Сегодня Дэвиду Линчу исполняется 70. В своих фильмах он превратил абсурд в особую эстетику, важной частью которой стала музыка. К юбилею режиссёра вспоминаем его ключевые связи с музыкальным миром.
Анджело Бадаламенти
Музыка прочно связала Дэвида Линча и композитора Анджело Бадаламенти — так появились саундтреки ко многим фильмам, включая «Твин Пикс», «Синий Бархат» и «Малхолланд Драйв», а ещё театральная постановка «Industrial Symphony No. 1» и два альбома Джули Круз.
Отдельная история — то, как Линч и Бадаламенти вместе создавали «Твин Пикс». Режиссёр описывал, что он видит, композитор тут же наигрывал ассоциации на фортепиано — и дальше, бесконечно направляя друг друга, они сочиняли целостный сюжет.
«Blue Velvet»
Порой сценарий фильма может возникнуть из песни. Так случилось с «Голубым бархатом», искрой для которого стала «Blue Velvet» Бобби Винтона. «Есть что-то таинственное в этой песне, она заставила меня задуматься о разных вещах, первая из которых — газоны. Газоны и жилой район», — говорит Линч.
Дэвид Боуи
Боуи появляется в приквеле «Твин Пикс: Огонь иди со мной» всего на несколько минут. Большинство сцен вошли только в прошлогоднее переиздание, но в итоге они становятся едва ли не самыми безумными за весь фильм.
В «Твин Пиксе» снялся ещё один музыкант, Крис Айзек, но это уже другая история.
Трент Резнор
Когда одному из самых жёстких фильмов Линча «Шоссе в никуда» потребовался саундтрек, Дэвид Линч позвал лидера Nine Inch Nails Трента Резнора курировать выбор песен. Так в фильме зазвучали Боуи, Лу Рид, Мэрилин Мэнсон, The Smashing Pumpkins и другие. Спустя 15 лет Линч снял для Nine Inch Nails клип «Came Back Haunted».
Клипы
Кстати, о клипах. Кроме NIN, Линч экранизировал песни Криса Айзека «Wicked Game», Sparks «I Predict», Rammstein «Rammstein», сделал анимацию для Moby «Shot in the Back of the Head» и выступил режиссёром концерта Duran Duran.
Danger Mouse & Sparklehorse
Однажды в студии схлестнулись один из самых интересных продюсеров Danger Mouse и сонграйтер с головой коня Sparklehorse.
Для пущего эффекта позвали Игги Попа, Джулиана Касабланкаса из The Strokes, Уэйна Койна из The Flaming Lips и, конечно, Дэвида Линча, почему бы и нет. Проект назвали «Dark Night Of The Soul».
Режиссёр не только сделал фотографии для 100-страничного буклета к лимитированному изданию, но и спел в двух песнях. Альбом, кстати, так и не вышел официально, Sparklehorse застрелился, а Danger Mouse просто слил всё в Сеть.
Сольные альбомы
Работа с Danger Mouse и Sparklehorse так вдохновила Линча, что он записал две авторских пластинки. Где-то спел, где-то сыграл, где-то постоял рядом с музыкантами. Лучшим номером стала песня с Люкке Ли.
Наследие
Многие молодые артисты используют образы из мира Линча в названиях групп (Agent Cooper, Audrey Horne, Garmonbozia), песнях («Laura Palmer» Bastille, «Wrapped In Plastic» Мэрилина Мэнсона).
Упомянем самый удачный пример — группу Dale Cooper Quartet and the Dictaphones. Медитативный дроун-джаз, как если бы в Чёрном вигваме устроили джаз-клуб и нам включили запись оттуда в замедленном режиме.
P.S.