Onuka: «Все стараются жить быстрее, а в итоге одни только пробки»

,

16 October 2014

0

0

Onuka — это электроника с интеллигентным вплетением этно-мотивов, живой бандурой, валторной, тромбонами, вокалом Наты Жижченко (экс-Tomato Jaws) и продакшном Евгения Филатова (The Maneken). Украинская музыка, которой стоит гордиться.
Ната рассказала нам о городе, семейных традициях, преподавании этнокультуры детям, изменениях в системе образования и о том, почему украинская культура так зациклена на шароварщине.

Поздравляю вас и нас с выходом дебютного альбома Onuka. Мы всё расслушаем, а пока опиши, пожалуйста, что здесь есть.

Это продолжение стилистики EP «Look» с более углубленным этно-звучанием. А еще здесь есть одна медленная песня. Наверное, первая за всю мою карьеру. Хотела спеть такую песню всю жизнь, но ни один формат этого не позволял. Я сомневалась, как вставить ее в альбом, потому что она идет наперекосяк всему темпоритму, но в итоге эта песня очень даже в тему. Навеяна детскими кумирами Portishead. Все остальное — лаконичное, глубокое, электронное. С небольшим уклоном в этно-мотив. А в двух треках даже с большим.

Евгений Филатов изменяет меня до неузнаваемости и доводит до истерик, мы можем перезаписывать один и тот же момент 80 раз, пока ему не понравится

В альбоме и на ключевых концертах Onuka с вами играют бандурист, валторнист, тромбонисты. Сложно найти подобных специалистов, которые были бы в теме электронной музыки. Как с этим сложилось у вас?

В проекте они выступают в роли эмоциональных синтезаторов, выполняют наши пожелания. Нам повезло, что они в теме. Особенно бандурист. Жизнь такая странная штука — я через 10 тысяч людей нашла этого бандуриста, а потом оказалось, что он в детстве был дома у моих дедушки и бабушки, и у него есть специальные «ногти» для игры на бандуре от моей бабушки-бандуристки. Он стеснялся мне об этом сказать, я узнала все уже после концерта от своих девочек. Он молодой, понимает эту музыку и тенденции. Очень стесняется того, что играет на бандуре. У всех бандуристов длинные ногти, и он рассказывал, что когда знакомится с девушками, то прячет руки.

Духовики не настолько в теме, но это не исступленно академические, смотрящие в одну сторону музыканты, а соображающие. Они чувствуют, что это интересно.

Ты как-то говорила, что у вас с Евгением Филатовым (The Maneken) очень четкое разделение сфер влияния в проекте Onuka. В каких сферах последнее слово за Евгением, а в каких за тобой?

Все окончательные решения за мной — логотип, костюмы, слова, звучание. Но в некоторых музыкальных аспектах или, как ни странно, в том, как я должна спеть, конечное слово за Женей. Ведь со стороны все слышно по-другому. Тем более, у него нереальный опыт работы с вокалом.

Женя изменяет меня до неузнаваемости и доводит до истерик, мы можем перезаписывать один и тот же момент 80 раз, пока ему не понравится. При этом мне будет казаться, что это говно и не то, что нужно. Но в итоге потом я слушаю и понимаю, как он был прав. Так что сейчас я уже не выделываюсь, пытаюсь слушаться, доверяю ему. Мы вообще доверяем вкусу друг друга и идем на уступки.

Ключевым моментом дебютного EP стала песня «Misto». Наконец-то у Киева появилось такое броское посвящение, к тому же за счет абстрактности жители многих городов принимают эту песню как свою. Твоя любовь к Киеву — это, прежде всего, любовь к знакомым людям?

Киев — это, скорее, настроение. Обожаю момент, когда самолет приземляется в Жулянах или Борисполе. Открывается десятое дыхание, я выхожу из терминала, мне нравится воздух, какая бы погода ни была. Если смотреть на город образами, то любимое место — это Подольская набережная. Вообще Киев с высоты птичьего полета весь так прекрасен.

Я люблю и Воскресенку с Троещиной, выросла там, обожаю те парки. Когда я приезжаю туда проведать родителей, испытываю такие ощущения из детства! Люди, которые навсегда покинули места своего детства, не могут такого ощутить, поэтому я завидую сама себе. Вспоминаю, как ходила с мамой собирать листья. Иногда мы с ней это повторяем.

Изначально у песни «Misto» был английский текст. На ту же тему?

