Мой дорогой Hedonism: сколько стоит сделать фестиваль

,

06 July 2017

0

0

Ростислава Русакова называют главным гедонистом страны, ведь он не только открыл на Трухановом острове уютное летнее место Южный Берег Киева, но и второй год подряд зазывает сюда тысячи меломанов на прогрессивный Hedonism Festival. В этот раз с 7 по 9 июля здесь выступят голландская трип-хоп дива иранских кровей Sevdaliza, участник исландского минимал-техно дуэта Kiasmos, немецкий продюсер Westbam, ещё несколько гостей и множество молодых украинских артистов.

Мы пообщались с Ростиславом о том, сколько стоит организовать фестиваль в Украине. Ответ — дорого. Детали ниже.

Фестиваль

Что для тебя гедонизм?

Вообще слово древнегреческое, означает удовольствие, наслаждение. Но для меня это не только физиологические удовольствия, как к примеру чревоугодие или секс. Наш Hedonism — это культурное наслаждение в первую очередь. Для разума и души.

Ты решил делать фестиваль. В Украине. Твой первый шаг? О чём нужно позаботиться?

Целевая аудитория. Ты должен понимать, для кого это делаешь. Осознавать, что ты всё затеял не только для таких как ты, не для твоих друзей. Это бизнес-проект, он должен быть востребован массой. Тонкий момент: украинская публика очень специфическая.

Фестиваль должен быть актуальным. Нужно найти баланс между украинскими артистами и артистами мировой известности. Задача фестиваля — образовывать, стимулировать, развивать.

Кроме того, нужно иметь финансовую базу и быть готовым к тому, что фестиваль не окупается c первого года. Это всегда долгоиграющая история. Если у тебя крепкие нервы и есть чёткое понимание к чему всё придёт через годы — будет успех. Если ты планируешь разбогатеть или стать известным — это неправильный ход.

В чём специфика украинской аудитории?

Первое — неготовность тратить деньги. В виду экономических проблем в стране, люди более избирательны. Второе — тяжеловесность. Не все мировые тренды становятся трендами здесь. И третье. Концерты зарубежных звёзд в Украине не раз становились чуть ли не лучшими за весь тур. То есть, публика у нас и тяжеловесная, и изголодавшаяся. Иногда одно и то же событие в Украине и, к примеру, Барселоне публика воспринимает совершенно по-разному. Там будут стоять спокойно и в очередной раз смотреть как зомби выступление Darkside или Moderat, а у нас это будет лучшее событие из ста концертов года. И это скорее позитивная черта. Позитив от негатива.

Сколько человек посетило Hedonism в прошлом году?

Примерно десять тысяч за три дня.

За чем люди идут на фестиваль? Что главное?

Атмосфера. Может не быть суперкрутого лайнапа, но будет правильная локация, чёткая организация, и уже будет хорошо. В концепции Hedonism Festival, в его названии мы от этого и отталкиваемся. На стене позади тебя спутниковый снимок Труханового острова, где мы сейчас находимся. Здесь пляж, перед нами река, чуть дальше склоны, сзади по сути национальный парк. И даже если не играет музыка, уже всё удалось. Но если всё подкреплено уникальными артистами — это идеальный симбиоз. Вокруг хорошие люди, друзья, новые интересные личности. Наш фестиваль — для личностей. На некоторых ивентах здесь создаётся ощущение, что я знаю минимум половину присутствующих.

Какой из фестивалей для тебя показатель, уровень?

За всю жизнь я был на 70 фестивалях, на всех континентах. Только что приехал с португальского Primavera Sound. Причём и барселонская, и португальская Primavera — один из эталонов в плане жанровой подборки. Плюс локация: парк красивый, атмосфера пикника, океан, где сейчас ты сёрфишь, а через пять минут попадаешь на любимого артиста. Да и город Порту — самый прекрасный на земле из всех 95 стран, в которых я побывал.

Sonar тоже хорош. В Барселоне между ним и Primavera всего две недели. Они в разных локациях, но публика практически идентична. И как это прекрасно, когда организаторы умеют договориться о непересечении: артисты, которые в один год могут выступать в Барселоне на Sonar, через год будут на Primavera с абсолютно другой программой.

