Не только Sziget: как устроена музыкальная индустрия Венгрии

,

27 September 2017

0

0

Локальная сцена, языковые квоты, музыкальные медиа, фестивали, марихуана, отношения с властью — в чём-то музыкальная индустрия Венгрии похожа на нашу, в чём-то есть существенные отличия. Узнать об опыте соседней страны всегда полезно. Специально для Comma журналист, арт-директор и барабанщик из Будапешта рассказали, как устроена их реальность.

Андраш Кочиш

главный редактор музыкального блога KERET

О музыкальных медиа и государственной поддержке

Я запустил свой музыкальный блог KERET пять лет назад. Поначалу мы ничего не знали о музыкальной индустрии и даже не до конца понимали, что такое пресс-релиз, но всё пришло по ходу дела.

Через три года мы впервые организовали конкурс для венгерских музыкантов. Он стал популярной талант-программой, которая помогла многим местным группам стать на ноги и найти свою аудиторию. А мы благодаря этому смогли поднять посещаемость, вовлечь больше авторов и видеомейкеров. Чуть позже мы стали сами организовывать события.

Мы позиционируем себя как издание об андеграундной музыке. Сейчас мы — главные в этой нише. Про мейнстрим у нас отлично пишут крупные ресурсы в своих разделах о культуре. В месяц нас читают 15–20 тысяч уникальных пользователей. Мне кажется, что это и есть вся аудитория в Венгрии, которая постоянно глубоко интересуется новой андеграундной музыкой. Наша цель — постоянно расширять круг этих людей.

В Венгрии медиа вроде нашего не может себя окупить. Независимым платформам приходится креативить, чтобы начать зарабатывать на жизнь. Или же просить эти деньги у государства. Наше правительство, которое, к слову, довольно дерьмовое, предлагает поддержку музыкантам, площадкам, фестивалям и изданиям о музыке. Но принимая эти деньги, нужно идти на компромисс с собой. Так, например, получив грант от государства, медиа берет на себя обязательство писать по сути заказные статьи о музыкантах, которые также получают поддержку от государства. А эти исполнители далеко не всегда играют хорошую музыку.

Так или иначе, мы попробовали получить финансовую поддержку от правительства, но у нас не получилось. Конкурс выиграли какие-то фейковые издания с 200 подписчиками на Facebook. Очевидно, что здесь замешана коррупция. Нам, конечно, предложили совсем минимальное финансирование, но мы от него отказались из принципа. Не хотим быть частью этой системы. Сейчас мы строим собственное комьюнити вокруг KERET и надеемся получить деньги за счёт краудфандинга. Но нужно признать, что многие хорошие музыканты всё же смогли получить необходимые деньги от государства на очень лояльных условиях.

Наше довольно дерьмовое правительство предлагает поддержку музыкантам, площадкам, фестивалям и изданиям о музыке, но принимая её, нужно идти на компромисс с собой

Об индустрии за последние 10 лет

К 2007–2008 в Венгрии сформировалась небольшая независимая сцена. В основном, эти музыканты копировали западную, преимущественно британскую инди-музыку. Но это движение не получило большого внимания от местных слушателей и не выдержало испытания временем. Уже после 2012 года андеграунд зашевелился по-настоящему. Главные три группы того периода — Middlemist Red, From Palermo, Ivan & The Parazol. Они всё так же отчасти копировали западные течения, но делали это со вкусом. Смешивали стили, привносили свою индивидуальность.

Успех этих трёх групп катализировал появление новых имен. Они вдохновлялись чужим успехом и уже не рассматривали музыку просто как хобби. Начали появляться новые площадки для выступлений, фестивалей, интернет стал более действенным. Для продвижения событий нет ничего эффективнее, чем Facebook.  

О языковых квотах на радио

Квота для музыки на венгерском языке на радио выросла и сейчас составляет 35%. Но языковой вопрос не стоит особенно остро. На наших радиостанциях можно услышать песни на английском и венгерском языках.

Государство vs. независимая музыка

Сейчас у нас правое, я бы даже сказал ультраправое правительство. Они очень хотят остаться при власти и готовы сделать для этого многое. Мне кажется, что власть очень боится независимого искусства. Совсем недавно в центре Будапешта закрыли клуб Aurora. Это была прогрессивная площадка для многих талантливых музыкантов и деятелей искусства, её либеральные владельцы всегда были в оппозиции к этой власти, организовывали антиправительственные шоу-демонстрации. В Aurora базировались офисы многих неправительственных организаций, таких как Budapest Pride (защита прав ЛГБТ – ред.), цыганские правозащитные организации и тому подобное.

