Радио «Аристократы» — о новых шоу, запретной музыке, сложных эфирах и большом открытии

,

30 September 2014

0

0

Лера Чачибая, Ярослав Лодыгин и Данила Хомутовский — троица, которой нет равных на украинском радио. Интеллект, принципы, музыкальный вкус, чувство юмора — отличительные черты их проекта Радио «Аристократы», который собирает 120,000 слушателей в месяц.
В преддверии открытия второго сезона (3 октября, Sentrum, купить билеты) мы пообщались с ребятами о том, чем сегодня живет лучшее интернет-радио страны.

Поздравляю со стартом второго сезона. Вы добавляете в эфир новые шоу одно за другим — о каких новых резидентах Радио «Аристократы» хотели бы рассказать в первую очередь?

Ярослав: Сергей Кошман делает передачу «Культурный цех Кошмана». Это один из самых умных людей, которых мы встречали за последнее время. Он занят безумным количеством проектов, связанных с социальным инжинирингом в Украине. Страшный эрудит. В этом шоу Сергей собирается конструировать культурные смыслы, рассказывать о соседних странах, анализировать происшествия.

Игорь Тупикин — один из основателей харьковского коммерческого радио. Было такое страшно популярное в Харькове радио «Вена», я на нем рос, и поэтому мне очень приятно, что мы со второй попытки затащили Игоря к нам. Кроме того, он довольно долго являлся заместителем главреда «Фокуса», баллотировался в парламент по Харькову в качестве журналистского эксперимента. В общем, это такой известный интеллектуальный тролль шестисотого уровня.

После того, как мы обсудили детали его авторской передачи «Выход с Игорем Тупикиным», он позвонил мне и сказал: «Ярик, а можно у вас материться в эфире? Потому что есть люди, которых мне хочется называть точными словами». Я ответил, что были прецеденты: Юля МакГаффи иногда, цитируя кого-то, не стеснялась, и у Влада Фисуна проскакивало, и у Коли Макеева. Я ему сказал, что если нужно — значит, нужно. Игорь Тупикин — интеллигентный человек и злоупотреблять не будет.

У нас в эфире ты можешь найти интересного собеседника, друга, раздражающего типа — что-то полезное, что не даст почувствовать себя одиноким

Маша Драгина — удивительной смелости и изящности девушка. Будет делать очень музыкальное и очень злободневное шоу, разговаривать со многими участниками событий в стране, с людьми, которых она считает интересными.

Лера: Владимир Шамальский — полиглот, эрудит, философ — будет делать «Беседы с Владимиром Шамальским». Очень хочется, чтобы культурный коллапс, который переживает страна, особенно что касается молодых умов, прекратился. Владимир Шамальский будет помогать тому, чтобы у людей внутри что-то просветлялось и появлялась жажда знаний, изучения нового.

Также мы официально представляем в эфире «Аристократов» программу The Selector. В отличие от всех остальных источников своего выхода, у нас программа будет содержать оригиналы всех интервью и лайв-сессий без перевода на украинский, мы сможем услышать всю палитру современного британского английского с диалектами, сленгом и так далее. Это уникальный материал, который в Украине будет только на Радио «Аристократы».

Мы очень доверяем своим авторам, доверяем друг другу, верим в необходимость делать Радио «Аристократы».

Ярослав: Еще «Сказочный фонарик» — детские сказки, которые читают лучшие украинские актеры и актрисы. Эта программа фантастически оформлена, большие мастера работали над макетами, группа Pur:Pur подарила заглавную тему. Я думаю, что радио должно делать такие штуки. У родителей, которые нас слушают и хотят ставить что-то детям, теперь есть источник, которому они смогут довериться, ведь там не будет никакой чуши. Там будут и украинские народные, и русские народные, и европейские, и современные сказки. Прекрасные истории, которые развлекут детей. Их можно будет удобно скачать с нашего сайта целым пакетом и не думать, когда они выходят в эфир по времени.

Лера: Еще мы хотим поработать над новостями, чтобы люди отклеивались от бесконечных проверок новостных лент, проводя за этим жизнь. Хотим немножко всех отрезвить, вернуть во времена, когда это был не 24-часовой процесс, а просто надежный источник, из которого можно каждые 30 минут с утра до вечера получить нужную информацию. Сейчас наш новостной отдел как раз проходит специальные тренинги.

Вы «удвоились», добавив отдельную музыкальную волну «Аристократы Music». Значит, основную волну будете стараться занять разговорными шоу, 24 часа в сутки?

Ярослав: Да, мы очень хотим достичь того, чтобы в любой момент, когда ты включаешь нашу основную кнопку, ты мог найти там интересного собеседника, поддержку, друга, раздражающего тебя типа — что-то полезное, что не даст почувствовать себя одиноким. К этому мы хоть и не сразу, но придем.

