17 музыкантов, критиков, менеджеров, концертных организаторов и других участников индустрии рассказали Comma о достижениях, провалах и ключевых событиях прорывного (или нет?) года.
Влад Ляшенко Учредитель лейбла «Інша Музика», арт-директор клуба MonteRayLiveStage
На первом месте в топе главных событий для меня — это Radio Submarina, естественно, на втором — успехи Stoned Jesus, третье – фестиваль «ІншаМузика» и премия The Best Ukrainian Metal Act. Единственный минус 2016-го — у нас не было новых альбомов. Но, наверное, это и хорошо. Будем со следующего года релизами радовать, буквально уже в январе выйдет новая пластинка.
Для альтернативной музыки в Украине этот год был знаковым. Главное событие в масштабах страны — безусловно, победа SINOPTIK на конкурсе GlobalBattleoftheBands. Мы к этому долго шли, для нас это мегапобеда.
Наша цель и кайф в том, чтобы находить новые группы. Рад, что у нас получается брать неизвестные команды и делать из них звёзд. Так вышло и с SINOPTIK, и с группой Space of Variations из Винницы, которые уже начали собирать по триста человек.
Лучшие концерты для меня в этом году — это Саша Буль, Space of Variations, два концерта SINOPTIK, которые мы делали. Про Stoned Jesus я просто молчу. Все их концерты на пятёрочку. Больше всего за этот год порадовали My Personal Murderer, их альбом. Для меня это альбом года, даже жалею, что мы его не выпустили. Ещё в моём топе, безусловно, Septaи Jinjer. А клип года — Merva«Відпусти», который снял Виктор Придувалов.
Что разочаровало в 2016-ом? С клипами в Украине тяжко. А ещё расстроил шорт-лист YUNA. По-прежнему рок у нас — это «Бумбокс» и Pianoбой. Премия M1 вообще не пойму для какой аудитории, даже обсуждать не хочется. YUNA могла бы стать объединяющей для всех, но, если честно, даже рука не поднимается голосовать. Может, и вовсе не буду. На первом этапе я голосовал, на втором не за кого отдать голос.
Планы на будущее — свой клуб, в котором мы сможем позволить себе всё, что захотим, и где концерт на 50 человек будет себя окупать.
Потап Музыкант, основатель продюсерского центра MOZGIEntertainment
2016-ый был для меня очень урожайным и плодотворным. «Потапу и Насте» исполнилось 10 лет: мы стали поистине легендарной группой, показали всей стране юбилейное супершоу «10 лет. Золотые Киты» и сделали потрясающий концерт с множеством технических нововведений во Дворце Украина. Мы выпустили абсолютный хит «Умамы» и в преддверии Нового года успели снять видео на новую песню «Я……Я». Группа «Время и Стекло» — рекордсмен по просмотрам клипов — собирала аншлаги в каждом городе всеукраинского «Тура 505». Mozgi этим летом зарядили своей музыкой все площадки страны, презентовали мини-альбом «Bar» и выпустили несколько клипов. И, конечно, особенным этот год стал благодаря появлению нового артиста — MichelleAndrade — молодой и талантливой певицы, которая дебютировала с синглом «Amor» вместе с проектом Mozgi. Отлично потрудился и наш MOZGI Production, сняв колоссальное количество клипов для известных исполнителей. Режиссер Леонид Колосовский стал «Лучшим режиссером года», а MOZGI Entertainment укрепили статус «Лучшего менеджмента артиста».
Главное музыкальное событие 2016-ого в Украине — премия M1 MusicAwards. Это событие показало Киев центром шоу-бизнеса. В 2016-ом мне не приходилось ни в ком разочаровываться: мои — все хорошие, а судить других… Я расстраиваюсь, когда наши артисты стремятся превратиться в мастодонтов и строят свой музыкальный бизнес по принципам прошлого.
Сергей Малецкий Учредитель концертного агентства H2D
Для нашей компании этот год был крайне продуктивным, мы показали рост и в количестве и качестве мероприятий. У нас были артисты, которыми мы гордимся, нам удалось сделать рейв на киностудии («Грибы») и эстетически прекрасный вечер на вертолётной площадке (Moderat). Летний период мы провели у моря с рядом успешных, на мой взгляд, мероприятий (Oxxxymiron, GusGus, Бенджамин Клементайн, «Кровосток», АхАстахова, 5’nizza). Будем делать всё, чтобы в 2017-ом эта тенденция сохранилась.
Курс валют был в рамках прогнозируемого колебания, это помогло нам удержать цену билетов и защитить себя от непредвиденных убытков. С лихвой удалось поработать с артистами мечты (нашей личной, никому не навязываемся). О приезде многих групп этого года мы и мечтать не могли, и рады, что хоть как-то причастны к их приезду.
Что касается трудностей, то декабрьский концерт Бенджамина Клементайна дался кровью и потом. Группа пропустила 4 самолёта, барабанщик, который был изюминкой клубной программы, опоздал на последний рейс, сам Бенджамин приземлился в Киеве за 20 минут до официального начала из-за проблем на границе. В тот день нам всё говорило, что концерт не состоится, но тем не менее он состоялся. Результатом мы остались недовольны, но это заставляет работать ещё усерднее.
Превысил ожидание концерт Milky Chance в июне, потому что для большинства это группа одной песни. Вживую оказалось наоборот. Очень драйвовое выступление очень зрелой группы, которая одинаково круто звучит в клубе на 1000 человек и на фестивале Lollapalooza Berlin перед сорокатысячной толпой, куда мне также удалось попасть. Превысил мои ожидание концерт Оксимирона в Одессе. Я был удивлен тем, насколько искусно артист владеет читкой и публикой. И «Грибы», конечно, но о них всё уже сказали.