Фантастическое мероприятие SXSW в Остине, США. Остин — вообще мекка, главный музыкальный город в мире. Ещё я очень люблю Glastonbury, люблю Melt! под Берлином. Домашний DIY-фестиваль Subsoniс под Сиднеем, который делают мои друзья без брендов и спонсоров. FYF калифорнийский, Coachella, где я тоже был в этом году. Датский Roskilde прекрасный, Pinkpop в Голландии, Pukkelpop и Rock Werchter в Бельгии. Всего не объять: сейчас в мире примерно полтысячи хороших музыкальных фестов.

Какой украинский фестиваль — наибольший конкурент и почему?

Прямых конкурентов нет. Есть отличный фестиваль Ostrov, которому пять лет. Brave Factory анонсировали интересный лайнап на конец августа. Z-Games, который не так о музыке, как об атмосфере, о правильных людях вокруг. Ребята молодцы, они нам самые близкие по духу в Украине.

Правда ли, что хороший пиарщик может помочь урезать бюджет в два раза?

Рекламный бюджет — да. Бюджет фестиваля — нет. Хороший промоутер может сделать фестиваль в два раза дешевле, прежде всего за счёт хороших отношений с букинг-агентом артиста и лично артистом. Вообще сформировать у артиста понимание куда он едет, понимание экономической ситуации в стране — это очень важно и в разы сокращает бюджет. Но я уже упоминал, что фестиваль — довольно неприбыльная история и у большинства украинских фестивалей минимальный ценник по мировым и европейским меркам.

Если бы у тебя был только один рекламный ресурс, что бы ты использовал? Что самое эффективное?

SMM и соцсети — можно только это и оставить. Если у вас лимитированный бюджет, нет жёстких обязательств перед спонсорами и тяжёлых медиа-планов. Большая часть продвинутых брендов понимает, что всё сейчас уходит в соцсети. Это самая оправданная трата рекламного бюджета.

Как создавалась дизайн-концепция фестиваля? У Hedonism Festival она весьма узнаваема.

Идея исходит из базовой философии гедонизма. Мы пытались представить себя на месте публики, составить ассоциативный ряд к слову «наслаждение». Лето, текущее мороженое — всё как-то естественно. В этом году концентрация на круглых объектах. По секрету скажу, что мы будем поощрять людей, которые придут на фестиваль с какими-то круглыми объектами: шарами, кругами, шляпами.

Play Video

В отношении фестиваля, чего ты боишься?

Погоды. Мы в этом плане очень зависимы, уж такое место — пляж. Но мы готовимся и в случае форс-мажора что-то решим: есть и укрытие, и дождевики, и специальные связи с синоптиками. Даже с группой SINOPTIK, которая выступала в прошлом году, мы договорились по поводу хорошей погоды. (смеётся)

Сейчас стало модно делиться факапами. Расскажи о проколах прошлого фестиваля.

Не хочется хвастаться, но точно не было факапов в плане звука, гонораров, логистики, света и техники. Был неприятный момент с милицией, которая пришла к нам в первый день фестиваля, тем самым немного испугав публику. Юридически мы были готовы — были все документы и лицензии, был также выигран городской конкурс на проведение активностей на Трухановом острове. Всё легально и задокументировано, но милиция всё равно пришла.

Мы, будучи окруженными прекрасными людьми, оторвались от реальности, но государство в очередной раз нас приземлило. На тот момент уже действовала новая полиция, но тут работали, вернее даже орудовали старые «менты», которых не интересовали никакие бумаги. Они были максимально грубы и не толерантны. Из-за этого фестиваль немножко задержался, но благодаря нашим подрядчикам, юристам и медиа мы всё преодолели. В этом году всё будет ок.

Каковы принципы Hedonism Festival?

Первый принцип — это кроссжанровость. У нас нет стилевых рамок. Чем  нестандартнее артист, тем он нам интереснее. Чем больше пересечений по жанру в рамках одной сцены, тем лучше. Пусть эти контрасты пробуждают интерес публики, это как нюхать кофе между парфюмами. Я хочу, чтобы каждый перформанс воспринимался как особенное шоу.