Когда я слушаю музыку на «Аристократах», часто можно угадать, кто из вас троих залил в базу тот или иной трек…

Лера: Да ладно, это только ты так говоришь.

Ярослав: А я не первый раз это слышу.

Лера: Думаю, можно угадать, какую песню поставил в эфир Ярослав.

Ярослав: Твою тоже можно угадать, у тебя депрессивная героиновая женская музыка.

Лера: Не всегда женская! Мы работаем вместе так долго, что есть уже момент ассимиляции, музыкальные вкусы все чаще сходятся.

Ярослав: Ну уж нет, я слежу за чистотой, у меня музыкальный фашизм.

Лера: Хорошо, вот Wild Beasts кто из нас поставил?

Ярослав: Ладно, мне тоже нравятся Wild Beasts.

Но бывало ли так, что вы ссорились, потому что в эфир попадал трек, который нравился не всем из вас? Случались возмущенные реплики: «Ты что вообще поставил»?

Ярослав: Пару раз ругали Данилу с его электро-бездушными треками. Мне не дают играть Захара Мая.

Лера: Который матерится.

Ярослав: Он по делу матерится, как Тупикин. Рэп-группу из Челябинска «Триагрутрика» нам с Данилой не дают играть. Лере мы все разрешаем, а она нам ничего не разрешает.

Данила: Я бы еще «Кровосток» поставил.

Лера: Конечно, на «Аристократах»!

Ярослав: Ну а что?

Лера: Я с большим уважением отношусь к музыкальным вкусам ребят и многое для себя открываю, но на мне лежит определенная ответственность — мои руки поставят это в эфир, и этот момент меня немножко пугает.

Раньше можно было завести шоу куда угодно, а сейчас нужно все время держать в голове обстоятельства

Какой эфир был самым сложным?

Ярослав: По моим ощущениям, все наши утренние эфиры сейчас довольно сложные, потому что у нас все-таки развлекательная программа, даже иногда юмористическая. В первом сезоне было тяжело заново найти интонацию. Как можно шутить? Нужно ли шутить? А кому это нужно? И зачем это делать? А вот сейчас можно шутить на полную или в этот момент нужно остановиться? Раньше можно было завести шоу куда угодно, а сейчас нужно все время держать в голове обстоятельства, проверять новости, не произошло ли чего-то, что пойдет совсем в разрез с более легким настроением, которое мы пытаемся создать.

Лера: Не знаю, как об этом говорить, но самые сложные эфиры были в напряженные моменты Майдана. Когда ты просто парализован. Даня еще нашел тот трек «Плине кача» — мы поставили его в эфир и мое сердце лопнуло.

От плохого к хорошему. Какие шоу в первом сезоне оказались самыми рейтинговыми?

Ярослав: Рейтинг достаточно ровный, все шоу были примерно одинаково популярны. Чуть-чуть выделялось Утреннее шоу — может, из-за утреннего сегмента, или из-за того, что к нам слушатели больше привыкли.

Еще «Камон, плэй!» — благодаря им у нас появилась хорошая база слушателей, которые любят футбол. У ведущих гигантский сайт football.ua, у которого большая посещаемость даже сейчас, когда футбол, по большому счету, никто не смотрит. Это популярное шоу, особенно когда приходят мэтры. Под Чемпионат Мира был выпуск с Вацко, Джулаем и Босянком — эти три комментатора не собирались вместе в эфире лет десять, и для футбольных болельщиков это был настоящий праздник, ведь многие на них выросли.

Я бы хотела выйти в FM с четкой целью: чтобы люди моего круга слушали не только «Вести», а имели выбор.

У вас есть рубрика «Утренняя порка», обзор молодых украинских групп. А еще когда-то вы делали концерт «Украинский четверг», на котором представили «найденное поколение», новых украинских артистов. Если бы завтра состоялся второй «Украинский четверг» — кто бы там выступил?

Лера: Я бы точно хотела увидеть там группы Charlie и Cherokey.

Ярослав: «Руки’в Брюки». Потрясающие ребята. Вроде как играют понятный жанр, в котором ничего нового не скажешь, но можно. Наверное, почти всё, что было сделано в этом жанре на русском языке, за исключением Сюткина, было пародией, имитацией. А «Руки’в Брюки» играют эту музыку потому, что они такие и есть. Они ходят в этих стиляжных брюках…

Лера: …Которые никому не идут, а им очень идут. У них даже внешность специальная, как не из этого времени.

Ярослав: Они пишут потрясающие тексты, у них потрясающая энергия. Я их полюбил с первой же песни.

Данила: Я бы Онуку позвал. И The Cancel.

Ярослав: Поскольку они не выступали в прошлый раз, и возрастного ценза нет, я бы еще «Очеретяний кіт» позвал, изумительнейшая группа.