Какого-то конкретного разочарования я вспомнить не могу. Но каждый раз, когда вижу очень крутого артиста, но понимаю, что он не соберёт нужное количество людей в нашей стране, я испытываю разочарование. Такое фантомное разочарование о концерте.
Я бы выделил два главных музыкальных события 2016-ого — Atlas Weekend и U-Park Festival. Мероприятия такого масштаба — показатель того, что ситуация на рынке Украины улучшилась по сравнению даже с предыдущим годом. Это если об экономической составляющей данного вопроса. Если же смотреть с точки зрения культурного развития потребителя, то эти мероприятия ещё и являются катализатором для привлечения новой аудитории и развития старой.
В этом году я открыл для себя Cape Cod. Крайне рад нашей встрече, никогда не думал, что такая музыка может быть написана у нас.
Игорь Панасенко (Stereoigor) Музыкальный журналист, диджей, ведущий аудио-журнала Stereobaza
2016 был для меня блестящим. Случилось сразу два юбилея: в марте вышел 200-ый выпуск первого аудио-журнала Stereobaza, и в декабре Stereobaza отпраздновала 5-летие, добравшись до №2 в топе самых популярных радиошоу страны. И я сменил эфирную прописку — теперь это «Просто Ради.О».
Обвал национальной валюты заставил переориентироваться многих музыкальных туристов на внутренний рынок. Atlas Weekend, Ostrov, U-Park, Hedonism — всё это произошло у нас только в Киеве и только за один сезон. Мой опыт музыкального туризма уже достигает пятнадцати лет, но таких музыкально-концертно-насыщенных годов в Украине, каким оказался 2016-й, я не припомню. Причём не только по количеству. У нас выступило много качественных, первоклассных артистов. Хотя и на 2017 уже заявлены новые яркие ивенты. Думаю, хотя предпосылки этой тенденции для украинцев не самые приятные, последствия имеют и свои положительные стороны.
Перечислять имена приятных «открытий» именно 2016-го могу долго, ограничусь полудюжиной: сёстры-близнецы Аня и Соня Куприенко из города Бровары — Bloom Twins, сопровождавшие в туре Duran Duran; отличное киевское экспериментальное диско-трио Nisantashi Primary School, «озвучившее», например, в 2016-м фильм «Атомоград. Монтаж Утопии»; развитие группы Dead Boys Girlfriend — новый проект Osnova; Игорь Смайлов + Ярослав Zipmix — электронный дуэт The Dark Wood; новый квартет Cardiomachine; киевский проект Morphom.
Дмитрий Сидоренко Владелец клуба ‘Atlas, организатор фестиваля Atlas Weekend, сооснователь концертного агентства PMK
В этом году мы реализовали многое из того, о чем команда Atlas давно мечтала. Во-первых, сделали лучший фестиваль года. Во всяком случае, нам хочется верить, что для посетителей он был именно таким. А то, что он был самым большим — и так никто не поспорит. Были замечания, ошибки и критические комментарии. Мы прочитали и запомнили каждый и обязательно учтём их в этом году. Во-вторых, мы открыли панорамную площадку над городом — Roof. Ну и в-третьих, мы создали Music Hub — дискуссионную платформу, которой, как нам кажется, давно не хватало украинскому шоу-бизнесу. Надеемся, в будущем она начнёт приносить практическую пользу и влиять на шоу-бизнес в нашей стране.
Дмитрий Феликсов Совладелец билетного агентства Concert.ua, гендиректор ивент-компании VIRUS Music
Позитивные перемены на лицо, вы же сами всё видите, все для этого предпосылки есть. Во-первых, патриотизм. События трехлетней давности дали сильнейший импульс. Его волны только начинают расходиться. Второе — успехи таких артистов, как Monatik, ONUKA, Макс Барских, Оля Полякова, Alekseev и многие другие. Для тех, кто только ищет себя как артиста, это сигнал, что всё возможно. Ну и в-третьих, квоты — это же подарок государства всем тем, кто так хотел эфиров. Просто делайте классную музыку с украинским вокалом. И всё будет хорошо. Я верю.
Что же касается электронной музыки, то в Украине с ней всё гораздо хуже, чем с поп-музыкой, но в то же время ничего за десятилетия не меняется. Есть немало диджеев и саунд-продюсеров, работающих в этом направлении, но большинство из них работает исключительно на западный рынок и раскрывает себя там. Потому что для этого не надо писать на украинском и стараться понравится здесь и сейчас. Они не борются за местного зрителя и слушателя на радио — есть мир гораздо больший, чем наш локальный рынок, и запрос на электронную музыку в этом мире очень большой.
Игорь Панасов Главный редактор музыкального издания KarabasLive
2016-ый год для меня был сложным. Горжусь тем, что как шеф-редактор сделал всё возможное для процветания портала Cultprostir и вовремя покинул его, когда понял, что больше сделать уже не могу. Вдохновлён знакомством с основателем компании Karabas.com Максимом Плахтием, который вселил в меня новую веру в будущее музыкальной журналистики в Украине. Радуюсь тому, что растёт количество читателей, которые понимают суть концепции и настроение онлайн-журнала Karabas Live, запущенного нами в ноябре. Еще могу похвастаться тем, что взял в 2016-м интервью у большинства украинских исполнителей, которые выпустили в этом году значимые релизы, дали важные концерты. Ну, или хотя бы написал на них рецензии. В общей сложности, это примерно с полсотни материалов.
Концерт, который превзошел все мои ожидания — выступление Эсперансы Сполдинг на Alfa Jazz Fest. Пока она была на сцене, я сидел как истукан и даже не мог толком аплодировать. Даже страшно подумать, насколько отвис у меня подбородок — я не следил за собой. Разочарование года — Red Hot Chili Peppers на «Олимпийском» в Киеве. И дело не только в проблемах со звуком, которые там были. Мне откровенно скучно было и смотреть на это, и слушать. При всём уважении. Ушёл после 12-й песни.
