Хотите выступать за границей?
А вас там никто не ждёт

,

21 February 2019

0

0

Алёна Дмуховская побывала за кулисами шоукейс-фестивалей и конференций Reeperbahn (Гамбург), Tallinn Music Week (Талинн), BUSH (Будапешт), Music:Match (Дрезден) и уже несколько лет сотрудничает с госсектором Евросоюза в вопросах поддержки креативной молодёжи — в частности, организовывала программы обмена для украинских музыкантов с возможностью поучиться и повыступать в Германии, Голландии, Чехии.

Вместе с Дарцей Тарковской она основала независимую инициативу Music Export Ukraine, а 23–24 февраля проведёт в Киеве конференцию Music Conference Ukraine, на которую привезёт программных директоров больших европейских шоукейсов, генерального менеджера лейбла PIAS в Восточной Европе и других специалистов.

В колонке для Comma Алёна размышляет о том, почему у наших артистов практически нет перспектив за рубежом и как это изменить.
BTS на красной дорожке Grammy

Учёные говорят, что 40% профессий на Земле могут стать неактуальными уже через 20 лет. Меньше всех рискуют потерять работу люди из креативных индустрий — они гибкие, постоянно подстраиваются под окружающие условия, да ещё и обеспечивают приятный досуг. С механизацией рутинных процессов у людей будет всё больше времени, и они будут проводить его на концертах, выставках, спектаклях. Так предполагает большинство стран. Поэтому они и вооружились всеми возможными ресурсами, чтобы выводить национальную креативную экономику на мировой уровень.

Инвестиции Кореи в K-pop бьют все рекорды — неудивительно, что эта музыка сейчас так успешна в Азии и покоряет планету. Бойзбенд BTS уже сыграл четыре концерта за неделю в 26-тысячном Стейплз-центре в Лос-Анджелесе, а клип девичьей группы Blackpink набрал 672 млн просмотров на YouTube.

Многие страны продвигают свою музыку через экспортные офисы — специальные организации, которые опекаются молодыми и перспективными артистами. Они помогают с менеджментом, маркетингом, ведением финансов, работают с Посольствами в других странах и вообще всячески популяризируют своих артистов на разных рынках. Группу Warhaus поддержал бельгийский экспортный офис. Please the Trees — чешский (осенью музыканты откатали тур с Mudhoney). Years & Years ещё до выхода первого альбома получили финансирование от британской PRS Foundation. Grimes взяла деньги на запись у канадцев. Shame, Pale Waves, Her, Superorganism, Sigrid, Roosevelt и Zeal & Ardor участвовали в программе ETEP (The European Talent Exchange Program), которую финансирует Евросоюз, и выступили на десятках фестивалей. King Gizzard & the Lizard Wizard получили грант мобильности в Австралии, чтобы поехать в первый тур за океан. Многие молодые артисты Германии получают гранты Initiative Musik, на которые власти ежегодно выделяют 2 млн евро.

Сильные экономики мира давно учуяли геополитическую важность «пропаганды» своей культуры. British Council и Goethe-Institut знакомят международную публику с новинками британской и немецкой культуры, работают с музыкой, кино, театром, литературой и другими сферами. Правда, Америка никогда не имела подобной официальной институции, но вся её мощная индустрия развлечений работает на это — из сериалов, фильмов и клипов мы знаем о Нью-Йорке больше, чем о соседнем городе.

«Из-за этого нас позвали на 18 фестивалей», — Shame рассказывают про шоукейс Eurosonic и программу ETEP

Когда в игру вступают целые страны, у нас критически мало шансов

Скажем прямо: артист из Украины для большой Европы интересен примерно так же, как, допустим, из Монголии. А если ты играешь какой-нибудь «модный» инди-рок, шансов считай нет — своих таких же в каждой стране сотни и тысячи. В лучшем случае за границей знают dakhabrakha или могут пригласить кого-то отсюда как диковинку. В худшем — слышали только про Чернобыль и войну.

