможно перейти на качественно новый уровень. Многие из тезисов кажутся очевидными, но только пока не доходит до дела — типичные ошибки допускают все. Забегая наперёд, выделим главный аспект, на котором акцентировал внимание каждый спикер: в их профессии любят долгосрочное и честное сотрудничество.

Йонас Стоун

Легенда музыкального промо Великобритании. В прошлом – главный редактор молодёжных журналов Melody Maker, Dazed & Confused. Начал карьеру в 90-ые со статей о техно и другой электронной музыке для небольших изданий. «Музыка оставалась для меня хобби, помогала открывать новые релизы, исполнителей и горизонты, в то время, как я работал на стройке. Однажды моя девушка сказала: “Какая стройка? Ты уходишь в пиар!” — так в моей жизни начался этап занятия пиаром».

Насколько цифровые технологии сделали нас свободными, настолько же и сковали. Но общение лицом к лицу остаётся неоценимым. В моей карьере нетворкинг оказался очень ценным — обилие интервью познакомило со многими людьми, которые далее помогли в профессиональной деятельности.

Моё образование не связано с музыкой. Главное — иметь напор, способность находить взаимопонимание, уметь вести переговоры и испытывать настоящую страсть к музыке. Конечно, специализированный диплом желателен, но если нет желания, упорства, самоотверженности, то ничего не выйдет. В нашей компании мы смотрим, горят ли у человека глаза.

Одни из самых ценных качеств PR-агента артиста — не быть назойливым, не докучать журналистам и редакторам, не быть спамером, знать себе цену и быть своевременным. Кроме того, он должен выступать своеобразной службой психологической помощи для артиста и иметь специальную невидимую броню, которая поможет не принимать критику близко к сердцу. О неудачах нужно забывать и идти вперёд. При этом оставаться реалистом — не все проекты могут сработать.

Cинглы, интервью, пресс-релизы — к выпуску альбома артист должен готовиться заранее и с запасом времени. Договариваться с медиа о размещениях нужно за 5-6 месяцев. На моём опыте было всего несколько случаев, когда артистов разбирали как горячие пирожки. Чаще всего это тяжёлый и монотонный процесс. Нужно забыть о шаблонах и всегда искать индивидуальный, личностный подход к прессе.

Всегда интереснее не охотиться за готовыми звёздами, а самому вырастить артиста. Пройти весь путь с ним.

Оливер Уэй

Голландский паблишинг-агент, сооснователь компании EPM Music. Занимается лицензированием музыки для голливудских блокбастеров, сериалов, рекламы и видеоигр. В 16 лет работал в музыкальном магазине и получал зарплату виниловыми пластинками, на которых начал диджеить — в аккурат на рассвете рейв-культуры в Британии. Через пару лет переехал с винилами в Нью-Йорк, где занялся организацией вечеринок. Вернувшись в Лондон, основал букинг-агентство.

Занятие музыкальным бизнесом зачастую начинается с хобби, но нужно осознавать, что для достижения профессионального уровня необходимо принимать неприятные для себя решения, идти на компромиссы, заниматься не только тем, к чему лежит душа и сердце, а и делами, к которым не хотел бы прикасаться. Но оно того стоит.

В отношениях промоутера и музыканта процесс поиска компромиссов должен быть обоюдным.

Самое сложное — заработать репутацию и доверие в профессиональной среде, будучи новичком, а потом всегда подтверждать свои слова делами. Репутация — ценный капитал, постоянный тяжёлый труд, особенно в нашем деле, ведь уровень взаимного недоверия в музыкальной индустрии очень высок.

Организация вечеринок — это командный вид спорта. Но даже при максимальной синхронизации и КПД все командные усилия всегда упираются в то, какого артиста ты привозишь, какой у тебя лайнап. Если ты не улавливаешь вкусы аудитории, то не добьёшься успеха как организатор. Не только в разных странах, но и в городах запросы отличаются.

Для лицензионной музыки есть и всегда будет свой рынок. С ростом стриминговых платформ стновится всё сложнее лицензировать все права и собирать авторские отчисления, но независимо от перемен в индустрии главный принцип никогда не меняется — важно занять свою нишу и уверенно бороться за неё.

Никки Макнейлл

Промо-агент из Великобритании, один из лучших пиар-специалистов Европы, сооснователь Global Publicity, работает с фестивалями Sziget, Exit, Sonar, конференцией Amsterdam Dance Event. Получив незатейливое образование в Манчестере, поначалу Никки могла рассчитывать только на работу на ресепшне. В процессе становления девушка проработала на нескольких лейблах. Как только её деятельность стала набирать обороты и обрастать знакомствами, Макнейлл поняла, что пиар может стать перспективным делом.

В организации фестиваля нельзя упускать из внимания ни один фактор, но ключевой пункт в списке — это логистика. Нужно продумывать каждый манёвр. Кроме того, каждый организатор должен сравнивать свой фестиваль с другими. Наша компания, например, выигрывает за счёт выбора крутых нестандартных локаций, будь то остров в центре Будапешта или сербская крепость. Это гарантированно привлекает людей.

Для агентств организация феста занимает от 9 до 11 месяцев. Соперничество в фестивальном бизнесе огромное. Секрет успеха здоровой конкуренции на рынке — заблаговременность и досрочное планирование. Даже в самых мелких деталях от содержания пресс-пака до количества туалетов. Конечно, всегда могут случиться вещи, которые сложно предвидеть заранее. Например, смерть на фестивале, самая сложная и стрессовая ситуация для организатора. В случае трагедии нужно действовать незамедлительно: проявить внимание и оказать максимальную помощь близким пострадавшего.

Украина находится на краю Восточной Европы, на расстоянии от основных концертных маршрутов. Европа в этом плане компактна, сложно разорвать график, найти дату, приехать в Украину и вернуться в канву европейского тура. Деньги решают всё, но достойное предложение приведёт и к скачку цены на билет. А когда в стране, которая не является утверждённой точкой на музыкальной карте Европы, появляется дерзкий промоутер, он давит на весь рынок и рынок не развивается планомерно.

Европейцам уже давно начали надоедать Glastonbury, Reading & Leeds и другие традиционные фестивали, они в поисках новых впечатлений и ощущений. Это объясняет, почему такие большие ресурсы, как NME, активно пишут о польском Open’er или венгерском Sziget. Организаторам дешевле, а главное эффективнее пригласить журналиста из большого издания, оплатить ему поездку, предоставить все условия и взамен получить хорошие комментарии, чем вкладываться в какую-либо другую рекламу. Это нужно обязательно учитывать, если желаете сделать своё мероприятие популярным за рубежом.

Совет локальным промоутерам: необходимо на реальных примерах объяснять представителям власти, какую имиджевую и финансовую пользу местной общине может принести международный фестиваль. Все локальные рынки уникальны. В этом плане у Украины есть хорошие козыри для развития фестивального движения: иностранцев привлекает дешёвое жильё и отдых, а богатая природа позволяет находить интересные локации. Только важно помнить, что вывод фестивального бренда с локального уровня на международный подразумевает идеальную организацию. Если местные жители и приезжие получают удовольствие, значит всё идёт хорошо.

  Подписывайтесь на наш канал в Telegram.
Рождение мистики: как «ДахаБраха» и Джамала записывали совместную песню