Главные музыкальные событие 2016-ого — победа Джамалы на «Евровидении» и группы Sinoptik на Global Battle of the Bands. Я понимаю, что у нас, мягко говоря, не самая мощная музыкальная индустрия в мире, но у нас просто армия талантливых людей. Обе эти победы помогают не забыть об этом и хотя бы на миллиметр уводят от национального комплекса неполноценности, с которым нам ещё работать и работать.
Второе: введение квот на радио. У меня сложное к ним отношение, я больше прислушиваюсь к мнению профи в этой сфере, думаю, анализирую. Но даже промежуточные выводы на тему того, хорошо это или плохо, думаю, можно будет делать не раньше, чем через год. Третье: рост активности музыкальных СМИ (Comma, LiRoom, MuzMapa, notatky, Umbar — простите, кого забыл). Ресурсов и талантов в этой профессии по-прежнему не хватает, поля ещё не вспаханы, но тезис о том, что в Украине нечего читать о музыке, теперь прерогатива зануд и лентяев. Потому что остальным есть что читать хотя бы иногда.
Наибольшим разочарованием для меня была и есть неспособность многих граждан моей страны относиться с уважением к тем людям, чьи музыкальные вкусы они не разделяют. Я считаю это локальным проявлением глобальной проблемы, которую украинскому обществу предстоит решить, если оно намерено развиваться — принять разность друг друга в малом и осознать сходство в главном.
В 2016-ом я открыл для себя «её», Ivan NAVI, Antonina Project, Latexfauna, Женя і Катя, Monochromea — из тех, кто в этом году впервые заявил о себе. Очень интригуют и вдохновляют рестарты: превращение Эрики в MamaRika, и Евы Бушминой в LAYAH.
Максим Плахтий Основатель билетного агентства Karabas.com
В 2016-м нам многое удалось сделать. Мы запустили мобильные билеты: теперь каждый может загрузить приложение Karabas.com и совершать покупки прямо в телефоне, билеты хранятся там же и нет необходимости их распечатывать. Весной и осенью провели две большие рекламные кампании, увеличив тем самым показатель узнаваемости бренда в три раза. Наше техническое подразделение успешно обслужило порядка 500 туров и мероприятий, включая стадионные проекты и самые большие фестивали в стране.
Думаю, 2016 год стал переломным для внутреннего рынка. Введение квот на радио, отсутствие российских гастролеров, общий интерес к украинским артистам — это все значительно повлияло на долевое перераспределение концертного рынка в пользу украинских исполнителей. Прогнозирую, через два-три года доля украинских артистов на концертном рынке будет доходить до 60%.
В 2016-ом году, с одной стороны, общая платежеспособность населения явно упала, с другой, идёт выравнивание цен по доллару, так как гонорары выплачиваются в валюте и люди это понимают. В целом, стоимость билетов понемногу растёт, а спрос остается на том же уровне.
Главное музыкальное событие 2016-ого — это однозначно U-Park Festival. Не на каждом американском или британском фестивале выступают два таких хедлайнера, как Muse и RHCP, объективно это мировой уровень. К тому же, приезд таких топовых команд даёт сигнал остальным артистам, что в Украину можно приезжать, что здесь безопасно.
Мы всегда стремились всячески способствовать развитию музыкального рынка в целом и украинских артистов в частности, для этого решили поддержать украинские музыкальные интернет-издания Comma и LiRoom, а в октябре совместно с Игорем Панасовым запустили свой собственный проект KarabasLive. И я вижу, как наша инициатива позитивно повлияла на качество публикуемых материалов, виден ощутимый рост аудитории, я доволен.
Всё большим разочарованием для меня становится российская эстрада, которая откровенно прислуживает власти и превратилась в один из инструментов пропаганды, всё дальше отдаляясь от своей культурной миссии. Я рад, что Украина в этом смысле другая — свободная, современная, перспективная.
Саша Вареница Сооснователь компании Be Management Music, главред PromoDJ
Мне и моей команде есть чем гордиться в 2016-ом. Весной вместе с Артёмом Харченко мы выпустилиальбом проекта TYOMA«Mirror», а немногим позже на фестивале «Белые Ночи» представили большое концептуальное шоу по мотивам этой записи. Камерный оркестр, зеркальная инсталляция — это был наш первый опыт в постановке большого концептуального музыкального шоу.
В апреле мы запустили авторский курс «Музыкальный менеджмент будущего», а уже к сентябрю он вырос в масштабный Kiev Music Summit. Это был долгий уикенд из замечательных бесед и душевной атмосферы в уютном пространстве, наполненном несколькими сотнями исключительно талантливых людей. Скучаем по этим последним теплым дням осени. Мы получили десятки вдохновляющих благодарностей и комплиментов. Было приятно.
Сразу по окончанию саммита моя жизнь стала напоминать заключительные главы романа «Поколение П». Я оказался «по ту сторону». Телеэкранов, шоу-бизнеса, индустрии, как угодно. Так внезапно случилось, что наша компания Be Management взялась за пиар и поддержку по издательству сразу нескольких больших артистов, лейблов. ONUKA, The Maneken, The Elephants, лейбл VIDLIK. Constantine, YUKO, лейбл Ивана Дорна Masterskaya. И понеслось! Последние три месяца моя оперативная память только и делает, что самосохраняется. Я помню лишь то, что было 15 минут назад и то, что нужно будет сделать через полчаса. Можно ли назвать поводом для гордости такой поворот событий? Пока рано. Все эти ребята — настоящие машины. С Ваней мы заканчиваем переписку на почте в полтретьего ночи, а в 9 утра у нас уже скайп-конференция. Директор ONUKA Лера Левицкая, кажется, вообще никогда не спит. Мы же либо скоро надорвем пупки, либо станем такими же профессионалами. Надеюсь, что второе. Но это уже будет итогом 2017 года.