Второй момент: мы не приглашаем артистов, которые выступали в прошлом году. Ваши читатели в любом случае знают, что на украинском музыкальном рынке сейчас фантастический бум. Молодых, очень талантливых артистов у меня сейчас на три Hedonism’a без повторов. И хочется исследовать территорию дальше. Мне не всегда важно количество прослушиваний, просмотров или лайков. Мы прислушиваемся к мнениям окружающих: если кто-то говорит, что этот артист крутой, я всегда открываю и слушаю. Если понимаю, что этот артист в хорошем смысле слова странный — прекрасно, если у него своеобразный жанр — ещё лучше. Когда не можешь классифицировать жанр, в котором выступает артист, просто называешь жанр именем артиста. Вот это интересно.

И третий принцип, один из основополагающих, где-то скандальный, непонятный для многих. Мы просим артистов не выступать в Киеве месяц до и месяц после фестиваля. Некоторые артисты задаются вопросом: как, почему, зачем? Это не от жадности или тщеславия. Главная идея в том, что каждое шоу артиста должно быть особенными и долгожданным. Нам хочется, чтобы каждое выступление на Hedonism’е было специфическим шоу, слушалось и воспринималось как сольник. У нас ведь даже нет понятия разогрев, мы за то, чтобы украинская группа выступала на одной сцене с мировым хедлайнером. Так мы стимулируем и подогреваем интерес к каждому шоу, что для артиста огромный плюс.

Когда не можешь классифицировать жанр, в котором выступает артист, просто называешь жанр именем артиста. Вот это интересно.

Артисты

Кто самый дорогой из артистов Hedonism Festival в этом году?

Westbam и Sevdaliza.

А у кого самый странный райдер?

У Sevdaliza, наверное. У неё там бабушкин ковёр, она даже фото-пример скинула.

Какие ещё необычные пункты в райдерах тебе приходилось видеть?

Известно, что артисты ставят в райдер такого рода «извращения» чтобы узнать, читал ли райдер организатор. Мой любимый пример — Borgore, у него там живой лемур. Обожаю чувство юмора Миши Кацурина, когда он в прошлом году привозил вышеуказанного товарища в Зелёный Театр, лемура в Киеве найти не смогли. Зато нашли рыбку-петушка, запустили в аквариум и написали на  стикере «лемур». Borgore был просто в экстазе.

Ещё были ребята, требовавшие драже M&M’s исключительно коричневого цвета, лотерейные билеты и 10 сосисок в тесте.

Как пригласить в роли хедлайнера Sevdaliza и не прогореть? Артист ведь молодой и пока не очень известный в Украине.

Я был на Sevdaliza в маленьком клубе в Гамбурге в прошлом сентябре, был аншлаг и огромная очередь на улице. В Украине фанатов Sevdaliza не тысячи, но сотни, и это уже прекрасно. Нашей целью является не только продать как можно больше билетов за счёт больших звёзд, но и дать украинцам возможность услышать тех, кого они возможно не слышали раньше.

Play Video

Кого позвать было бы особенно круто?

Последняя программа Николаса Джаара — это разрыв. Arcade Fire тоже заждались.

Стоит ждать Джаара в следующем году?

Не могу гарантировать. Вдруг он уйдёт в аскетизм и будет писать новый альбом? Но мы сделаем всё возможное и в любом случае, сольно или фестивально, он к нам ещё приедет. Нико очень любит Украину и даже в Россию поэтому не ездит. Он очень вдохновился всем, что здесь происходило.

Кого из украинцев не удалось позвать в этом году, а хотелось бы?

«ДахаБраха». Ну и «Пошлая Молли».

«Пошлая Молли» не выступит из-за того, что был концерт меньше месяца назад?

Нет, по этому критерию они как раз вписывались. Из-за финансовых нюансов не удалось.

Были ли отказы от зарубежных артистов? Если да, то чем они аргументировали?

Многие боятся. Боятся войны или что из-за экономической ситуации будет пустой зал. Думают, что танки по городу ездят. Иногда пропаганда не имеет границ.

Play Video

Деньги

Сколько стоит организовать фестиваль в Украине?

