Раз в год 170 музыкальных специалистов со всего мира — журналисты, представители YouTube и Spotify, организаторы и программные директоры фестивалей Glastonbury, Download, Primavera, EXIT, SXSW и так далее — цедят свежую кровь в поисках аномалий. В поисках нового супергероя. Так появляется рейтинг «BBC Sounds of…», открывший миру Адель, Сэма Смита, Years & Years. В 2017 году составители сделали ставку на Рэй Блек. 22-летняя темнокожая девушка из трущоб — идеальный социально значимый образ, а также достаточно свободная ниша в музыкальной индустрии.
На её счету всего три полноценных сольника в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе и Лондоне, но The Guardian уже сейчас отмечает, что на сцене Рэй Блек — уверенная львица, подкреплённая профессиональным бэндом, переходящим от хип-хопа и брейкбита через джазовые вставки к американскому R&B в духе 90-ых. Благодаря Британскому Совету в Украине и Happy Music Group четвёртый сольник певицы состоится в Киеве, 31 марта в Sentrum. Мы созвонились с ней, чтобы поговорить о нигерийской морали, ямайских трансгендерах в канализации, новой эре британской музыки и многом другом.
Слежу за тобой с самых первых песен, особенно понравился трек с электронщиком Courage, так что искренне поздравляю с первенством в списке BBC Sounds of 2017. Помимо того, что это приятно, и пресса обратила на тебя больше внимания, какие неожиданные перемены повлёк за собой рейтинг BBC?
Спасибо, так приятно. Что касается рейтинга — гораздо больше людей узнало обо мне. Я начинала в подполье и пела для хипстеров, а теперь на своих концертах вижу людей очень разных по возрасту и статусу. В лондонском зале хватало зрителей за сорок, и это самый большой сюрприз.
И женщин, и мужчин.
Именно. Я-то всегда считала, что пою для девочек, и парням это не может быть интересно.
Когда в последний раз у тебя была работа, не связанная с музыкой?
Не так давно. Я уволилась чуть больше года назад, под Рождество 2015-го. Работала копирайтером в диджитал-отделе крупного рекламного агентства.
Держу пари, было скучно.
О, дико скучно.
И вот однажды ты заполучила собственного менеджера. Кто кого нашёл?
Он сам нашёл меня. Я просто грузила свои первые треки на SoundCloud, они собирали несколько сотен прослушиваний, люди понемногу писали мне личные сообщения — в том числе и мой будущий менеджер. Написал, что хочет помогать, мы встретились и, честно говоря, я выбрала его потому, что он выглядел искренним и оказался фаном моей музыки. Для меня это важно.
Уважение — самая важная вещь в нигерийском сообществе. Уважать себя, окружающих, особенно старших. Защищать своих и не допускать несправедливости
Семплы и биты для своих первых треков ты резала и стягивала с YouTube — кто помогает продюсировать песни сейчас?
Всё так и было, жаль, что я больше не в праве так делать. (смеётся) Я поработала с разными молодыми продюсерами, всегда интересно искать новые таланты. А в последнее время сотрудничаю с более зрелыми и опытными.
Назовёшь имена?
Не могу, не проси, пожалуйста. Я начала работу над дебютным альбомом и имена участников пока держу в секрете. Хочу, чтобы люди воспринимали мою музыку с открытыми умами и сердцами, не завышали ожидания раньше времени. Но это известные и невероятно талантливые продюсеры.
И в мыслях не было выпытывать о дебютнике — уверен, ты и так испытываешь массу давления по этому поводу.
О, да. Спасибо!
Поговорим о твоём клипе «Chill Out» и о твоём знакомстве с галли-королевами. О чём вы общались и вообще как они отреагировали на людей издалека, приехавших снимать их на видео?
(галли-королевы — сообщество трансгендеров и геев Ямайки, «самого гомофобного места в мире» по мнению Time; для них единственный способ избежать тюрьмы или хулиганского ножа — жить в изгнании, в изолированной коммуне – прим.)
Этот опыт изменил мою жизнь круче всего. Мы общались об обыденных вещах — нарядах, косметике, любимой музыке. Галли-королевы — огромные фанатки Бейонсе и Рианны. Одну из них даже зовут Бейонка в честь любимой певицы.
Сперва было напряжённо. На съёмочной площадке работали ямайские мужчины, а галли привыкли, что местные парни, видя их, сразу нападают. Героини очень беспокоились из-за ямайцев на съёмках, поэтому были замкнуты и недоступны. Но со временем они увидели, что всё хорошо, дружелюбно — и начали открываться, танцевать, выражать себя. За этим так здорово наблюдать.
Ты не в курсе, этот клип уже как-то повлиял на ситуацию на Ямайке?
Мы хотим именно этого, повлиять. С его помощью мы начали сбор денег для коммуны галли-королев, чтобы они могли переселиться в безопасные дома. Сейчас они вынуждены жить в коллекторах и канализационных трубах Кингстона. То есть, это даже не приют или убежище. И конечно же, они все безработные. Мы пытаемся добиться безопасной жизни для них.