В 2016-ом было много сюрреалистичных историй. Дословный пересказ друг другу лучших шуток из сериала The Office в компании с берлинским джазовым пианистом Ури Гинселом и совместные прогулки по трэшевым клубам Москвы. Изящный пикап от Чарльза Левина из Soul Clap… я остановил его, когда тот уже начал обдавать меня своими любимыми ароматическими палочками. Разочарование от Саши Ринга из Moderat, который с носом в побелке зажимал двух вульгарных пьяных малолеток. И восторг от летней беседы с Себом из Moderat для журнала Interview.
Самые яркие концертные впечатления года — я «поплыл» на концерте Kwabs на AtlasWeekend, который всех так сильно разочаровал. Не знаю… возможно, я просто пока ещё не избалован такого рода выступлениями. Я очень люблю соул, черную музыку. Это совершенно другое звукоизвлечение, подача. Я стоял как вкопанный с открытым ртом, словно передо мной приземляется НЛО. Редко так бывает. Восторг от диджей-сета HotChip. Отличный финальный аккорд Hedonism Festival. Совпало всё: вид, локация, музыка, люди. И, конечно, Muse на U–Park. Это их интро из Эннио Морриконе перед «Knights of Cydonia»… no comments!
Разочарование: вообще все шоукейсы в рамках Budapest Music Hub. Я словно попал обратно в 2005 год, в клуб «Другой мир» в родном Донецке. Тот случай, когда инди-музыка настолько беспомощна, непрезентабельна и непритязательна, что начинает раздражать тебя как назойливый бомж в переходе. Венгрия, алё! Так нельзя.
Что особенно порадовало в 2016-ом? Комплексно одним событием — дружный фестивальный камбэк, случившийся вопреки всему. Безо всякого запаса прочности, без понимания будущих перспектив смело ринулись в бой сразу все: AtlasWeekend, Hedonism, Ostrov, Zaxidfest и многие другие. Одни — достойно. Другие — выше всяких похвал. Было интересно и событийно.
Второе событие (по степени значимости со знаком минус) — это пресловутые квоты. Культура в ответ на участившиеся в последние годы предложения помощи от государства долго отвечала «Спасибо! Нам бы только, чтобы вы не мешали». Случилось, как обычно, наоборот. Мне жаль FM-радиостанции. Они стремительно теряют своего слушателя. И скоро могут начать закрываться. Это повлияет на многие масштабные процессы, прямо и косвенно. От выявления в стройных рядах «новых модных» потенциальных конъюнктурщиков до почти полной потери связи между столичными музыкальными реалиями и аудиторией из регионов. А без «сборов» по регионам не сделать красивое имиджевое шоу в Киеве. Нет шоу — сотни и тысячи людей остаются без работы. Пойдут в таком случае таксовать и слушать по радио в пробках группу «Тiк». Особенно отчётливо я это понял на недавнем мегашоу M1 Music Awards, где 80% всенародно любимых украинских артистов пели на русском языке.
Третье событие — не самое очевидное. Но тут, как говорится, важен момент. Это инвестиции компании Karabas в украинскую музыкальную журналистику. Похоже, это первый подобного рода прецедент, дающий сигнал о том, что у нас, наконец, начинает выстраиваться некое подобие музыкальной индустрии по-западному (а значит, правильному) образцу. Это маленький шаг. Но очень правильный и долгожданный для всех. Они как те самые невидимые реформы «якi народ вiдчує пiзнiше». Но только в нашем случае «вiдчує» действительно и уже довольно скоро.
В 2016-ом разочаровал усугубляющийся застой в моей некогда любимой танцевальной электронике. Устал уже говорить на эту тему. Огромная махина, остановить её уже не получится. И сил нет смотреть за тем, как десятки тысяч людей с умным видом воспроизводят пустоту, не приносят никакой пользы обществу и, что самое страшное, зарабатывают себе этим на хлеб.
Наш лейбл выпустил ближе к концу года отличный альбом экспериментальной world music от продюсера-дебютанта Sun’sKalpa. Релиз мирового уровня от артиста, о котором никто не знал даже в киевской музыкальной тусовке. Это если про открытия в стиле true. Недавно мне понравилась группа «Правиця». Это такая насыщенная собственно музыкой музыка, в которой фольклор — это не приём, крючок и не фишка, а естественная звуковая среда. Очень технично, мелодично и свежо. Хочу поработать с ними. Больше не вспомню. В этом году я закрыл паблик «Новые Здесь», где два года поддерживал молодых музыкантов наших полей и в 2016 году взял от них продолжительный отпуск. Слушал Хулио Иглесиаса, подкасты Bandcamp Weekly, радио Ibiza Sonica и MP3 c альбомами Rage Against the Machine. И больше почти ничего.
Игорь Сидоренко Лидер групп Stoned Jesus и Krobak
В общем, мне вот со своей колокольни главным в 2016-ом кажется формирование сучукрмуза как некой альтернативы украинскому шоу-бизнесу. И тут есть как положительные, так и негативные стороны. Вроде бы сейчас можно всё делать без вмешательства шишек индустрии, никаких тебе форматов, а слушатель всё равно найдется. Но и у таких артистов есть свой потолок, многими достигаемый за каких-то полгода от старта проекта. А большие игроки, несмотря на проявляемую заинтересованность, всё еще не спешат делиться секретами успеха и брать в высшую лигу после первого же солд-аута. Поэтому сучукрмуз вращается в своём замкнутом мирке с похожими законами, что в конечном итоге ничуть не лучше раскладов в шоу-бизнесе. И с этим надо что-то делать.
