Иногда одной ноты достаточно, чтобы безошибочно узнать музыканта. Из синевы сцены розовый луч выхватывает силуэт с гитарой. За его спиной — розовый закат, деревья, заснувший Везувий. Перед ним — несколько тысяч зрителей посреди руин амфитеатра двухтысячелетней давности. Гитарист берёт первую ноту — и говорит всё.
Дэвид Гилмор не был в Помпеях 45 лет. Тогда он играл с Pink Floyd посреди пустой арены, только для кинокамер, длинноволосый, раздетый до пояса, подогретый солнцем и успехом альбома «Atom Heart Mother», с которым группа впервые возглавила британский чарт. Его переполняли музыкальные амбиции. Сегодня они остались позади, быть заботливым отцом и мужем Гилмору больше по душе.
Тем не менее, каждую декаду он пишет сольный альбом, а потом шлёт своих менеджеров на разведку в Европу, чтобы те нашли живописные площадки для тура: колизей на берегу Адриатического моря, замок под Парижем, главную площадь Вроцлава, культурной столицы Европы-2016. «У людей останутся потрясающие впечатления от шоу, которое состоялось в особенном месте, а не на очередной спортивной арене или стадионе. Они уйдут и запомнят это. Если, конечно, я не слишком их разочарую», — сказал Гилмор журналисту BBC. Кроме прочего, менеджеры предложили музыканту вновь сыграть в амфитеатре Помпеев, теперь не только для камер, но и для зрителей.
Новый «Live in Pompeii» — не сиквел полотна Pink Floyd, между этими работами нет ничего общего. Там была пустынная разрушенная арена, камеры на рельсах и оскал четверых молодых завоевателей, здесь — массовый хор под «Wish You Were Here» и компания мирных стариков, которые сверкают зубами и играют в своё удовольствие. Среди них клавишник The Rolling Stones Чак Ливелл, гитарист Брайана Ферри Честер Кеймен, соратник Майкла Джексона Грег Филлинганес — и все они не отрывают взгляд от Дэвида Гилмора. Но даже с такими матёрыми музыкантами участник Pink Floyd не может повторить эпичную «Echoes». Вернее, не хочет — клавишника Рика Райта нет в живых, а эта песня всегда была только их диалогом.
Зато Гилмор может отвесить поклон ушедшему другу песней «The Great Gig In The Sky»: бэк-вокалисты Луис Клейр Маршалл, Люсита Джулс и Брайан Чемберс под фортепианные аккорды устраивают шоу похлеще любых фейерверков. Они талантливо вплетают в каноническое соло собственные фрагменты, расширяя и совершенствуя, казалось бы, идеальную композицию. Все трое вокалистов гораздо моложе Дэвида — когда они учились петь, наверняка ночами слушали эту вещь по кругу, содрогаясь от мурашек, а теперь воплощают мечту, о которой даже не задумывались.
У людей останутся потрясающие впечатления от шоу, которое состоялось в особенном месте, а не на очередной спортивной арене или стадионе
Play Video
«Без моего ведома, они усердно разучивали “The Great Gig In The Sky”, а потом пришли и спросили, могут ли спеть её на одном из концертов — рассказал Гилмор в интервью для World Cafe. — Мы приберегли её для этой ночи как своеобразное посвящение Рику».
Так наступает первая кульминация концертного фильма, к которой невозможно подготовиться. Дальше всплеском становится почти каждое гитарное соло Гилмора: педал-слайд в ностальгической «High Hopes», грузная партия в сольной антивоенной «In Any Tongue», те самые несколько нот из «Shine On You Crazy Diamond».
«One of These Days» звучит как послание участникам Pink Floyd и поклонникам старой закалки — это единственный номер, попавший в оба фильма. Недаром Гилмор сказал о Помпеях: «Это место наполнено призраками… по-дружески». Его версия песни с Гаем Праттом на басу звучит куда мягче, но не лишена своего драйва.
Несколько фактов:
- Дэвид Гилмор никак не запомнит слова песни «Shine On You Crazy Diamond». «Эмоциональный блок, постоянно путаю строчки», — признался он в интервью BBC. На концертах музыкант пользуется суфлёром.
- У подножия микрофонной стойки Гилмора установлено зеркало заднего вида, чтобы музыкант тоже видел странноватую визуалку с экрана за его спиной.
- 13 сентября «David Gilmour — Live In Pompeii» покажут в 2000 кинотеатров по всему миру, в том числе в Киеве, Львове, Одессе и Харькове. Детали на Kisff.org.
- 29 сентября фильм выйдет на DVD и BD. Полная версия содержит ещё семь песен, а также документалку «Pompeii Then and Now» и фрагменты концертов во Вроцлаве и Южной Америке.
- На концертной версии «Run Like Hell» вам могут пригодиться очки от солнца.
«David Gilmour — Live in Pompeii» выглядит монументально. При том, что это едва ли не самый сложный концерт тура. Сложный технически: местные власти запретили устанавливать камеры на полу арены, поэтому команда обошлась несколькими кранами, дроном и стеди-камом. Сложный эмоционально: по интервью видно, что у Дэвида до сих пор ком в горле от этого места.
Тем не менее, Гилмор возвращается в Помпеи, чтобы проститься с призраками, почтить Рика и показать, что всё сильно изменилось, но музыка осталась путеводным смыслом. По традиции концерт завершает вечная песня и соло такой размашистости, что мало не покажется.
Всплеском становится почти каждое гитарное соло Гилмора
Почему Гилмора можно узнать с первой ноты? Фирменный стиль игры на инструменте зависит от многих факторов: воспитание, опыт, музыкальный вкус, форма пальцев, чувство времени и ритма, координация между левой и правой рукой, а если коротко — сильная личность и умение выразить её в звуке.
Таких музыкантов единицы. Поэтому «Live In Pompeii» актуален в любое время и в любом варианте — будь то высокомерный экспериментальный трип Pink Floyd или полный любви и умиротворения сольник Дэвида Гилмора.
Редакция Comma благодарит KyivMusicFilm и Trafalgar Releasing за допремьерный доступ к фильму.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram.