Саша Вареница объясняет, почему Flow — подходящий летний маршрут для искушённого меломана.
Фестиваль с насыщенной музыкальной программой в одной из ближайших стран Европы по доступной цене — так звучит идеальный летний план большинства украинских меломанов. Но много ли фестивалей попадают под эти критерии? В первую очередь, Sziget в Будапеште. Вслед за ним польский Open’er. В меньшей степени – румынский Electric Castle. Казалось бы, отличный выбор. Но далеко не для всех. Sziget, Open’er, Electric Castle, или их украинский аналог Atlas Weekend, — это классические мультижанровые big festivals, где во главу угла ставится веселье и праздничная атмосфера. Такие фестивали предлагают слушателю «проще смотреть на вещи». Ждёшь вечерний сет Джеймса Блейка? Не скучай! Ведь Мартин Гаррикс, Macklemore и Эд Ширан — это тоже по-своему весело.
У тех, кто едет на фестиваль исключительно за музыкой от подобного случается «культурное несварение». Кумиры подростков, металлисты, звезды хип-хопа, герои хипстеров и деланный мейджор-поп добрую неделю варятся в одном котле с общим акцентом на угарное веселье, а не сознательное погружение в музыку.
Потому эстетам и гурманам не стоит пытать удачи с тремя фестивалями выше. Лучше сразу искать альтернативные варианты. Один из них — это финский Flow Festival. Насыщенная программа? О, да. Тот самый случай, когда бегать между сценами придётся практически постоянно. Близость от Украины? Всего три часа полета, возможно с пересадкой в Латвии. Доступная цена? Что ж, придётся заплатить. Стоит сразу признать, путешествие на Flow обойдётся вам в полтора-два раза дороже поездки на Open’er или Sziget. И это первый — он же последний — минус Flow.
Хельсинки — один из самых дорогих городов Европы, который регулярно входит в топ-10 по уровню жизни наряду с Веной, городами Австралии и Канады. И это вполне заслужено. Здесь тебя всюду окружает потрясающий комфорт. Идеальные кварталы из новых, оригинально спроектированных домов; ухоженные парки, велодорожки, бесшумные электрички и поезда. Смотришь на беспечные лица счастливых семей, которые выводят на прогулку маленьких детей или собак, и кажется, будто идиллический мир из рекламы стал вдруг реальностью. Финское качество — именно в Хельсинки ты, наконец, в полной мере понимаешь значение этого выражения.
Продукты, чистые улицы, отличный сервис в заведениях и магазинах. Такой уж здесь общественный договор. Конечно, обратная сторона медали — это высокие цены и налоги. Не рай для туристов, скажем прямо. Но финны довольны. С минимальной зарплатой в 2000 евро здесь на Flow их совсем не смущают сэндвичи по 10 евро и баночка колы за 5.
Журналисты в пресс-зоне фестиваля сетуют: «Здесь цены как на Ибице!». Местные, тем временем, выстраиваются в длинные очереди к бару. В фаворе популярный финский сидр Happy Joe (7,5 евро) и вино Perlage (12 евро за бокал). Финны ведут себя тихо, но пьют при этом очень много и быстро. Миролюбивых, но явно неумеющих пить девушек и парней охрана фестиваля выводила под руки за территорию ещё до наступления темноты.
Еще больше людей у палаток с едой. Организаторы Flow делают заметный акцент на этой составляющей фестиваля. Однотипные навесы не должны вводить в заблуждение. Под ними, у прилавков — настоящие профи своего дела. На фестивале представлены 40 лучших ресторанов Хельсинки, обладатели звезды Мишлен в том числе. Особой популярностью почему-то пользуется паназиатская кухня и веган-меню. Еда, как ни странно, несколько дешевле алкоголя. И чтобы вы ни выбрали, поверьте — это будет невероятно вкусно.
Flow Festival начинается с еды в прямом и переносном смысле слова. Это фестиваль с компактным и строгим таймингом. Всё самое интересное — с шести часов вечера, а уже к полуночи большинство сцен утихает, остаются только диджей-сеты на небольшой сцене от Resident Advisor. Программа при этом очень насыщенная: если хочешь успеть послушать всех артистов из основной части лайн-апа, времени на пит-стопы не будет. Поэтому стоит сначала подкрепиться, и уже после двигаться навстречу музыкальным откровениям.