2016-ый для меня был крайне насыщенным — 84 концерта со Stoned Jesus, новый альбом «Nightbound» с Krobak, авторская программа на Radio Submarina, регулярные материалы в отечественных музыкальных медиа авторства вашего покорного… Хобби, друзья, личная жизнь, отдых, семья, обустройство быта и т.п. — зачем вот это всё, когда есть Музыка, верно? Больше всего в этом году я горжусь хробацким альбомом (и самим фактом его выхода) и статистикой Stoned Jesus — первая украинская группа, попавшая в крупный package-тур на найтлайнере, первая украинская группа в Южной Америке, первая украинская группа на Hellfest, вот это всё.
Главное музыкальное событие 2016-ого в Украине — группа «Грибы», группа «Грибы», йее. Именно этим музыкальной тусовке запомнится уходящий год. А мог бы запомниться победой Sinoptik на GBOB, победой Джамалы на Евровидении или контрактом группы Jinjer с самими Napalm Records. Но в информационном плане с наваливающей бас троицей бороться нереально, поэтому…
Расстроил нездоровый тренд с умирающими ветеранами индустрии, который, увы, только набирает обороты. Если мы в ближайшее время потеряем сэра Пола, Джимми Пейджа или Питера Хэммилла, уйду в запой на неделю.
В 2016-ом открыл для себя «Тулим» и Trip Inside Me. Пожалуй, они самые приятные, последние ещё и вживую хороши.
Любомир Васильев Сооснователь концертного зала Sentrum
В 2016-ом году мы сработали лучше, чем в 2015-ом — больше концертов, больше хороших концертов, больше зрителей. Трудности остались те же — тяжёлая экономическая ситуация в стране, упавшая платежеспособность людей, растущие цены на коммунальные услуги и импортные напитки. Радует, что иностранные артисты всё меньше боятся приезжать в Украину.
В принципе, все мероприятия прошли нормально, провальных концертов не было. Были, я бы так сказал, некоторые не до конца оценённые зрителями. Например, жаль, что выступление волшебного трубача Эрика Труффаза собрало лишь половину зала, хотя этот концерт однозначно заслуживал аншлага. Из самых ярких концертов я бы выделил три: совместное выступление польской группы Enej и наших KozakSystem, два вечера группы «Бумбокс» с песнями из первых трёх альбомов и два концерта-марафона группы «Тартак» по поводу своего 20-летия. Помимо них, я бы ещё обратил внимание на привозы в Sentrum новых, свежих и очень интересных иностранных артистов: великолепное стендап-шоу Генри Роллинса, концерты GodIsAnAstronaut, Balthazar, HolyEsque, Гэбриела Брюса, AnimalsAsLeaders и первый большой сольный концерт открытия этого года — украинской группы Sinoptik. Но из всего этого изобилия чудесных концертов до сих пор остался в сердце трибьют-концерт Bowie Night с участием 15 групп, которые работали без гонораров, и с бесплатным входом для зрителей — в тот вечер, кажется, душа Дэвида Боуи тоже была в зале Sentrum.
Из многочисленных музыкальных событий года я бы выделил три. Всегда хочется, чтобы были победы для нашей страны, особенно за рубежом, особенно в последние годы. Поэтому, однозначно большими событиями стали победы Джамалы на «Евровидении»в Швеции и великолепной группы Sinoptik на всемирном музыкальном чемпионате TheGlobalBattleofBands в Германии. А также, на мой взгляд, важным событием года стало выступление группы «Океан Ельзи» на «Олимпийском», которое собрало пока самую большую зрительскую аудиторию в концертной истории Украины.
Денайс Дорофеев Автор текстов группы «МегамасС», ведущий на RadioSubmarina
Наша молодежь наконец начала просыпаться ото сна и вступать в бой с Дерьмодемоном — предводителем всех говно-рокеров. Бой обещает быть долгим и жарким, но скоро прибудет подкрепление — и тогда чудищу не поздоровится. В 2016-ом мне удалось пообщаться с Александром Антошиным, менеджером «Джинджер». Если он однажды возьмёт гитару и выйдет на сцену, вы все будете рыдать от счастья, слушая его голос. Мы начали знакомство с 50 грамм виски и выпили литр. Потом были песни Высоцкого под гитару у костра в цыганском таборе, прогулка по ночному Киеву в двухэтажном автобусе с поющими цыганами, где рекой лилось шампанское. А последнее, что я помню — это как мы, выбежав из бани, прыгали с менеджером Jinjer в снег и кормили икрой с ложки дрессированного медвежонка…
В 2016-ом больше всего восхитил концерт группы Sinoptik на стадионе «Олимпийский». Говорят, после них играли «Океан Ельзи», а я думал они распались после альбома «Модель» и это, наверное, моё главное разочарование. Я бы хотел вновь увидеть на сцене Юру Хусточку, Диму Шурова и Пашу Гудимова. Надо было заранее узнать, что после «Синоптика» будет еще какая-то группа. А еще «Курган и Агрегат» и Red Snapper на Atlas Weekend понравились.
Три главных музыкальных события 2016-го в Украине: победа группы Sinoptik на конкурсе The Global Battle of the Bands в Берлине, тур Stoned Jesus по Южной Америке, концерт Jinjer в Тель-Авиве.
