12 лучших альбомов года по мнению британских критиков

,

20 October 2015

0

0

Тихий рейв, электронные головоломки, секреты Зимбабве, приключения темнокожих трансвеститов в Нью-Йорке 80-ых, девочка, воспитанная волками, бродяга из Парижа, цитирующий Черчилля, рыжеволосая фаворитка и многие другие. В ноябре кто-то из них получит Mercury Prize — награду за лучший независимый альбом года в Британии. Comma проводит разбор полётов.

Почему это важно

Mercury Prize всегда становится трамплином для артистов. Когда в прошлом году Young Fathers попали в шортлист, продажи альбома «Dead» выросли на 31%. Когда они победили, продажи выросли на 4.000%. Плюс к статуэтке прилагается и денежный приз — £20,000. Всё это позволяет артисту выйти на новый рынок, донести свою музыку до большего количества ушей и умов.

 

Кто выбирает

От года к году состав жюри варьируется. В этом году панель такова:

Саймон Фрит (председатель) – профессор музыки Эдинбургского университета
Анна Кэлви – музыкант
Ник Малви – музыкант
Корин Бэйли Рэй– музыкант
Элайза Брей – муз.редактор The Independent
Грег Кокрен – редактор NME.com
Джон Кеннеди – радио Xfm
Кэт Моррис – организатор фестиваля The Great Escape
Kейт Моссмен – муз.обозреватель
MistaJam – диджей
Mайк Флинн – редактор Jazzwise
Ник Ласкомб – диджей

Насколько это авторитетно

Выбор Mercury Prize вызывает достаточно негатива — одни говорят, что премия проклята и губит карьеру, другие жалуются, что критики не номинируют металлистов, не разбираются в электронике, без энтузиазма включают джаз. Действительно, как вообще в 1994-ом группа M People смогла обойти Pulp, Blur и The Prodigy, а в 1997-ом драм-н-бейс продюсер Reprazent переиграл Radiohead «OK Computer»?

Вот и в этом году к шортлисту есть вопросы. Один из провалов — отсутствие альбома Everything Everything «Get To Heaven», подходящего для победы по всем параметрам (так же считает лидер Foals Яннис Филиппакис). Тем не менее, в списки Mercury Prize попадают альбомы, на которые стоит обратить внимание.

 

Aphex Twin — «Syro»
Warp Records

Изобретательный и влиятельный электронщик анонсировал подборку музыкальных головоломок «Syro» как полагается — с помощью дирижабля над Лондоном, граффити на улицах Нью-Йорка и криптограмм в Tor-сети, «потустороннем» сегменте интернета. Букмекеры говорят, что у Aphex Twin меньше всего шансов выиграть (10/1). Ну и ладно, за этот альбом он уже отхватил премию Grammy.

Benjamin Clementine — «At Least For Now»
Virgin EMI

Он выглядит и звучит как одичалый внебрачный сын Нины Симон. Им восхищаются Бьорк, Пол Маккартни, Дэвид Бирн, Шарль Азнавур. И мы. Бенджамин Клементайн родился и вырос в Лондоне, но в 19 лет сбежал из дома в Париж, где стал писать песни, несколько лет играл по барам и спал то в дешёвом хостеле в комнате на десятерых на Монмартре, то на улицах. Спустя пять лет он вернулся в Англию и записал потрясающий мелодраматичный дебютник, начинающийся с цитаты Уинстона Черчилля о его бедном детстве: «Never in the field of human affection / had so much been given for so few attention».

Gaz Coombes — «Matador»
Universal

Неожиданное явление подгулявшего героя бритпопа. В 1995-ом он номинировался на Mercury Prize с первым альбомом своей группы Supergrass, но проиграл дебютному диску Portishead. Спустя 20 лет Газ Кумбс снова привлёк внимание критиков со вторым сольным альбомом.

C Duncan — « Architect»
FatCat Records

Шотландец Крис Данкан рос в семье музыкантов-классиков, изучал композицию в Королевской консерватории, сочинял сюиты, которые исполняли хоры и оркестры по всей Британии. В то же время осваивал гитару, бас, барабаны, пробовал играть в группах. Теперь он соединяет увлечение академической и популярной музыкой, записывая lo-fi фолк и пасторальную электронику в своей спальне.