Приблизительно, только чуть более абстрактно. На английском она нравилась мне больше, но я решила обязательно сделать ее на украинском. Новый текст дался очень тяжело, меняла его бесконечное количество раз. И когда EP был напечатан, в этой песне я сомневалась больше всего. Жалела, что мы ее туда вставили, боялась реакции людей. Но все сработало, люди прочувствовали, и я очень рада. Думаю, ее так хорошо восприняли, в основном, не из-за текста, а из-за эмоционального момента, лейтмотива на сопилке и мощных духовых.

Точно, и этот эмоциональный момент можно прочувствовать даже если не знаешь язык. Кстати, был какой-то зарубежный отклик?

Да, причем из неожиданных стран – Бразилия, Чили, Австралия. Интересно, как люди, которые не понимают текста, воспринимают музыку. Многие думают, что это польский. В любом случае, именно потому, что текст здесь исполняет второстепенную роль, мы и не выпустили две версии песни, хотя была такая идея.

Какие каналы промо сработали и вызвали реакцию из далеких стран?

Это все SoundCloud.

На английском песня «Misto» нравилась мне больше, но я решила обязательно сделать ее на украинском

С недавних пор ты преподаешь этномузыку и этнокультуру в Центре развития школьников. Мне очень интересна эта история.

Очередная авантюра. Началось с того, что весной я стала преподавать сопилку. Для взрослых учеников, моих ровесников, с ними легче найти общий язык. Я с ними занимаюсь, составляю программу, намечаю цели. А потом позвонил человек из этого центра, сказал, что есть дети, и нужно преподавать им этнокультуру в игровой манере.

Мне нужно было придумать, чем заинтересовать детей, тем более в такой, на первый взгляд, неинтересной теме. Сама собой придумалась такая концепция: на каждое занятие я привожу музыканта с народным инструментом, который рассказывает историю, происхождение, роль, потом каждому дает поиграть. На первом занятии была бандура, потом цимбалы, дальше есть такой дед прикольный, у которого куча духовых инструментов, и он при этом фокусник, у него сопилка превращается в пистолет — короче, нереальный мужик, хочу его пригласить.

Детям сложно что-то рассказывать и надолго их увлекать. У меня вообще нет опыта общения с детьми, я их опасаюсь. Но если после первого занятия я расстроилась, была разочарована собой, и думала уже отказываться от этой затеи, то ко второму разу я подготовилась лучше. Дети играли на свистульках, изображали птиц в лесу, цимбалистка играла вместе с ними, и всем, вроде, понравилось, целый час просидели, никто даже не отвлекся. Я собой горжусь.

Значит, дети тебя полюбили?

Дети разные, некоторым нравится, а другие — ну о чем он там сидит и думает? Эмоций — ноль. Ни позитивных, ни негативных. Маленький робот. Что самое интересное — возможно, именно у этого робота увлечение этникой в итоге выстрелит, в отличие от ребенка, которому сейчас все нравится и удается. Поэтому нужно стараться увидеть в каждом индивидуальность. Это главная задача педагогики.

В детстве ты объездила полмира, выступая с оркестрами. Что из этого опыта ты вспоминаешь в первую очередь?

Играть с оркестром – это круто, особенно когда ты маленькая девочка, а в оркестре 50 мужиков. Ты заходишь вся такая крохотная, а они смотрят и лыбятся. Ты начинаешь играть, а они удивляются: «ну да, нормально». Это мой любимый момент: во взрослом коллективе профессиональных музыкантов тоже ощущать себя музыкантом. Эти концерты приносили мне музыкальное и эмоциональное удовлетворение, очень рада, что все это было в моей жизни.

Название проекта Onuka — дань твоему дедушке, известному мастеру-изготовителю музыкальных инструментов. А еще твоя прабабушка была гувернанткой Коцюбинского. У вас в семье передают знания о роде из поколения в поколение или ты сама все это исследовала?

Мой дедушка был таким титаном, оставил после себя такой след, что не ценить, не понимать этого было бы просто глупо. У меня с детства была невероятная связь с ним, так все и продолжается. Чем старше я становлюсь, тем больше ценю это.

У меня очень яркие бабушка и дедушка, настоящие люди искусства, которые прожили друг с другом душа в душу, музыкальные и эмоциональные партнеры, единое культурное целое. Это черниговская народная интеллигенция, которую знают все. Я с детства ощущала их неповторимую атмосферу, но только сейчас осознаю, как мне повезло, что я росла в такой благодатной обстановке. Рутинные моменты просто растворялись. Дедушка играл на сопилке в саду, бабушка полировала бандуры — абсолютная противоположность мегаполису и всей этой беготне, которая меня бесит.

Дедушка играл на сопилке в саду, бабушка полировала бандуры — абсолютная противоположность мегаполису и всей этой беготне, которая меня бесит

Значит, все-таки что-то в родном городе тебя бесит.