Больше всего в этом году разочаровало, что ребята из Detach пошли на Х-фактор. Когда я смотрел эфир, где они пели песню Верки Сердючки, мне было очень жаль своего друга, барабанщика Жеку Астафьева. Я сидел перед экраном и представлял, как врываюсь туда, колочу всех палкой и кричу ему, пока меня вяжет охрана: «Женька, на хуй этот цирк! Пойдем отсюда, друг!». Но вместо этого я просто напился дешевого бренди и потерял сознание.
В 2016-ом я открыл для себя СашуБуля, Earls, Esquizet, Psionic Arc, Krobak, The Nietzsche, Simon Stone, Fitz Roy, Signals Feed The Void, MAiAK, Small Depo, Space Of Variations, Сall Active, SYSTEMASYSTEM, SINOPTIK, Fazzer, Edison’s Garden, My Personal Murderer, Radio Plush, The Forty Revolutions, H Sorror, Septa. Наверняка кого-то забыл. Простите, ребята.
Ольга Бекенштейн Соосновательница OK Projects, куратор джазовой и образовательных программ в арт-центре Closer
Как и следовало ожидать, первый год фестиваля All Music is Jazz был сложным. Было очень много всего «впервые» — начиная от использования зала на третьем этаже для концертов и заканчивая организацией воркшопов. Где-то за месяц до фестиваля я всем обещала, что это first and last edition, за неделю до уже понимала, что не сдержу слово. Конечно, нам нужно доработать много организационных моментов. Но звучал фестиваль так, как и должен был. И та атмосфера, в которой он проходил, реакция зала на музыку, реакция музыкантов на аудиторию — вот это всё было точь-в-точь, как я хотела. Эти ожидания невозможно превысить. Очень надеюсь, что в следующем году дух фестиваля останется таким же.
В таком городе, как Киев, фестивалей может быть в два раза больше и ещё как минимум в три раза больше концертов. О какой конкуренции может идти речь, когда каждый промоутер комфортненько располагается в своей нише и ограждён от других несколькими свободными? Тесное соседство пошло бы только на пользу, потому что аудитория не делится, она увеличивается.
Один концерт я выделю своим неожиданным поворотом. В ноябре к нам второй раз приезжал квартет Амброуза Акинмусири. Когда их уже звали на бис, Амброуз предложил молодым музыкантам подняться на сцену и поджемить вместе с ними. Тут нужно бы описать всю беспрецедентность этой акции, но я не знаю, как это сделать. О, а ещё я скажу о нашей фестивальной афтепати, которая по совместительству была также и гала-концертом музыкантов, принимавших участие в трёхдневных воркшопах. Я не знаю, как за три дня мог так измениться звук каждого из комбо, но слышали бы вы тот грув! Эти два эпизода, пожалуй, самые неожиданные и вдохновляющие за год.
Главное музыкальное событие 2016-го в Украине—опера Стефано Джервазони «ЛИМБ», на которую музыкальное агенство «Ухо» собрало аншлаг в Национальной опере Украины. Повторю: солд-аут (!) в Национальной опере Украины(!) на современной опере (!). То, чем занимается «Ухо», это не просто организация концертов новой музыки. Они одни из немногих занимаются именно развитием нашей музыкальной среды. И не так важно понравилась опера тем, кто её услышал, или нет. Важно то, что у них был этот опыт. Как и для процесса развития культуры в нашей стране важно, что был такой прецедент.
Самые большие концертные впечатления в 2016 году — это город Нью-Йорк, как один непрерывный фестиваль, концерт, мелодия. Это выступление Artefact на вечеринке Rhythm Büro, где я была сосредоточена на звуке до предела, чтобы только не пропустить ни одного звука. И концерт Дианы Ривз на Alfa Jazz Fest, после которого, мне кажется, я стала лучше.
В 2016 году яоткрыла для себя группу «её» и мне очень интересно проследить как будет развиваться этот проект дальше. И ещё впервые услышала Nisantashi Primary School, очень классные ребята. По моим ощущениям, в 2014–2015 годах в формировании качественно нового музыкального продукта для нашей страны был огромный подъём, а в 2016-м наступило некое затишье. Да, его нарушает Jazzy Funky Dorn, да, много шума и музыки исходило в июле от ВДНХ, но было ли что-то принципиально новое в этом для меня вопрос. Однако нужно ждать, это процесс.
Ирина Горбань Менеджер групп «ДахаБраха» и DakhDaughters
Якихось якісних і прям глобальних змін у 2016-му я не помітила. На щастя, продовжують збирати зали українські артисти, а також, на щастя, стало більше якісних привозів зарубіжних артистів, тобто конкуренція росте. Зараз час, коли треба постійно доводити свою спроможність, і час, коли музикантам, які спалахнули за останні роки, треба утримувати своє місце і кожного сезону придумувати чим і як дивувати публіку, але наш ринок достатньо компактний, тому впевнена, що наші гурти продовжать спроби підкорення світового ринку, наприклад, ONUKA більш ніж готова для європейської експансії. Радію масштабним турам колег Україною і їхніх солдаутам — The Hardkiss, Pianoбой і т.д. Дуже тішуся, що є гурти, які розвиваються за своїми правилами і у своїх жанрах, не зважаючи на рейтинги і номінації — Zapaska, Dakooka, Вагоновожатые, Perkalaba familia та інші. Масштабних фестів більшає, тішить, що і організатори намагаються враховувати помилки і виходити на новий рівень. З’явилося більше музичних оглядачів і платформ, присвячених музиці, можливо з кількості в найближчий час це переросте у якість…
«ДахаБраха» і Dakh Daughters завжди робили і будуть робити те, що нам подобалося, бо ми не можемо цього не робити, такий наш шлях, і вдячні тим, хто супроводжує і підтримує нас у цій мандрівці. Для гуртів, частиною яких я є, це був дуже насичений рік. Географія виступів «ДахаБрахи» поповнилася Бразилією та Новою Зеландією (у Австралії повним складом теж були вперше), ми виступили на одному з найвідоміших та культових фестивалів світу Glastonbury, заграли три тури (по чотири-п’ять тижнів) у Америці та Канаді, а також один тритижневий тур у Франції, вперше показували фільм «Земля» Довженка з нашим живим супроводом у Торонто, Нью-Йорку, а також у Сан-Франциско у рамках легендарного San Francisco Jazz Festival.