Eska — « Eska»
Earthling Recordings

«Britain’s best kept musical secret», — пишет о ней пресса. Эска Мтунгвази из Зимбабве записывала вокал для Бобби Макферрина, Грейс Джонс, The Cinematic Orchestra и Zero 7. В своём дебютном альбоме она смешала соул, джаз и фолк с ритмами Западной Африки. Джейми Каллум уже записался в её фаны, а вы?

Florence + the Machine — «How Big How Blue How Beautiful»
Island Records

От беззаботной мавки на первой пластинке и сказочной принцессы на второй Флоренс окончательно перешла к образу drama queen. Это её самый личный альбом. Она сломлена, разочарована, но ураган эмоций от этого лишь усилился, захватив хит-парад и сцену Glastonbury — этим летом притягательная дива стала хедлайнером главного феста страны.

Ghostpoet — «Shedding Skin»
PIAS Recordings

Вещь в себе. Дух британских улиц, чей баритон недавно стал родным для Киева. Обаро Эджимиве сменил электронный продакшн на «живую» группу и начитывает тексты о бездомных, домашнем насилии, ритме современной жизни. Он всегда где-то рядом с Mercury Prize — в 2011-ом номинировался с дебютным альбомом, в 2014-ом вошёл в состав жюри, теперь снова оказался в конкурсантах.

Jamie xx — «In Colour»
Young Turks

Калейдоскоп, отражающий пять лет разных проектов одного из ведущих мировых продюсеров — работу в группе и с гостевыми вокалами, dj-сеты в клубах и на больших площадках, любовь к хаусу 90-х и семплам из 70-х. Джейми уже выигрывал Mercury Prize вместе с The xx. В сольнике он устраивает «тихий рейв» — это блестящий саундтрек летних фестивалей 2015 года с их масштабными танцполами и тоннами светомузыки, который, при этом, хранит интровертный дух «иксов». Вся суть — в строчках из трека «Loud Places»: «I go to loud places / To search someone / To be quiet with».

Roisin Murphy — «Hairless Toys»
Play It Again Sam

«Я не стала поп-звездой, и никто не знает точно почему», — сказала однажды Ройшин Мерфи. После успеха с группой Moloko она выпустила уже три сольных альбома, но так и осталась аутсайдером. Возможно, потому, что в своих песнях она исследует территории, на которые поп-музыка не рискует заходить. Её работы многослойны, эмоциональны и ироничны. Альбом «Hairless Toys» вовсе вдохновлён фильмом «Париж горит» о темнокожих и латиноамериканских трансвеститах Нью-Йорка 80-ых годов, о дискриминации и бедности днём и ярких костюмах и шоу ночью. Для Ройшин Mercury Prize — редкий шанс перебраться в высшую лигу.

Slaves — « Are You Satisfied?»
Virgin EMI

Двое дерзких новичков из Кента восстают против апатичности британского общества и готовы долго шуметь гитарами, лупить в барабан и брюзжать слюной, лишь бы разбудить всех офисных клерков Лондона. Через их дворовое баловство пробивается олд-скульный британский панк, да так, будто это снова дело молодых, а не лысеющего продавца масла. Сами парни предпочитают называть свои замесы не панк-роком, а «первобытной музыкой».

Soak — «Before We Forgot How To Dream»
Rough Trade

Вся вдумчивость, на которую только способен подросток, воплощена в альбоме 18-летней ирландки Брайди Мондс-Уотсон. Она поёт об одиночестве, разводе родителей, поиске себя, и делает это наивно, но не банально.

Wolf Alice — «My Love is Cool»
Dirty Hit Records

Группа названа в честь новеллы Анжелы Картер из 70-ых о девочке, воспитанной волками. Это отражает дух Wolf Alice — вокалистка Элли Рауселл вот-вот сменит деликатные гармонии на крик во всё горло. Получается эдакий гранж-поп, усиленный неукротимыми выступлениями на ведущих британских фестивалях.

Джамала: «Так грустно, что хочется танцевать»