Меня бесит в целом тенденция жизни в современном мире, которая пропагандируется в том числе и в массовой культуре. Есть отшельники, которые живут вопреки всеобщим правилам, но в основном все стараются жить быстрее, успевать больше — а в итоге одни только пробки. Я стараюсь поменьше участвовать в этом всем. Дело ведь даже не в пробках, а в ценностях людей, в том, чего они хотят добиться. Духовное уходит на задний план. Меня расстраивает, что эталоном времяпрепровождения у многих людей служит, например, поход в кино на максимально тупой фильм.

В лучшем случае. То есть, в мире тебе не хватает размеренности и духовной честности. А чего тебе не хватает конкретно в Киеве?

Круглосуточных заведений на Подоле и всяких вкусных штук на улице. Хотя за последнее время со всеми этими фестивалями уличной еды и подобными ивентами Киев сделал серьезный рывок вперед. Классно, что это происходит, но у нас то ничего, то сразу все. Да ладно, в принципе, в Киеве мне хватает всего.

Возвращаясь к этнике: как тебе кажется, почему все-таки качественная этнокультура у нас не в моде? Почему все в крайностях — или засматриваются исключительно на Запад, или творят дикую шароварщину?

Вот ты сам все сказал. Почему не в моде – потому что народное ассоциируется с поверхностной шароварной культурой. О ее глубинах никто не знает, потому что неоткуда узнавать. Мне повезло, у меня семья такая, а еще я этнокультуролог по образованию, хотя даже в институте интересного и глубокого я узнала очень мало. В основном, это был тот же никому не интересный бред. Совок виноват — народную культуру удалось сохранить только в виде совсем сосредоточенных на этом людей, которые не вписываются в современное общество. Эти фанаты инструментов, традиций, одежды, гончарного дела — все они кажутся инопланетянами. Большинство не воспринимает их как то, к чему стоит стремиться.

Мне кажется, народная музыка везде считается специфической темой, которая в моде быть не может, разве что в очень редких случаях. В детстве я стеснялась, что пою в коллективе народные песни, танцую народные танцы, хотелось чего-то более современного.

Совок виноват — народную культуру удалось сохранить только в виде совсем сосредоточенных на этом людей, которые не вписываются в современное общество

Не всем так повезло с воспитанием. Как быть остальным? Как считаешь, что именно нужно предпринять на уровне государства, на уровне системы образования, чтобы подать этнику правильно?

Мне кажется, нужно ввести предмет «История культуры» — и всемирной, и украинской. С правильной учебной программой. Хотя как ни меняй систему сверху, тут все зависит, в первую очередь, от преподавателя — любой предмет может быть скучной графоманщиной, а может стать увлекательным путешествием. Должны находиться люди, которые смогут заинтересовать детей этим. А еще в украинской литературе в школах нужно делать упор на других авторов. Посмотри, там же сплошная панщина, вечно всем плохо. Мне это было интересно, потому что я люблю украинский язык, но если сравнивать с зарубежной литературой, это вечная тягомотина и циклы ужаса. Тем не менее, проскакивал ведь тот же Коцюбинский или, например, Расстрелянное возрождение.

Как успехи с освоением терменвокса?

Периодами. То мне кажется, что нормально, то, мягко говоря, не очень. В любом случае, не так тяжело, как я думала. Мне казалось, это непостижимый инструмент, но, как и с другими, все дело в практике — уже вырабатывается мышечная и чувствительная память. Надеюсь к весне что-нибудь изобразить.

То есть, нельзя сказать, что этот инструмент гораздо сложнее остальных?

Можно. Я бы сказала, что это самый сложный из академических инструментов. Нужно сочетать практически абсолютный слух, невероятную координацию тела и бесконечную практику. Намного сложнее, чем овладеть техникой академического пения. Очень хотела бы взять несколько живых уроков, но и видеоуроки помогают. Благодаря им ты овладеваешь несколькими ключевыми приемами, а дальше совершенствуешься сам.

Поделись своими свежими музыкальными впечатлениями.

Меня, конечно же, поразил альбом Тома Йорка. Гениальностью Тома Йорка, в очередной раз. Понравился альбом Джона Хопкинса. Ну и всегда в моей голове The xx, самые любимые. Недавно я заново послушала от начала до конца их первый альбом — хоть и знаю его наизусть, но порвало как в первый раз.

Однажды в интервью ты сказала, что в другой жизни была бы собакой. Какой именно?

Любой. Главное — не той-терьером и не пекинесом. Просто бездомной большой собакой. Или волком, большим и меховым.

Фото с интервью: Ирина Матвиюк

Британский театр в кино: Джиллиан Андерсон, Джеймс Франко и другие сюрпризы осени 2014