Дуа Липа запускает карьеру на Eurosonic

Стоит отметить, что проблема противостояния с англо-американской культурной гегемонией обсуждается далеко не только у нас. Скажем, Словакия, Литва — ну что с них возьмешь? Вся страна — миллион с чем-то человек, как они могут противостоять 80-миллионной Германии? А вот когда говоришь: «Подождите, в Украине живет 45 миллионов человек. Это громадный рынок», — поднимают головы несколько букеров и начинают просчитывать, какого артиста и за сколько они могут привезти и продать у нас.

Мы продолжаем: «В Украине ещё куча возможностей. Половина мировых звезд у нас уже клипы снимала — Марк Ронсон и Майли Сайрус, Tame Impala, Foals, Nothing But Thieves, Палома Фейт…» — здесь поднимают головы ещё несколько человек, учуявших адекватное качество и минимизацию своих издержек. Но это только импортный вектор. О нём надо говорить и развивать, а как же сделать, чтобы и нашего музыкального брата приглашали туда?

Музыкальный рынок работает так же, как и в любой другой сфере — нужно присутствовать на международных ивентах, где встречаются производители продукта и его покупатели, заниматься постоянным промо себя через всевозможные каналы. Если ты работаешь в литературе, едь на Франкфуртскую книжную ярмарку. Производишь мебель — пора в Милан. Музыкальный артист — тебе прямая дорога на шоукейсы.

Как правило, шоукейс — это дневная конференция, где представители музыкальной индустрии со всего мира встречаются обсудить совместные проблемы, поделиться опытом, объединиться для лоббирования общих интересов, и вечерняя программа, выступление молодых коллективов, к которым «присматриваются» международные фестивали, букеры, лейблы. Так за два-три вечера можно увидеть срез перспективной музыки, которая определит развитие индустрии в следующие несколько лет.

Сильные экономики мира давно учуяли геополитическую важность «пропаганды» своей культуры

YEYO на Live at Heart в Швеции

Экспортные офисы как раз и стараются представить на этих шоукейсах как можно больше своих артистов. На самом большом немецком шоукейсе Reeperbahn в 2012-м зарегистрировались всего 5 представителей Польши. В 2017-м польская волна насчитывала 50 делегатов и 12 выступающих коллективов с именной панелью. Страна взялась за популяризацию своей культуры и идёт напролом.

Стоит отдать должное некоторым украинским артистам, которые тоже пытаются блистать и показываться: YEYO съездили на шведский Live at Heart, YUKO и Braii сыграли на Budapest Showcase Hub, Саша Буль и Иван Дорн выступили на статусном Eurosonic Noorderslag в Голландии, Ptakh_Jung влюбили в себя журналистов и букеров на Ment! Ljubljana. Для некоторых из них поездки вылились в новые знакомства и забронированные концерты. Но это по-прежнему единичные истории, которые держатся на энтузиазме и личных финансах ребят. Они не дадут ощутимого эффекта для развития индустрии, ведь противостоят целым госбюджетам.

Афтермуви Budapest Showcase Hub с кадрами YUKO и Braii

Sasha Boole на Eurosonic Noorderslag

Так есть ли выход из этой ситуации? Конечно, надежда умирает последней. Кроме упорного труда и попыток поймать удачу за хвост, у нас всегда сохраняется ещё два варианта: фолк и шок. Фолк — это брать уникальную украинскую этнику и переосмысливать на современный лад. По сути, самое оригинальное, что мы можем предложить. Второй вариант — быть фриком на всю голову. Те же Tommy Cash и Little Big уникальны, и не важно, откуда они, всё понятно и так.

Борьба за место под солнцем только начинается. И мы очень надеемся, что она продолжится уже с государственной поддержкой в ближайшем будущем. Но начинать эту борьбу стоит самим хотя бы с малого: на Music Conference Ukraine приедут директора шоукейсов и менеджеры лейблов, так что у украинских музыкантов будет редкая возможность покорить их, никуда не выезжая.

  Подписывайтесь на наш канал в Telegram.
Лучшие новые альбомы: Jessica Pratt, Dave Harrington, James Blake, Toro Y Moi, Angelo De Augustine