Вместо того, чтобы гадать над концовкой третьего сезона «Твин Пикса», предлагаем расслушать его музыкальные особенности.
Эксперименты и эклектика
Конечно, без композитора Анджело Бадаламенти «Твин Пикс» не был бы «Твин Пиксом», но музыка третьего сезона отличается от лампового саундтрека к оригинальному сериалу. Мы встречаем знакомых героев, но сюжетные линии расширились, сериал вышел за грани одноимённого городка, сам же Линч черпает вдохновение не только из нуаров и мыльных опер, а и обращается к собственным фильмам.
Например, во многом сезон напоминает «Голову-ластик». И если визуально параллели не всегда очевидны, то угрожающее индустриальное урчание и гул однозначно отсылают к полнометражному режиссёрскому дебюту Дэвида Линча. Кстати, именно во время съёмок этого фильма Линч осознал значение звука для кинематографа: «Если вам удаётся нужным образом свести звук и изображение, тогда целое выглядит куда более впечатляюще, чем просто сумма двух этих компонентов. Шумы, голоса, музыка — всё это плоть фильма, его физическое тело. Звук поселяется в фильме, устраивается в нём, подобно жильцу в доме».
Режиссёр больше года работал над звуковым оформлением «Головы-ластика» — записывал жужжание горящего сахара и гул кондиционеров, а параллельно обдумывал текст песни «In Heaven (Lady in the Radiator Song)». Звуковое оформление третьего сезона «Твин Пикса» тоже потребовало немало времени, поэтому Анджело Бадаламенти первым узнал о том, что культовое шоу возвращается.
Как и со старыми сезонами, композитор не писал музыку к конкретным сценам. Вместо этого Линч проговаривал образы, а Бадаламенти наигрывал ассоциативные импровизации. Только если раньше они виделись лично, то теперь хватило звонков по Skype и правильной коммутации звука. Результат слышен в самых невыносимо эмоциональных сценах: смерть мальчика, которого сбил Ричард Хорн, последний разговор Хоука и Дамы с поленом. Мелодию «The Chair» композитор и режиссёр сочинили в начале 2000-х для мюзикла о жизни Теслы (электричество!), но в итоге она тоже стала частью «Твин Пикса».
В сериале прозвучало и несколько композиций группы Thought Gang. Хотя название может вам ни о чём не говорить, вы наверняка их слышали, ведь это музыкальный проект Линча и Бадаламенти. Самая известная работа Thought Gang — музыка к фильму-приквелу «Огонь, иди за мной».
Ещё во время работы над сценарием Линч однозначно решил использовать в новом «Твин Пиксе» две мелодии — «I Love How You Love Me» The Paris Sisters и «My Prayer» The Platters, которая возникла даже дважды, причём в довольно жутких сценах. Впервые она звучит в восьмом эпизоде, когда демонические дровосеки из Чёрного Вигвама истребляют всех работников местной радиостанции, а во второй раз — во время неловкого прощального секса Купера и Даян. Кстати, любопытный факт о группе The Platters — одного из солистов звали Дэвид Линч.
Если вам удаётся нужным образом свести звук и изображение, тогда целое выглядит куда более впечатляюще, чем просто сумма этих компонентов
Восьмой эпизод сразу после выхода на экраны окрестили «Древом жизни от Дэвида Линча» и «самым странным часом в истории телевидения», но он не был бы настолько впечатляющим без грамотно подобранного саундтрека. Ядерный взрыв, порождающий всемирное зло, произошёл под «Плач по жертвам Хиросимы» Кшиштофа Пендерецкого, а возвращение лже-Купера — под замедленную до неузнаваемости «Лунную сонату», зашумленную криками обезьян.
Линчу вообще нравится замедлять и искажать — подобным образом он дважды балуется с песней «American Woman» Muddy Magnolias, а в сцену, где Сара Палмер смотрит по телевизору, как львы раздирают тушу буйвола, зашивает собственный трек «Last Call» из сольного альбома 2013 года.
Дэвид Линч: «Проблема в том, что в студии мы проигрываем микс по-настоящему громко, как он звучал бы в кинотеатре. А потом приходится с болью в сердце ужимать всё для телевидения; там свои ограничения по громкости, по продолжительности громких секций, куча разных правил. Ты знаешь, как всё должно звучать, но вынужден разбавить концентрацию, чтобы люди могли смотреть всё на своих компьютерах или даже, о боже, телефонах — сущий кошмар. В сцене [с музыкой Пендерецкого] столько мощи, людям бы понравилось, но машины, через которые мы смотрим на вещи, не помогут. Нужна полная палитра и полная громкость».
Иногда музыка из сериала давала фанатам и вполне прозрачные подсказки — например, фан-теория о личности Великана зародилась благодаря Бадаламенти. Загадочный Великан появляется под мелодию «The Fireman», это и натолкнуло на мысль, что он — дух погибшего в огне мужа Дамы с поленом. Вскоре теория подтвердилась.