Во время открытой лекции об индустриальном использовании марихуаны в текстильной, медицинской и прочих отраслях в клубе произошла облава. Силовики в масках провели обыск и нашли у одного из посетителей около двух грамм. В нашей стране запрещено хранение, но попадись вам на улице либеральный полицейский, два грамма травки вряд ли стали бы поводом для ареста, вас бы просто попросили её выбросить или что-то в этом роде. Но этот случай в Aurora стал поводом для настоящей травли. Правительственные медиа изображали клуб как настоящий притон для наркоманов, поклонников либеральных ценностей, цыган, евреев — я же упоминал, что у нас правые у руля? И через время это место закрыли. Причём новость об этом появилась во многих изданиях за несколько часов до того, как об этом сообщили владельцам. Что ещё раз подчеркивает, насколько наши медиа срослись с этой властью.

Наши музыканты не готовы открыто протестовать. Все оппозиционные разговоры проходят только в кулуарах. Политическая ситуация, конечно, влияет на творческий посыл многих музыкантов, но чаще всего протест остаётся завуалированным.

Мне кажется, власть очень боится независимого искусства

Андраш Курус

Организатор художественной программы фестиваля Kolorado
директор по коммуникациям фестиваля UbikElektik

Фестивали Венгрии

Конечно, Sziget — самый популярный фестиваль Венгрии. Его организаторы занимаются практически всеми крупными фестами в стране: Volt, Balaton Sound, Strand, B My Lake. Это шумные события с кучей спонсоров, там можно услышать популярных западных исполнителей. В то же время существует множество небольших локальных фестов, зачастую тематических. Например, в этом году темой Bánkitó Fesztivál была коррупция, проводились открытые лекции и дискуссии.

Мне кажется, сейчас всё больше венгров предпочитают маленькие фестивали. Там формируется свой стиль потребления искусства и отдыха. На том же Bánkitó ты не увидишь под сценой людей с телефонами — посетители действительно массово приняли негласное правило не использовать их, пока слушаешь музыку. На больших фестивалях происходит обратное, многие приходят не за эмоциями, а за отметками в Instagram и постами в Facebook, да и сами фесты утопают в рекламе. На Volt Festival в этом году одна из основных сцен называлась «Samsung Galaxy S7 Edge». Нет, ребята, вы это серьёзно?

Bánkitó Fesztivál

Крупные фестивали окупаются. Спонсоры, реклама, уйма туристов, завышенные цены — всё это приносит неплохие деньги организаторам. А вот маленькие, локальные фесты до сих пор убыточны. Их директоры, прежде всего, руководствуются желанием развивать местную сцену и индустрию, делать действительно стоящие события, которыми можно гордиться.

Государство так или иначе поддерживает фестивальное движение. Любое массовое музыкальное мероприятие может подать заявку на получение частичного финансирования. Небольшие фестивали вроде нашего могут получить существенную помощь крайне редко, обычно власти помогают крупным событиям вроде Sziget, Volt, Balatonsound, так как они привлекают туристов и приносят гораздо больше денег в бюджет страны.

На фестивале Bánkitó ты не увидишь под сценой людей с телефонами — посетители массово приняли негласное правило не использовать их, пока слушаешь музыку

Арон Портелеки

барабанщик dorota, 12z, GNU

Локальная сцена

Все крупные группы и основные площадки находятся в Будапеште. В городе постоянно проходят музыкальные события, каждый день, даже по будням. В одном районе может одновременно греметь несколько похожих концертов, так что борьба за аудиторию идёт нешуточная. Немного не хватает клубов среднего размера вместительностью 500-800 зрителей, но молодые коллективы получают всё больше возможностей проявить себя за счёт небольших фестивалей.  

Думаю, во всём мире в 2010-х случился всплеск независимых локальных сцен. Так же и в Венгрии. Возможности для промо в интернете позволили многим молодым найти свою небольшую аудиторию. Не все выросли в добротных музыкантов, но всё же.

У нас все хотят экспортировать свою музыку на Запад, а особенно — подписать контракт с западным лейблом, ведь местные не могут дать музыкантам то, что им нужно. Многие группы мечтают выехать за границу с концертами, ведь Венгрия не так велика для полноценных туров. При этом венгерские музыканты редко добавляют в свой тур-лист Украину, это правда. К сожалению, получается невыгодно. К тому же, до сих пор бытуют стереотипы об опасности.

Конечно, политика косвенно влияет на музыкантов в Венгрии. По сомнительным причинам закрываются концертные площадки, независимая сцена заметно политизируется. Посмотрим, как события будут развиваться в будущем. Мне кажется, для многих музыкантов главное — чтобы им не мешали делать то, что они делают.

Думаю, во всём мире в 2010-х случился всплеск независимых локальных сцен

  Подписывайтесь на наш канал в Telegram.
Новые альбомы: Foo Fighters, The National, Nothing But Thieves, Tori Amos, Fink