Путешествие на Flow обойдётся вам в полтора-два раза дороже поездки на Open’er или Sziget. И это первый — он же последний — минус Flow
Вечером первого дня люди хаотично перемещаются по территории фестиваля, увлеченно изучая арт-объекты, конструкции, декорации. Деревянный сруб с изобретательным мерчем, виниловая точка с отменным выбором пластинок, станции по приёму пластика, фотозоны, даже свой кинотеатр, где можно посмотреть новую комедию Джима Джармуша «Мертвые не умирают» задолго до старта широкого проката.
Flow занимает территорию бывшей электростанции. Это уже третья локация для фестиваля за 15 лет его существования. Организаторы говорят, что спасли целый район от перенаселения. Здесь планировали построить новый жилищный комплекс, но теперь власти отказались от этой затеи, и эта огромная площадь с индустриальными цехами принадлежит исключительно фестивалю.
Фоном к увлекательному трипу по здешним лабиринтам и закоулкам служит сбивчивый рэп Эрла Светшорта из Odd Future. Он безуспешно пытается увлечь блуждающую публику и в конечном счете проигрывает дуэль за внимание зрителя своему британскому визави на соседней сцене — новой звезде грайма slowthai. Любимец Pitchfork бьёт не в бровь, а в глаз. Сухой, жилистый, весь в тату, с голым торсом и этим фирменным британским «fackah!» — артист нахрапом берёт размеренную финскую публику.
Вы удивитесь, но финны, которых принято считать адептами поп-готики и блэк-метала, очень любят хип-хоп. Не только зарубежные звёзды, но и местные рэперы собирают здесь огромную аудиторию. Финн Pyhimys собрал на Red Arena, втором по размеру танцполе после главной сцены, не меньше семи тысяч человек, которые наизусть пели его хит «Jättiläinen» (10 миллионов стримов). Столько же — на выступлении Alma, эдакой местной alyona alyona с салатовыми волосами.
Flow — фестиваль с компактным и строгим таймингом. Программа при этом очень насыщенная: если хочешь успеть послушать всех артистов из основной части лайн-апа, времени на пит-стопы не будет
Это один из жанровых приоритетов Flow. Всего здесь можно выделить три музыкальных вектора. Первый — это интеллигентная электроника. С неё начинался фестиваль много лет назад. Один из его основателей Тони Рантанен — диджей и музыкант, выступающий под псевдонимом Lil’Tony. Помимо Flow, он ведёт дела сразу пяти ночных клубов в Хельсинки, где отвечает за музыкальную программу. Его партнёр Туомас Каллио – участник известного электронного проекта Nuspirit Helsinki. Тони, Туомас и его жена Суви — это и есть основная команда фестиваля. В течение года над проектом с ними работает еще 4–5 человек, а в дни самого события команда вырастает до 1000 человек.
Тони вспоминает, что первый Flow в 2004-м начинался с его любимых электронщиков: Jazzanova, Âme, Dixon, Bugz in the Attic. Он любит северное диско, приджазованный хаус, даунтемпо, и по сей день самостоятельно слушает и утверждает каждого артиста в лайн-апе. Очевидно, что для Flow он выбирает лучших. Несколько лет назад здесь дал одно из своих редких шоу Aphex Twin, а в 2019-м блеснули Тэо Перриш, «золотой мальчик» нового диско Palms Trax, легендарные Stereolab, вундеркинд из Бристоля Vessel и на удивление бодрые ветераны немецкого EBM Nitzer Ebb.
Второй важный акцент Flow, который доводит гурманов до визга — тонкий нюх на джаз, этнику и афробит. Организаторы фиксируют тренды и воздают почести тем, кто стоял у истоков современной актуальной музыки. Специальная круглая сцена на 360° скрыта далеко от шумной «главной площади» в уютном амфитеатре Globe Balloon. Каждый второй под ней — журналист или критик. В аккуратных рубашках и тонких свитерах внимают модерн-джазу остро акутальной Нубии Гарсии и саксофону 72-летнего Фэроу Сандерса, который играл ещё с Джоном Колтрейном.