Dakh Daughters зробили абсолютно нову програму «БабиBabilon» з цирковими артистами, яку презентували на Гогольfest, також поповнили географію виступів новими країнами — Бразилія, Норвегія, Португалія, Швейцарія, Грузія, Словаччина, Австрія. Бельгія. Дівчата стали відкриттям Wienerfestwohen — одного з найповажніших театральних фестивалів у Європі, крім того, мали тур Францією з україно-французькою виставою «Антигона» режисерки Люсі Берелович, уперше вирушили у тривалий тур Францією, а нещодавно мали прем’єру в Парижі циркової вистави-кабаре Terabak.Kyiv французького режисера Стефана Рікорделя у колаборації з нашим Владом Троїцьким. Цю виставу вони гратимуть 20 разів, так що до 14-го січня можна встигнути побачити її у театрі Монфорт.
Події, якими найбільше пишаюсь.Тут легко — це вихід дебютної платівки Dakh Daughters «If» та нового сольного диску «ДахаБрахи» «Шлях». Особливо пишаюсь, що ми взагалі це зробили. Гурти дуже специфічні і енергетичні у своїх живих виступах і тому передати максимум цієї енергії в альбомах завжди для нас нелегка задача. Від «ДахаБрахи» були певні очікування, а нам було складно знайти час на запис і робили ми його не один раз. Від Dakh Daughters, навпаки, ніхто не знав, чого очікувати, і тому був певний скепсис. Я дуже тішуся, що ми це зробили, і за це величезна подяка Владу Троїцькому та саунд-продюсерам дисків, які прийняли цей виклик: альбому Дочок — Ірені Стеценко, альбому «ДБ» — Юрі Хусточці.
Мені складно бути об’єктивною стосовно подій в Україні, бо більшу частину року я проводжу за її межами, відповідно більшість подій просто пропускаю. Проте однозначно важливою подією став фестиваль Atlas Weekend і я дуже сподіваюся, що організатори зроблять висновки і наступного року врахують помилки, а наші команди завжди готові підтримувати і допомагати.
Глобальних музичних розчарувань у 2016-ому особливо немає, бо не було якихось мегасподівань. Засмутив концерт Бенджаміна Клементайна у StereoPlaza, бо дуже хотіла відчути магію цього виконавця наживо, але, на жаль, майданчик виявився абсолютно не пристосованим для такої тонкої і крихкої музики. Буду чекати можливості ще насолодитись одним із найталановитіших музикантів наших часів.
Музичні відкриття. Tik Tu — дуже сподобався їхній альбом, наживо ще не мала змоги послухати, але сподіваюсь у наступному році трапиться така нагода, Blooms Corda дуже мені симпатичні, Latexfauna також мають кілька цікавих треків.
Найбільші концертні враження: «Вагоновожатые» з супроводом німого фільму 1926 р. «Ордер на арешт» (надзвичайно сильна і глибока робота), опера «Йов» (звукова хвиля, яка мене поглинула на деякий час), TheBad Plus (просто неймовірні музиканти), Nneka (якась дуже сильна і зворушлива одночасно). І один концерт на якому я не була, але який відчуваю, що був нереально-потужним. Я в цьому настільки внутрішньо переконана, що можу сміливо додати до списку Onuka з оркестром народних інструментів.
Алексей Согомонов Продюсер группы «Бумбокс»
В 2016-ом был дурацкий тренд, горячо одобренный журналистами, в том числе и Comma, — оценивание музыки солд-аутами. Любопытно, что все оценивающие понятия не имели о вместительности залов, которые они оценивали, и о количестве проданных билетов судили со слов близких к той или иной группе людей. На мой взгляд, развитие украинского шоу-бизнеса шло по общепринятым стандартам — релизы песен, клипов, альбомов, концертные туры, сотрудничество (не всегда удачное) со спонсорами, переход отдельных персон в категорию «селебрити» (в нашем случае речь идет о том, что не так важна музыка артиста, как его присутствие), востребованность в кино и на ТВ, вдумчивая работа над оформлением шоу — от света и лазеров до декораций и танцев. К сожалению, если не брать в расчёт телевизор, большинство из этих достижений, для широких масс слушателей, не пришедших на концерты, осталось «поза зоною досяжності».
Что касается нас, горжусь макси-синглом «Бумбокса» «Люди», туром «Люди», спектаклем «Burning Doors». Макси-синглом «Люди», потому что он невероятно крут. Давайте переведу на доступный — напичкан хитами (если слово «напичкан» уместно по отношению к синглу из пяти песен). Туром «Люди», потому что мы уже третий год сами делаем концерты, качество которых растёт, и наши слушатели голосуют за нас своими деньгами в то время, как в стране идёт война. Спектаклем «BurningDoors», потому что мы, группа из Украины, смогли стать частью международного движения, цель которого освободить политических заключенных, в числе которых Сенцов и Кольченко.
Главное музыкальное событие 2016-го в Украине — общая активность. Бурление жизни, которое видно невооруженным глазом, даёт свои результаты. Стараюсь по мере сил следить за всеми — от Brutto, Stoned Jesus, Pianoбоя, O.Torvald, «ДахаБрахи», «Океана Ельзи», «Вагоновожатых», Onuka, «Гуцул Калiпсо» до The Gitas, Джамалы, Sinoptik, «Сальто Назад»… Групп слишком много для меня одного. Открытием я бы назвал «Грибы». Хотя я их не слушаю, а смотрю.
