Саша Вареница
Сооснователь компании Be Management Music, главред PromoDJ
Мне и моей команде есть чем гордиться в 2016-ом. Весной вместе с Артёмом Харченко мы выпустили альбом проекта TYOMA «Mirror», а немногим позже на фестивале «Белые Ночи» представили большое концептуальное шоу по мотивам этой записи. Камерный оркестр, зеркальная инсталляция — это был наш первый опыт в постановке большого концептуального музыкального шоу.
В апреле мы запустили авторский курс «Музыкальный менеджмент будущего», а уже к сентябрю он вырос в масштабный Kiev Music Summit. Это был долгий уикенд из замечательных бесед и душевной атмосферы в уютном пространстве, наполненном несколькими сотнями исключительно талантливых людей. Скучаем по этим последним теплым дням осени. Мы получили десятки вдохновляющих благодарностей и комплиментов. Было приятно.
Рок-н-ролл на продажу: правила музыкального бизнеса в Европе
Сразу по окончанию саммита моя жизнь стала напоминать заключительные главы романа «Поколение П». Я оказался «по ту сторону». Телеэкранов, шоу-бизнеса, индустрии, как угодно. Так внезапно случилось, что наша компания Be Management взялась за пиар и поддержку по издательству сразу нескольких больших артистов, лейблов. ONUKA, The Maneken, The Elephants, лейбл VIDLIK. Constantine, YUKO, лейбл Ивана Дорна Masterskaya. И понеслось! Последние три месяца моя оперативная память только и делает, что самосохраняется. Я помню лишь то, что было 15 минут назад и то, что нужно будет сделать через полчаса. Можно ли назвать поводом для гордости такой поворот событий? Пока рано. Все эти ребята — настоящие машины. С Ваней мы заканчиваем переписку на почте в полтретьего ночи, а в 9 утра у нас уже скайп-конференция. Директор ONUKA Лера Левицкая, кажется, вообще никогда не спит. Мы же либо скоро надорвем пупки, либо станем такими же профессионалами. Надеюсь, что второе. Но это уже будет итогом 2017 года.
В 2016-ом было много сюрреалистичных историй. Дословный пересказ друг другу лучших шуток из сериала The Office в компании с берлинским джазовым пианистом Ури Гинселом и совместные прогулки по трэшевым клубам Москвы. Изящный пикап от Чарльза Левина из Soul Clap… я остановил его, когда тот уже начал обдавать меня своими любимыми ароматическими палочками. Разочарование от Саши Ринга из Moderat, который с носом в побелке зажимал двух вульгарных пьяных малолеток. И восторг от летней беседы с Себом из Moderat для журнала Interview.
Самые яркие концертные впечатления года — я «поплыл» на концерте Kwabs на Atlas Weekend, который всех так сильно разочаровал. Не знаю… возможно, я просто пока ещё не избалован такого рода выступлениями. Я очень люблю соул, черную музыку. Это совершенно другое звукоизвлечение, подача. Я стоял как вкопанный с открытым ртом, словно передо мной приземляется НЛО. Редко так бывает. Восторг от диджей-сета Hot Chip. Отличный финальный аккорд Hedonism Festival. Совпало всё: вид, локация, музыка, люди. И, конечно, Muse на U–Park. Это их интро из Эннио Морриконе перед «Knights of Cydonia»… no comments!
Разочарование: вообще все шоукейсы в рамках Budapest Music Hub. Я словно попал обратно в 2005 год, в клуб «Другой мир» в родном Донецке. Тот случай, когда инди-музыка настолько беспомощна, непрезентабельна и непритязательна, что начинает раздражать тебя как назойливый бомж в переходе. Венгрия, алё! Так нельзя.
Что особенно порадовало в 2016-ом? Комплексно одним событием — дружный фестивальный камбэк, случившийся вопреки всему. Безо всякого запаса прочности, без понимания будущих перспектив смело ринулись в бой сразу все: Atlas Weekend, Hedonism, Ostrov, Zaxidfest и многие другие. Одни — достойно. Другие — выше всяких похвал. Было интересно и событийно.
Второе событие (по степени значимости со знаком минус) — это пресловутые квоты. Культура в ответ на участившиеся в последние годы предложения помощи от государства долго отвечала «Спасибо! Нам бы только, чтобы вы не мешали». Случилось, как обычно, наоборот. Мне жаль FM-радиостанции. Они стремительно теряют своего слушателя. И скоро могут начать закрываться. Это повлияет на многие масштабные процессы, прямо и косвенно. От выявления в стройных рядах «новых модных» потенциальных конъюнктурщиков до почти полной потери связи между столичными музыкальными реалиями и аудиторией из регионов. А без «сборов» по регионам не сделать красивое имиджевое шоу в Киеве. Нет шоу — сотни и тысячи людей остаются без работы. Пойдут в таком случае таксовать и слушать по радио в пробках группу «Тiк». Особенно отчётливо я это понял на недавнем мегашоу M1 Music Awards, где 80% всенародно любимых украинских артистов пели на русском языке.
Третье событие — не самое очевидное. Но тут, как говорится, важен момент. Это инвестиции компании Karabas в украинскую музыкальную журналистику. Похоже, это первый подобного рода прецедент, дающий сигнал о том, что у нас, наконец, начинает выстраиваться некое подобие музыкальной индустрии по-западному (а значит, правильному) образцу. Это маленький шаг. Но очень правильный и долгожданный для всех. Они как те самые невидимые реформы «якi народ вiдчує пiзнiше». Но только в нашем случае «вiдчує» действительно и уже довольно скоро.
В 2016-ом разочаровал усугубляющийся застой в моей некогда любимой танцевальной электронике. Устал уже говорить на эту тему. Огромная махина, остановить её уже не получится. И сил нет смотреть за тем, как десятки тысяч людей с умным видом воспроизводят пустоту, не приносят никакой пользы обществу и, что самое страшное, зарабатывают себе этим на хлеб.
Наш лейбл выпустил ближе к концу года отличный альбом экспериментальной world music от продюсера-дебютанта Sun’s Kalpa. Релиз мирового уровня от артиста, о котором никто не знал даже в киевской музыкальной тусовке. Это если про открытия в стиле true. Недавно мне понравилась группа «Правиця». Это такая насыщенная собственно музыкой музыка, в которой фольклор — это не приём, крючок и не фишка, а естественная звуковая среда. Очень технично, мелодично и свежо. Хочу поработать с ними. Больше не вспомню. В этом году я закрыл паблик «Новые Здесь», где два года поддерживал молодых музыкантов наших полей и в 2016 году взял от них продолжительный отпуск. Слушал Хулио Иглесиаса, подкасты Bandcamp Weekly, радио Ibiza Sonica и MP3 c альбомами Rage Against the Machine. И больше почти ничего.