Третий акцент — это, собственно, хип-хоп и урбан-музыка: соул, р-н-б, мутации фанка. Flow балует публику суперзвёздами американской музыки, что вообще из ряда вон для европейских фестивалей, исключая, может, только Primavera. На фестивале в разное время выступали Жанель Монэ, OutKast, The Roots, Public Enemy, Фрэнк Оушен, Найл Роджерс и группа Chic, да что там — сам Канье Уэст единожды ступал на эту землю.
Тони Рантанен — азартный романтик. В одном интервью он признался, что начинает работу по букингу для каждого Flow с двух совершенно невероятных вариантов. Без веры в чудо не будет волшебства. «Daft Punk? Мы отправляем им запрос каждый год», — говорит организатор
То самое волшебство случилось и в 2019-м. Вечером первого дня на главную сцену вышла Эрика Баду. Космический уровень владения голосом, лёгкость, интуиция, глубокая осознанность каждого спетого звука. Часом спустя уже легендарную соул-диву сменила Соланж. Впечатляющие декорации, труппа танцоров, духовики, бэк-вокалисты, костюмы, свет, стильное авангардное звучание. Но после вселенской мощи Баду тонкий — и неуверенный — голосок сестры Бейонсе вряд ли способен впечатлить.
Соланж наряду с Blood Orange — главные разочарования фестиваля. Последний перед гудящей толпой в 7-8 тысяч человек занимался откровенным баловством. Бродил по сцене, выжимал из гитары странные фьюжн-запилы и делал всё, что только можно, дабы разочаровать фанов его потрясающих альбомов «Cupid Deluxe» и «Freetown Sound». Хуже выступил только Ив Тюмор. Перехваленный европейскими медиа фрик-провокатор, видимо, окончательно уверовал в свою уникальность. Чем, если не этим объяснить его странный перформанс: час кривляний в темноте под плейбэк, в который уже прописаны вокальные партии.
Напротив, приятно удивили отменной концертной формой The Cure. Добрых два часа плотного гитарного марева и стенающего, ни разу не севшего вокала Роберта Смита. Все культовые хиты вроде «Lovesong», «Boys Don’t Cry» и «Lullaby» в одном сете без каких-либо признаков усталости. Сюда же — матёрая, густо заваренная американа от Father John Misty, тот тип музыки, который редко услышишь на фестивалях в Украине. И, конечно, Robyn, чьи хиты из отменного последнего альбома «Honey» здесь поют дружным строем.
У организаторов тонкий нюх на джаз, этнику и афробит. Они фиксируют тренды и воздают почести тем, кто стоял у истоков современной актуальной музыки
Robyn и Tove Lo — «народные артистки» в Финляндии. К слову, у местной сцены есть некий комплекс по отношению к соседней Швеции. Догнать шведов в музыке не так уж просто, а публика просто выбирает то, что лучше сделано, и их легко понять. Когда на залитую разноцветными лучами сцену выбегает дерзкая Туве Лу и звонким голосом заводит свой синт-поп хит «Disco Tits», понимаешь, что именно такой поп-музыки сегодня остро не хватает и Украине. Дерзкой, энергичной, отвязной и жизнеутверждающей.
В свою очередь, финских артистов любят и ценят в Эстонии, где Flow регулярно делают массивное промо, привлекая массу гостей. Ментально эстонцы похожи на финнов. По-европейски раскованые, приветливые и стильные, но, вместе с тем, не такие фривольные, как все те фрики и нео-хиппи в клубах Амстердама или Берлина.
Flow заканчивается как-то даже слишком внезапно. Три дня музыки пролетают как один, и под последние аккорды Джеймса Блейка публика длинными ручейками уже растекается по улицам города. На тумбах, где ещё вчера висела реклама Flow, в ночь воскресенья уже появились афиши будущих фестивалей. Слева — что-то пёстрое от Red Bull с LCD Soundsystem и Тоддом Терье, справа — бледно-лиловый банер с именами Джона Хопкинса и Анны Кальви. Хельсинки как бы намекает: «Может, ну их, твои последние сбережения? Лучше приезжай сюда, снова и снова». Вдыхая здешний прохладный, чистый воздух, понимаешь, что в путешествиях на север точно есть что-то особенное.
Ще більше музики — у нашому каналі у Telegram.