Данила: Еще пора звать Марьяну Головко, чтобы она спела песню Ярослава.

Время такое наступило: «Аквариум» по-другому зазвучал, Макаревич тоже. Потому что они пели тогда, о тех временах, а времена чуть-чуть вернулись

Помню, запускаясь, вы обсуждали перспективы выхода на радиочастоту. Интересно ли вам это до сих пор или вас устраивает интернет-формат?

Данила: Мы очень ждем 3G.

Лера: Не будет, вы в курсе?

Ярослав: Тогда да, выход на радио частоту нам очень интересен. Это моментальный охват и аудитория, которая слушает радио в машине. Такие пятнадцатиминутки, средняя продолжительность прослушивания FM-частотного радио. У нас, кстати, этот показатель — 117 минут.

Данила: Нам FM нужен только для машин. Но было бы гораздо выгоднее забраться в машины с 3G.

Ярослав: В любом городе — в Шепетовке, Донецке, Ужгороде — нужно устанавливать свои FM-передатчики. В больших городах этих передатчиков нужно несколько. Стоят они внушительных денег. Плюс в уставном капитале фирмы, которая подает заявку на получение частоты, должен быть 1 млн гривен. Это нормальное требование, которое покажет, что ты продержишься хотя бы год. В общем, это серьезные инвестиции, к которым еще долго идти.

Лера: И которые не факт что будут оправданы в нынешних условиях. Я бы хотела выйти в FM с четкой целью: чтобы в этой палитре, кроме «Вестей», была еще хотя бы одна радиостанция, которая разговаривает с людьми и открывает им мир в своей системе координат. Чтобы люди моего круга слушали не только «Вести», а имели выбор.

The Black Keys «The Weight Of Love» — лучшая песня года, я считаю.

Самая простая техника борьбы со стрессом — это закрыть глаза и представить место, где ты чувствуешь себя максимально комфортно и расслабленно. Что вы представляете, закрывая глаза?

Лера: Я, наверное, пенсионер, но такое место — мой дом. Любимая квартира на Татарочке. Я потратила годы, чтобы там было все как я люблю. У меня там все книги, музыка, сувениры, моя кошка, моя шиншила, мои цветы. Я — очень домашнее животное.

Ярослав: Я закрываю глаза и вижу себя в гостинице Ambos Mundos в Гаване. Сижу в лобби-баре, жду своих друзей, которые никаких не могут проснуться.

Данила: А я в раю.

И как он выглядит?

Данила: Каждый раз по-разному. Иногда это теплые…

Ярослав: Женские бедра.

(всеобщий смех)

Данила: Иногда грудь.

Какие ваши самые свежие музыкальные впечатления?

Данила: The Black Keys «The Weight Of Love» — лучшая песня года, я считаю.

Лера: Из последнего — Cloud Boat. Мне с ними очень хорошо там, дома, как я отвечала на предыдущий вопрос. Вот если домой еще Cloud Boat — все идеально.

Ярослав: Я начал по-другому относиться к Гребенщикову. Время такое наступило. «Аквариум» по-другому зазвучал, Макаревич тоже. Потому что они пели тогда, о тех временах, а времена чуть-чуть вернулись. То, что было непонятно мне еще год назад, сейчас становится понятным. Переслушиваю все это потихонечку, аккуратненько.

3 октября в Sentrum состоится большое открытие второго сезона «Аристократов», в качестве кульминации выступит Джамала. В связи с этим интересно узнать ваше мнение: в чем главная сила Джамалы как артистки?

Ярослав: Умному достаточно один раз услышать Джамалу, чтобы понять, что от нее всегда можно ждать чего-то невообразимого. Она — ищущий, молодой артист. А сейчас у нее особенно интересный этап работы, новые электронные аранжировки от The Maneken.

Лера: Мы очень доверяем своим авторам, доверяем друг другу, верим в то, что мы делаем, верим в необходимость делать Радио «Аристократы». Важно, чтобы на большом открытии, которого мы ждали с февраля, артист был тоже из разряда тех, кому я очень верю. Я очень верю в Джамалу. И в ту команду, с которой она сейчас работает.

Ярослав: Джамала — самый большой независимый артист в Украине. Мы — самое большое независимое радио в Украине. Все логично.

Фото: Ирина Матвиюк

p.s. Также на большом открытии выступят Brunettes Shoot Blondes, чей клип недавно стал хитом YouTube, электропоп-группа Charlie, вокалистка Марьяна Головко и пианист Павел Игнатьев, актер Дмитрий Ярошенко, DJ Ekspert, DJ Fun2mass (Влад Фисун) и другие. Приходите и покажите «Аристократам» свою поддержку.

Thom Yorke «Tomorrow’s Modern Boxes»: со дна коробки