Поразительно. Поговорим ещё о твоих клипах. «5050» и «Patience» похожи — в обоих есть твоя банда подруг, а ещё парикмахерская. Я так понимаю, для темнокожих девушек твоего района это место, где они могут собираться, общаться и быть собой, верно?
Всё правильно понял.
Парикмахерские в клипах — настоящие, у тебя на районе?
Всё по правде. Та, что в «5050» — в моём родном Кэтфорде, Южный Лондон. Много раз там бывала. Парикмахерская из «Patience» тоже неподалёку.
Все, с кем я хотела бы поработать как сонграйтер, уже мертвы
Если бы я действительно приехал к тебе на район, как ты поёшь в своей самой известной песне «My Hood», куда бы ты меня повела в первую очередь?
Я бы показала тебе местную кафешку. Это знатные точки в Британии, но в Лондоне чем ближе к центру, тем их меньше или вообще нет. Настоящие найдёшь только в тихих районах. Это важный элемент британской культуры, туда бы и повела.
Ты часто говоришь, что на тебя влияют нигерийские корни, и что дома ты по-прежнему живёшь по нигерийским законам. Что это за законы?
Главная ценность в моём доме — а я до сих пор живу с мамой — это уважение. Самая важная вещь в нигерийском сообществе. Уважать себя, окружающих, особенно старших. Защищать своих и не допускать несправедливости.
(Стоит упомянуть, что мама Рэй, бывшая медсестра, сейчас занимается домом и ухаживает за её старшим братом-аутистом – прим.)
Значит ли это, что британцам не хватает уважения?
Не обязательно, но всё равно этого нет в крови так, как у нигерийцев. Например, в британских школах ученики непослушные, любят покривляться перед учителем — такого никогда не встретишь в Нигерии. Просто потому что тебя накажут. В британских школах нет такой системы наказаний.
Так вот оно какое, уважение.
(смеётся)
Ты писала диссертацию о пост-колониальной нигерийской литературе. Назови книгу или писателя из Нигерии, которого мы обязаны знать в первую очередь.
Я — большая поклонница Чимаманды Адичи. Моя любимая книга — «Пурпурный гибискус». Я писала о ней в диссертации. Там в частности подчёркивается, откуда взялись корни христианства в Нигерии.
(39-летнюю Адичи называют «самой выдающейся из ряда критически настроенных молодых англоязычных авторов, которым удалось привлечь внимание нового поколения читателей к африканской литературе» – прим.).
В школе ты играла в группе вместе с MNEK. Теперь он — успешный сонграйтер. Причём более успешен не как исполнитель, а именно как автор песен для больших звёзд. Ты видишь себя в этой роли или сольные амбиции прежде всего?
Да я мечтаю об этом. Когда я начинала писать песни, лет в девять, то не обязательно писала их для себя. Всё это время я чувствовала себя просто автором, который просто сочиняет, а спеть это всё мог бы и кто-то другой. Но дело в том, что все, с кем я хотела бы поработать в этом плане, уже мертвы. Эми Уайнхаус, прежде всего.
К слову о друзьях и успехах — дебютный альбом Стормзи стал номером один в Британии. Похоже, никогда ещё грайм не звучал так громко на всю страну.
Ага.
Диззи Раскал и Кейно штурмовали чарты с грайм-записями 15 лет назад, но удалось это только Стормзи и только сейчас. Как считаешь, почему?
Стормзи — артист поколения. Поколения цифрового мира. Сегодня артист может просто загрузить видео на YouTube и собрать миллионы просмотров. При Диззи такого не было. Благодаря интернету Стормзи может заполучить столько фанов, сколько захочет, и не ждать поддержки лейбла. Это залог его успеха.
Ты развиваешься по такому же сценарию. Вообще здорово, что сегодня в Британии независимые артисты вроде Стормзи и тебя могут быть услышаны. Звучит как символ нового времени. Но в то же время Брексит, Трамп — тоже символы нового времени, когда, похоже, ксенофобия доминирует как никогда. Как бы ты описала настроения в Британии сейчас?
Не только Британия, но и весь мир перевернулся с ног на голову. При Обаме и Евросоюзе мы чувствовали единство, а сейчас всё наизнанку, вокруг слишком много ненависти. День, когда объявили, что Британия покинет ЕС, был тяжёлым для всех. Я всё ещё надеюсь, что люди сами по себе смогут объединиться против этих тенденций.
Концерт в Киеве будет твоим четвёртым в жизни сольником, верно?
Ага.
Есть хоть какие-то ожидания?
Узнать, что в Украине есть люди, которые меня поддерживают — это безумие, и точка. Когда я сочиняла музыку в своей спаленке в Южном Лондоне, я понятия не имела, куда всё зайдёт. Я хочу увидеть людей и устроить для них шоу.
Недоразумение, а не концерт. Конечно The Guardian называет RAY BLK уверенной львицей, подкреплённой профессиональным бэн…
Posted by Sergey Cane on Samstag, 1. April 2017