«Бумбокс» 10 лет: выкричать, но не сдать

,

04 March 2015

0

0

Первый сольник «Бумбокс» в киевском Дворце Спорта — это история о том, как простота помогает двигаться вперёд музыкантам, а глубина придаёт силы тысячам украинцев.

Простота

«Моє найбільше досягнення за 10 років у гурті? Я навчився збирати смєсітєль», — сказал Андрей Хлывнюк на пресс-конференции. После сотен концертов и шести альбомов он так и остался своим парнем.

Позже тем же вечером он просто выходит на сцену — уже не «Квартиры Бабуин», не ДК КПИ, не «Бинго» и даже не Stereo Plaza — столичного Дворца Спорта. Всматривается в 10-тысячную ревущую толпу и не решается подойти к микрофону. Растягивает момент. Именно в этих драгоценных секундах аккумулированы все 10 лет группы.

10 лет веры в себя, поиска нужных людей рядом, битья головой об стену — в Украине без этого никак. 10 лет авантюры и пахоты, которой остальным стоит поучиться. «Бумбокс» заслужили этот зал. «Отак щоб і далі всі ходили, де ж ви були 10 років тому», — обращается к людям Хлывнюк.

10 лет веры в себя, поиска нужных людей рядом, авантюры и пахоты, которой остальным стоит поучиться

На сцене могла бы появиться Джамала, Pianoбой, Женя Галич из O.Torvald, Святослав Вакарчук и другие звёздные друзья, но группа решила отстоять юбилейный концерт своими силами. Пару песен Хлывнюк исполнил под акустическую гитару Андрея Радько из Without Limits, соавтора некоторых песен «Бумбокса», ещё пару — под приджазованные клавиши Павла Литвиненко.

Часть концерта «Бумбокс» отыграли втроём, как в старые-добрые — только вокал, гитара и бит. «Давно так не хвилювався», — говорит Хлывнюк. Всё профессионально и по-взрослому, но иногда Муха промахивался мимо струн и показывал язык, а DJ Валик не успевал поставить нужную пластинку и нарывался на комментарии Хлывнюка: «Давай я тебе навчу, дивись, натискаєш кнопочку» — получалось очень по-домашнему. Только упирающиеся в тебя плечи друзей и масштабный, здорово склеенный видеоряд на сцене напоминали, что ты во Дворце Спорта.

Глубина

 

«Настане той день, зберу я у віхоть солому пісень, позичу десь сили, щоб тії слова за живе вас вкусили». За 10 лет «Бумбокс» исполняли эту песню лишь несколько раз. И вот Дворец Спорта, 2015 год, и тексты Хлывнюка цепляют за живое как ничьи другие. Некоторые из них сбылись неожиданным образом. С новой силой вонзаются слова «вытерпеть, выстоять, выкричать, но не сдать», большим контрастом играет строчка «этажом выше спецназ на крыше» и, конечно, ком в горле от «эти ночи в Крыму теперь кому?»

Самые свежие песни — «Выход» и «Злива» — оказываются и самыми сильными. Они в контексте событий в стране, но музыканты не обматываются флагами, не кричат «Героям слава!», как любят сейчас остальные. Вместо этого ставят на видеоряд горящие свечки на чёрном фоне, зал озаряется звёздной россыпью экранов мобильных телефонов — и всё понятно без слов. Всё честно. Все в слезах.

Удивительное дело. Чем депрессивнее газетные заголовки и взгляды на улицах, тем мощнее становится наша культура. Музыканты пишут невероятные песни, люди собираются во внушительные толпы, чтобы выкричать накопившееся отчаяние. Нет, такой народ никому не сломить.

Музыканты пишут невероятные песни, люди собираются во внушительные толпы, чтобы выкричать накопившееся отчаяние

Ещё одно проявление настоящего патриотизма без пены у рта — музыка и видеоряд перед концертом. Пока заполнялся зал, на экранах показывали светлое украинское ретро — ВИА Самоцветы «Чарівна бойківчанка» (1970), Василий Зинкевич «Я піду в далекі гори» (1971), ВИА «Самоцветы» «Верба» (1973), Назарий Яремчук «Стожари» (1982), ВИА Кобза «Ой несе весна відерця» (1983). В каких ещё обстоятельствах такое количество молодых людей уделило бы внимание своим корням. Когда заиграла «Червона рута», фан-зона организовала стройный хор, а продолжила массовым распевом «Квіти в волоссі».

Для эстетов, больных меломанией как группа на сцене, свои сюрпризы — в видеоряд зашит Том Йорк, отмахивающийся от пчёл, а в паре песен Хлывнюка пробило спеть вставки из Джо Кокера («You Are So Beautiful») и Сэма Смита («I’m Not The Only One»).

В этом сочетании простоты и глубины — весь «Бумбокс». И для них это только начало. Первые, но не последние десять. Первый, но не последний Дворец Спорта. Дальше — только круче. С юбилеем. 

Фото: Виталий Юрасов

Иван Дорн вопреки