Чёрная туча пронеслась над Киевом и разразилась тёплым ливнем. Десятки людей ютились под навесами «Дарынка», звонили родным, отменяли встречи, ждали затишья. Но вода не остановила тысячи человек на пути к арт-заводу «Платформа». Они знали: главная встреча со стихией ещё впереди.
Вопреки канонам рок-н-ролла, фронтмен Яннис Филиппакис вышел на сцену первым. Ему достаточно задеть две ноты на гитаре, чтобы фаны узнали песню «Mountain At My Gates». Едва вступили барабаны, к сцене ринулись десятки пацанов: «Будем меситься?» «Слэм! Слэм!» Толпа расступилась, освобождая храбрецам место под circle pit. Вокруг многие морщились, но всё равно подглядывали, что же будет дальше. И тогда храбрецы стали подпрыгивать, слегка потираясь друг об дружку.
Чего ещё ожидать от хипстерской группы, если не хипстерского слэма, ведь так? Но чем дальше, тем больше играли мышцами музыканты и закипала фан-зона. К «Inhaler» и «What Went Down» гитары Янниса и Джимми заглушают раскаты грома, парни под сценой бросаются друг на друга — этот слэм уже на что-то похож.
Пара тысяч зрителей в Киеве — не 12 тысяч на арене «Уэмбли», но музыканты выкладываются при любых условиях, профессионально соблюдая все обязательные моменты: Яннис выдаёт фразочки на украинском («добрий вечір», «дякую», «як справи, Київ?»), эффектно кружит по сцене с гитарой, лупит в барабан под «Electric Bloom», прыгает в толпу под «Inhaler», а на «Two Steps, Twice» в проигрыше, специально растянутом для дебоша, успевает сгонять в вип-зону и опрокинуть стаканчик под хлопанье фан-зоны.
Последний альбом Foals вышел почти два года назад, и сейчас группа даёт концерты, просто чтобы не закисать. Треть песен в программе — из дебютника «Antidotes». Переходы от позднего материала к раннему здорово показывают, как за восемь лет многое изменилось, но кое-что важное осталось прежним.
Заметки на полях.
Группу O.Torvald бросает из стороны в сторону — в попытках понравиться людям, они успевают и поучаствовать в «Евровидении», и выступить на разогреве у Foals. Но украинские музыканты понимали, где они и зачем: перед чужой публикой обошлись без фамильярности, достойно представили свои песни и откланялись.
В организации концерта хватало приятных моментов — оперативный вход, идеальное соблюдение тайминга, раздача бесплатных дождевиков — но один серьёзный недочёт перевесил всё: людям во второй фан-зоне пришлось выглядывать из-за непомерно большой конструкции с пультом звукорежиссёра. По словам организаторов, планы поменялись за несколько часов до концерта, и на alt-J такое не повторится.
В британской музыке Foals выделялись с первых синглов. Сложные и пружинистые ритмы подкреплялись с одной стороны опытом Янниса и барабанщика Джека в мат-рок группе, с другой — влиянием африканской перкуссии и желанием играть на гитаре нестандартную танцевальную музыку. От ритмов отскакивали звонкие гитарные стаккато, которые у Foals скопировали сотни групп. На концерте фирменный почерк воплотился в «Olympic Airways» и «Red Socks Pugie» — фаны помнят их ещё на дисках и распевают каждую строчку.
Под влиянием арен и фестивалей методы группы поменялись. Бочка выровнялась, появились размашистые припевы, простые хуки, лиричные «Spanish Sahara» и «Late Night», сахарная «My Number». Парни показали, что умеют сочинять хиты. Могли бы настрогать ещё десяток, но вместо того, чтобы полировать звучание, в последнем альбоме они добавили грязи и перегруза.
В какой-то момент Foals всё равно станут номером один в чартах, но сделают это по-своему, сохраняя витиеватую ритмику и оригинальный стиль, заливаясь алкоголем и прыгая в толпу. Они остаются верны себе, чтобы раз за разом выходить на сцену, кричать «when I see a man, I see a lion» и видеть преданных, заряженных энергией львов и львиц, готовых разделить безумие момента. Будь то на арт-заводе «Платформа» или на бескрайних полях фестиваля Glastonbury, который они обязательно возглавят.
Фото: Алина Кучма