По поводу минусов, меня раздражает нечистоплотность музыкантов, их менеджеров и промоутеров, которые изо всех сил делают вид, что ничего страшного в стране не происходит и мотнуться в Россию на уикенд за деньгами или привезти очередную валерию с тимати — это приемлемо.
Дмитрий Терешков Ведущий шоу «Циники» на радио «Вести», сооснователь радио «Пюре»
Запомнилось интервью с Даниэлой Заюшкиной из Vivienne Mort в программе «Циники». Это была моя первая встреча с ней. Когда делаешь интервью с украинскими музыкантами, обычно готовишься к разговору с пустоголовой умницей-позером. Такова она, эта среда. А Даниэла показала, что не во всём. Она пришла с поломанной ногой и предстала перед нами как достаточно раскованное, зрелое существо, что-то по-настоящему предлагающее этому миру. В моем понимании музыка — это не про семплер или скрипку, а про личность и её взаимодействие с миром.
Главное концертное впечатление — вечер симфонической музыки в рамках проекта «Литва-Украина. Культурное партнерство 2016» в Национальной филармонии Украины. В частности, концерт для двух скрипок и струнного оркестра Видмантаса Бартулиса. Концерт «Грибов» был хорош, а потом ещё JazzyFunkyDorn.
Главное музыкальное событие 2016-го в Украине — введение квот на украинскую музыку в радиоэфире. Событие, которое унифицирует производство музыки, лишает его собственно творческой стороны и во многом консервирует процесс музыкального производства, консервирует культуру, изолируя её от всего мира. С другой стороны, группа «Грибы», которая дала нам самих себя, всё тех же ребят из девяностых. Это важный момент, если говорить о культуре в развитии. Только переварив себя в «Грибах», мы способны выйти на действительно, а не символически, новую украинскую музыку.
Нет очарований, нет и разочарований. Другое дело — впечатления. Впечатлений мало, если говорить о музыке в этом году. Вся эта волна, о которой так много говорилось в последние годы, вывела её лица на чистую воду. Музыкальный дизайн, тусовочки, комплименты и самолюбование были, а музыки будто бы и нет.
Женя Галич Лидер группы O.Torvald
В 2016-ом все стали меряться писюнами, составлять какие-то рейтинги, кому-то что-то доказывать, делать какие-то премии, убеждать, что кто-то круче, а кто-то хуже…Раньше всего этого не было, все занимались музыкой и особо не парились. Из позитивных моментов — то, что на поверхности наконец-то стали появляться имена, которых раньше не было. Например, Latexfauna для меня открытие. Пространство постоянно заполнено украинскими группами, Bahroma постоянно что-то выпускает, Sinoptikпобедили на GBOB, хотя для меня группа Sinoptik существовала ещё до всех этих побед. Те, кто должны были вырасти, выросли. Тех, кого мы не знали и не слышали, теперь знаем и слышим.
Шаг вперёд — это гениальнейший концерт Onuka в «Октябрьском». Для меня группа Onuka — мировые звёзды. Прекраснейшая работа группы «Бумбокс» в этом году — сингл «Люди». Вообще новый альбом от «Бумбокса», новые альбомы от «Океанов», от нас, от Sinoptik, от AtomicSimao.
Радовало то, что каждые выходные все клубы забиты. В каждом клубе какой-то концерт: либо привезённые зарубежные артисты, либо украинцы. Прекрасный Дима Шуров с новым альбомом с полной «Стереоплазой». Очень много всего произошло. Я сейчас всё и не вспомню. Но это очень здорово. Вопрос только в качестве. Все должны стараться ещё больше расти.
Тех целей, которые мы перед собой ставили в 2016-ом, мы достигли. Выпустили отличный альбом, съездили в глобальный тур, собрали зал, который до этого никогда не собирали, количество людей на концертах выросло. Это такие рабочие моменты, к которым я не хочу возвращаться. Я не считаю их супердостижениями. Если команда работает, то всё так и должно происходить. Не может быть так, что оно само по себе как-то случается. Это просто рабочий процесс. Я жду новых дуэтов, коллабораций, чего-то ещё более интересного, чем в 2016-ом.
Главным музыкальным событием 2016-ого можно считать квотирование. Это то, о чём больше всего говорили. Вопрос только в том, насколько мы правильно понимаем значение этого всего для украинской музыки. Я бы хотел, чтобы в 2017-ом к квотированию относились более ответственно, программные директора и люди, которые следят за тем, что конкретно они ставят в эфир, были более ответственными и любознательными, были сыщиками, искали новую украинскую музыку.
Если говорить о каком-то знаковом концерте, то взять хотя бы тот же фестиваль U-Park: Muse и RHCP несколько дней подряд в стране. Это очень круто. Мне это очень нравится. Привоз M83 — очень здорово. У Garbage в «Стереоплазе» очень хороший концерт был. Куча всего. Главное музыкальное событие — то, что мы ещё можем собирать залы, все работают и ещё живы. Вот это охренеть какое главное музыкальное событие.
Главное разочарование — то, что музыканты начали с агрессией относиться друг к другу. Раньше такого не было, мне кажется. Почему-то все пытаются соответствовать каким-то рейтингам, каким-то премиям. Моим наибольшим музыкальным разочарованием 2016-ого стал уход музыкальной части индустрии на второй план. То есть, на первом плане всё-таки PR и менеджмент, а вот какие-то конкретные музыкальные достижения ушли. Мы не можем вспомнить хиты, дуэты и что-то глобальное, но помним какие-то премии или концерты, что является рабочим процессом. Это мне, конечно, не очень понятно.