The Roadhouse presents
Когда впервые появились списки актёров нового «Твин Пикса», многие вертели пальцем у виска — Трент Резнор и Эдди Веддер, конечно, круты, но что они забыли в сериале? К счастью, многие музыканты не получили роли жителей городка или демонов из Чёрного Вигвама (хотя исключения были). Почти каждая серия содержит полноценное выступление в придорожном баре. Лайн-ап заведения оказался настолько разнообразным и ярким, что фанаты уверенно заявили: это не настоящий бар, а все концерты явно происходят у кого-то во сне. Разве может обычный деревенский клуб заполучить Chromatics, Au Revoir Simone, Hudson Mohawke?
Линч постарался собрать в придорожном баре своих любимых артистов, включая членов семьи. Например, группа Trouble была собрана специально для шоу — звукорежиссёр «Твин Пикса» играет в ней вместе с фронтменом Dirty Beaches и 25-летним сыном режиссёра Райли Линчем. Ни о каком непотизме речь не идёт — Райли пришлось проходить такое же прослушивание, как и остальным желающим выступить на сцене бара.
Один из самых странных музыкальных номеров устроили британцы The Veils. Помните ту жуткую сцену, во время которой незнакомая нам девушка ползёт по полу бара и страшно кричит? По словам фронтмена группы, The Veils уже привыкли сопровождать странные сцены в кино — их музыка звучала и у Тима Бертона, и у Паоло Соррентино.
Больше всего экранного времени получили Chromatics, которые сыграли в нескольких сериях. Именно их выступление натолкнуло фанатов на мысль, что события развиваются не в хронологическом порядке. Музыканты появлялись на сцене в одной и той же одежде, а значит в разных сериях нам показали фрагменты одного и того же концерта. В предпоследней серии Chromatics выпала честь аккомпанировать Джули Круз, которая исполнила знакомую по оригинальным сезонам песню «The World Spins». Не говоря уже о том, что следом за Бадаламенти несколько инструментальных тем для сериала записал участник группы Джонни Джуэл. По словам музыканта, у него накопилось 20 часов музыки, сочинённой для «Твин Пикса».
Трент Резнор: «Изначально мы написали другую песню, и Линч сказал: “Как насчёт чего-то менее твинпиксовского по звучанию, более агрессивного и уродливого?” Тогда мы сочинили “She’s Gone Away”. Для нас честь быть вовлечёнными, Линч всегда был моим героем. Я в восторге смотрю на результат, потому что в процессе мы, как и все, понятия не имели, что получится. Просто записали нашу сцену, а спустя несколько месяцев Дэвид позвонил и позвал к себе домой, посмотреть результат».
Трогательным флешбеком оказалось выступление Ребеки дель Рио, которая в 2001-м исполнила испаноязычную версию «Crying» Роя Орбисона в «Малхолланд Драйве» Линча. Именно пение дель Рио в своё время вдохновило режиссёра на концовку фильма, а для самой Ребекки появление на экране стало карьерным прорывом. Пару лет назад певица перенесла тяжелую болезнь и вообще сомневалась насчёт своего музыкального будущего, но лайв в придорожном баре стал одним из самых эмоциональных моментов третьего сезона. Ну и приятный бонус — играющий на клавишах Моби.
Тишина
Одно из самых заметных отличий между новыми и старыми сезонами сериала — то, с какой решительностью Линч вообще отбрасывает музыку в некоторых сценах. Особенно это ощутимо в третьей серии, когда пятнадцатиминутное путешествие Купера из Чёрного Вигвама в тело Дагги Джонса происходит почти беззвучно. Кажется, в последний раз настолько эффектно отсутствие звука использовал Жан-Пьер Мельвиль в «Красном круге».
Даже некоторые музыканты выступают в сериале исключительно как актёры. Например, Скай Феррейра уже давно покоряет Голливуд — в 2013-м она дебютировала в ужастике Элая Рота «Зелёный ад», а недавно сыграла мать главного героя в «На драйве» Эдгара Райта. У Линча она появляется в роли Эллы, жительницы Твин Пикса с загадочной сыпью на руках. Гораздо более существенная роль досталась Кристе Белл — певице и музе Дэвида Линча. Фанаты «Внутренней империи» наверняка помнят «Польскую поэму», меланхоличную балладу, играющую в двух сценах фильма. Линч и Белл познакомились еще в 1999-м и с тех пор не только поработали над саундтреком к «Империи», но и над сольными альбомами певицы. В «Твин Пиксе» Криста сыграла Тэмми Престон, агента ФБР и верную помощницу Гордона Коула.
В третьем сезоне Линч не просто возвращается к знакомым героям и джазовым мелодиям старых сезонов, а окунает нас в свой эклектичный мир во всём его многообразии. Визуально это проявляется в отсылках к Бунюэлю, нуарам и ранним работам самого Дэвида, но музыкальные трансформации не менее ощутимы. Режиссёр продолжает работать с Бадаламенти, приглашает к сотрудничеству любимых музыкантов, придаёт новый и жуткий смысл милым поп-песням 60-х, издевается над классикой, экспериментирует с полным отсутствием звука — всё так, как и должно быть в «Твин Пиксе».