На киевском фестивале Brave! Factory выживут только самые храбрые. С вечера субботы до глубокой ночи воскресенья на колоритных индустриальных ландшафтах завода Метробуд будут нестись десятки лайвов и диджей-сетов от выдающихся электронных и хип-хоп артистов.
Среди прочих, на главной сцене выступит загадочный британский проект Hidden Orchestra. Его работы можно попытаться определить, как смесь IDM, world music, даба, пост-рока, хип-хопа, драм-н-бейса и джаза, основанную на звуках окружающего мира, но это мало что значит. Идеолог проекта Джо Ачесон рассказал Comma, как на самом деле устроено его творчество.
Среди прочих, на главной сцене выступит загадочный британский проект Hidden Orchestra. Его работы можно попытаться определить, как смесь IDM, world music, даба, пост-рока, хип-хопа, драм-н-бейса и джаза, основанную на звуках окружающего мира, но это мало что значит. Идеолог проекта Джо Ачесон рассказал Comma, как на самом деле устроено его творчество.
В музыке Джо Ачесона, многослойной и элегантной, запечатлена вся его жизнь. И дело не только в эмоциях, живых настолько, словно слышишь дыхание и сердцебиение каждого трека. Где бы он ни был, Джо записывает звуки вокруг себя — от эмбиентного шума дорог до ритмичной капели протекающих труб — и превращает их в гармонии и ритмы.
«В юности я открыл для себя инструментальный хип-хоп, увлёкся продюсированием, диджеингом, — рассказывает он. — Изначально идея Hidden Orchestra была в том, чтобы записывать инструментальные и перкуссионные импровизации, звуки природы и города, а потом комбинировать лучшие маленькие фрагменты. Каждый звук обработан, деформирован или зациклен. Смысл в том, чтобы всё звучало настолько естественно, насколько это возможно. Целый воображаемый оркестр, созданный из отдельных записей, отредактированных и наслоенных».
Сильные стороны Hidden Orchestra хорошо отражены в альбоме 2017 года «Dawn Chorus». Термин в названии означает рассветное пение птиц. Идея записывать и обрабатывать этот звук, как часто бывает у Джо, появилась случайно и растянулась на семь лет.
«В то время, когда я заканчивал первую пластинку “Night Walks”, я много гулял по ночам, записывая звуки вокруг, но в основном слушая музыку. И вот одной зимней ночью я обнаружил себя в заснеженной деревенской местности, как раз начала проглядываться заря, я снял наушники и поразился звуком, доносящимся с деревьев вокруг меня. Так что я достал микрофон и записал их. Годы спустя я осознал, что среди прочих звуков собрал в фонотеке немало рассветного пения птиц, и решил, что это славный способ структурировать альбом. Другие записи я делал, попивая кофе возле хижины на крошечном острове на Гебридах, возле моего дома в Брайтоне на Международный день рассветного пения птиц (Dawn Chorus Day), который проходит каждый год 1 мая, из окна отеля на крайней южной точке Великобритании в Корнуолле, в лесу под Прагой, в лондонском Хайд-парке, на шотландской ферме, из окна студии в Эдинбурге, на гастролях в Эстонии, Баварии, Австрии, Турции, в Альпах».
В начале 2018-го концепцию дополнил релиз «Dawn Chorus Remixes», в котором альбомные треки переосмыслили Макс Купер, Throwing Snow, Floex и другие. «Новый материал Hidden Orchestra, над которым я сейчас работаю, сконструирован из разбитых зеркал и скрипящих дверей», — продолжает музыкант.
Воображаемый оркестр становится более чем реальным на концертах — две барабанных установки, бас, клавиши, скрипка — при этом сессионные музыканты всё равно играют словно плод воображения Джо, целиком по его плану.
«Для живых шоу они учат партии, прописанные мной, включая биты и барабанные соло. Хорошо отточив материал и проверив его на концертах, мы обнаруживаем кое-какие пространства для изменений и улучшений. Импровизации происходят только на более ранних стадиях, у меня в студии. Музыканты приходят и записывают вещи, которые я для них сочинил, но ещё мы оставляем время для режиссированного джема. Я использую результат так, как обращаюсь с любыми полевыми записями — исследую в поисках битов и семплов. Работать с таким количеством невероятных музыкантов с разным бэкграундом, на сцене и в студии — одно из величайших удовольствий от проекта».
Чаще всего Ачесон работает над несколькими идеями одновременно. Это позволяет ему выпускать пластинки каждые два-три года и оставаться открытым для интересных предложений. Например, несколько лет назад Джо сделал для BBC радиодокументалку о школе для слепых в Финляндии, а недавно взялся за необычный проект «Sonic Woodland».
«Это заказ Кью Гарденс, ботанического сада в Лондоне, который также располагает лесом из деревьев со всего мира на полпути между Лондоном и Брайтоном. Там они проводят много научных исследований, в частности проверяют новооткрытые связи между деревьями и подземной сетью грибов — обмен углерода от солнечного света, минералов от воды — прогугли “микоризный симбиоз”. Меня позвали переосмыслить некоторые из этих сложных и скрытых естественных взаимодействий в музыке, звуке. Так что мы построили звуковую систему из колонок, висящих на деревьях и зарытых в землю, чтобы звук начинался в верхушках крон и двигался вниз. В итоге по просеке разливались перекликающиеся мелодии, и под ногами ощущались вибрации».
Птицы, деревья, грибы — похоже, естественная среда вдохновляет Джо в последнее время больше, чем когда-либо. «Это пугающее и обескураживающее время для природы, но вместе с тем происходит много удивительного и прекрасного — недавно наблюдал кровавую луну во время затмения, стоя у древних стен Люксембурга».
Любовь к созерцанию тоже воплощена в треках Ачесона. Несмотря на эмоциональность, они будто происходят из состояния совершенного покоя, есть в них что-то медитативное. «Пожалуй, я от природы спокойный и взвешенный человек. Но бывают и выплески безрассудности. Музыка Hidden Orchestra призвана работать на различных уровнях. К примеру, там есть неочевидные гармонии и слои битов, запущенные одновременно на половинной и двойной скорости — слушатель интерпретирует их так, как чувствует — как нечто тёмное и тревожное или лёгкое и умиротворённое, быстрое и воодушевлённое или медленное и приглушённое. А на концерте, с двумя полными барабанными установками и подходящим басом, станет ясно, что эта музыка может быть довольно громкой и интенсивной».
Так чего же ждать от Hidden Orchestra в Киеве? «Мы везём основной концертный состав с двумя барабанными установками на передней линии, мной на басу и электронных приборах, Поппи Экройд на клавишах и скрипке. Вижуалы для шоу подготовил наш регулярный соратник Том Ньюэлл. Мы сыграем треки со всех альбомов, ожидайте большой громкий саунд с замысловатыми ударными, парящей скрипкой, живыми дабовыми эффектами и глубоким басом».
Подписывайтесь на наш канал в Telegram.