Миллионы гривен. Это может быть как два миллиона, так и десятки, но это сумма, которую просто так из кармана не достанешь. Мы делаем фестиваль на своей локации ЮБК, где у нас есть электричество, вода, всякие базовые вещи, на которые тратиться не приходится. Но есть нюансы, в которые нужно вложиться. Например, выложить деревянные дорожки, чтобы людям было комфортнее передвигаться по песку между сценами, создать безопасные условия пребывания у воды и так далее.

Где брать деньги? Как находить спонсоров?

Элементарно. Если у тебя есть опыт, хорошее портфолио и чёткий бизнес-план, деньги находятся очень легко. Я говорю о прямых инвестициях, которые возвращаются стопроцентно или плюс, например, 10% в перспективе. Допустим, я не дам тебе миллион гривен, но могу подсказать десяток мест, где его можно взять, если ты дашь мне классную презентацию своего проекта.

Есть ещё донорство, к примеру, проекты посольства Британии, Польши, и таких много. У каждой страны есть бюджет для продвижения её культуры в других странах. И конечно не могу не отвесить реверанс спонсорам — без них в Украине не обходится ни один полноценный привоз. Они это знают и этим пользуются. Тут ситуация «win-win». Но не всё так просто. Есть направления, на которые спонсоры намерены потратить свои деньги: сетевой маркетинг, проявление в СМИ, проявление на самом фестивале — какие-то зоны, активации, брендинг. Мы не допускаем пошлого брендинга и каждому из спонсоров доносим, что публика у нас не самая простая. Если проявления на локации будут безвкусными и давящими, реакция будет соответственной.

Это первая статья спонсорких вложений, прямой маркетинговый бюджет. Вторая статья — продажа их продуктов на фестивале или в клубе. Вы предоставляете план, в котором указано сколько конкретного напитка прольётся на конкретном фестивале. Партнёры Hedonism Festival — это круг любимых брендов, к которым наша публика и так лояльна.

Какая самая крупная статья расходов?

В порядке убывания тебе расскажу: лайнап, техническое обеспечение (свет, звук, генераторы), после — такие мелочи как тенты, заборы. Но в совокупности эти мелочи могут выйти на уровень стоимости лайнапа. Кроме этого существует ещё очень много расходов, которые всплывают по ходу дела. Перелёты — на первый взгляд не такая большая статья, но в какой-то группе шесть человек и лететь им с тяжёлым райдером c другого континента. В таком случае рейс получается дороже, чем гонорар, это нормальная практика, к этому нужно быть готовым.

На чём можно сэкономить?

На авиабилетах. Я не шучу и не утрирую. Автобусом не обязательно через всю Европу отправлять, но если вы купите билеты за полгода, а не за две недели до фестиваля, они обойдутся в пять раз дешевле.

А на чём экономить нельзя? ​

На безопасности, свете и звуке. Для меня это святая святых. Выбирайте подрядчиков которые понимают вас с полуслова, дают вам не только хорошую цену, но и качественный, проверенный звук. Всегда возникают какие-то оперативные форсмажоры, особенно если это фестиваль, где выступают около пятидесяти групп. И если кто-то из них что-то не довёз, наш подрядчик не делает большие глаза, а просто берёт и решает вопросы. Light Service — лучшие ребята в Украине, но довольно-таки скромные. Их звук стоял на Z-Games, в клубе Sentrum. В прошлом году мы были максимально довольны работой с ними.

На этапе подготовки вы наверняка исследовали рынок. Какую сумму украинцу сегодня не накладно выложить за билет? Как формировалась ценовая политика Hedonism’а?

До тысячи гривен. Мы пытались соблюсти баланс. Наш билет стоит 20 долларов на два дня плюс один день с бесплатным входом. Мне кажется, это минимальная стоимость по меркам Украины, не говоря уже о Европе или Америке. Я понимаю, что вход помогает окупить фестиваль лишь на 20%, но как раз относительно дешёвым входом мы стимулируем музыкальное развитие людей. 250 гривен в день — это одна вечеринка в клубе с выступлением одного артиста, а у нас их 50.

В сухом остатке у нас альтруистические идеи по развитию украинской культуры и публики. Мне приятно видеть у себя в стране образованных, продвинутых, неординарных людей с хорошим вкусом. Ну и стимулировать их создавать что-то из ничего.

Миксы недели: Ghostpoet, Hot Chip, Washed Out и другие