Он продюсировал треки для артистов от Донны Саммер и Луи Веги до Daft Punk и Jay-Z. Жизнь Лил Луиса — как его самый известный трек — состоит из ритма совпадений, больших ям и творческих подъёмов. Рассказываем удивительную историю пионера чикагского хауса — одного из хедлайнеров
электронного фестиваля Strichka в киевском арт-центре Closer.
Глава I: Мама
В 70-е Мэри Луис Бёрнс занималась вечеринками, куда часто проникали «социально-опасные элементы» общества. Однажды во время сета у диджея случился эпилептический припадок. На танцполе осталось около двухсот разгневанных гангстеров, угрожавших стрельбой. В суете Мэри крикнула 12-летнему сыну: «Марвин, поставь что-нибудь». «Что!? Я не знаю, что делать», — ответил юноша, но отправился за пульт. Так дебют сформировал у Луиса смелый подход к творчеству.
В то время перед артистом стояли трудные задачи — тогда диджей не был знаменитостью, а расценивался как музыкальный автомат. Лил всегда считал себя личностью, а не машиной, и ставил то, что нравилось ему самому. В первые пять лет диджей нередко ловил брошенные в него бутылки и вылетал почти из каждого клуба. Но упорство дало плоды.
Фрэнки Наклз, Рон Харди и Лил Луис стали тройкой едва ли не самых востребованных диджеев в Чикаго. Они отлично знали друг друга, хотя Лил тогда был просто странным мальчиком, даже слегка аутичным. С тех пор ничего не изменилось. «Когда вы заняты созданием чего-либо, у вас нет времени на общение. У меня всегда были друзья, но я не мог посвящать им много времени. Моя мать была моим лучшим другом», — говорит он.
Глава II: Французский поцелуй
В первые пять лет диджей нередко ловил брошенные в него бутылки и вылетал почти из каждого клуба, но упорство дало плоды
В 80-х диджеев стало гораздо больше. Чтобы выделяться, теперь диджею нужно было собственное звучание. Тогда Лил Луис написал трек «French Kiss» и решил потестировать его до официального выпуска. Представьте ледяную ночь с температурой –30° С и переполненный клуб. Лил Луис включил трек — и резонанс оказался сумасшедшим, особенно когда ритм начал замедляться. «Люди кричали так громко, я буквально не мог услышать песню. Очевидно, что это особенный момент трека. Было невероятно».
Уши моментально реагируют на псевдоромантический подбор звуков в стиле современных EDM-гимнов. Достаточно легко сопоставить грубую сексуальность со статусом одного из самых драматически-экстремальных треков той эпохи. «French Kiss» поражает ценителей хауса своими притехноваными перепадами частот и подобием роботизированного транса. Закономерно, что «французский поцелуй» покорил сотни тысяч клабберов по всему миру.
Глава III: Чикагский хаус
«В написании композиции я могу дать только звук и не способен показать вам цвета. Как режиссёр, я стремлюсь продемонстрировать фактический цвет и физический состав музыкального мира». Да, вам не показалось — как режиссёр. Несколько лет назад Лил Луис снял картину о хаусе.
«The House That Chicago Built» — это 25-летняя история борьбы за музыку. Лил Луис отслеживает истоки коммерческого хауса и EDM вплоть до канав и складов Чикаго. Для этого он пообщался со 180 артистами, среди которых отцы Фрэнки Наклз, Бу Уильямс, Маршалл Джефферсон, стадионные Авичи и Дэвид Гетта, культовые Тео Перриш, Боддика и Kode9.
Лил восхищается каждым диджеем, который знает, как двигаться, играть со страстью и любовью, вне зависимости от стиля. По его словам, осталось ещё много невоспетых героев. Луис вспоминает своего отца — Бобби Симс был гитаристом лейбла Chess Records и сделал большой вклад в развитие блюза, так и не став знаменитостью. Имея подобный пример, сын стремился донести до людей истинну через «The House That Chicago Built». Презентация картины была намечена на 2012 год, но состоялась только в 2014-м. Из-за огромного количество отснятого материала, Луис спал по 3-4 часа в сутки, чтобы закончить полноценный монтаж, не упустив ни единой детали.
Работа над фильмом совпала с переездом в Нью-Йорк: «Это было похоже на охоту. Я хотел увидеть мир, изучить другие культуры, что в итоге помогло мне стать лучшим артистом». С начала формирования музыкальных предпочтений во внутреннем мире Луиса блюз перешел в диско, диско в хаус, хаус в техно и так далее, но для него все эти жанры — многоликий диапазон хауса.
Глава IV: Катастрофа
В январе 2015 года, незадолго до презентации нового альбома, на саундчеке в Манчестере сотрудник клуба решил продемонстрировать способности аппаратуры… прямо Лилу в ухо. Музыканта поразила внезапная боль, его незамедлительно доставили в больницу, но к всеобщему сожалению, восстановить слуховые функции не удалось. Концерты пришлось отложить на неопределённый срок.
Спустя пару лет кто-то другой уже опустил бы наушники, покинул пульт, но Лил продолжает играть: «Я не на 100% в порядке, зато я на 100% мотивирован. Стараюсь вдвое больше и не намерен останавливаться».
Впечатляющий настрой, особенно в свете предстоящих событий. 20 мая в киевском Closer в четвёртый раз состоится фестиваль современной электронной музыки Strichka, где выступит и Лил Луис. А за день до этого слушателей ждёт приятный сюрприз: Лил организует презентацию того самого альбома в секретном месте, которое объявит позже. Знаковое событие в контексте электронной музыки мира.