О, по многим причинам. Идея ансамбля пришла ко мне, когда я впервые выступал в Киеве. Я был изумлён тем, как украинская публика умеет слушать. Конечно, любая публика в мире ведёт себя тихо, пока ты играешь, но она тихая по-разному. Иногда зрители затихают из вежливости, но не особо вникают. А здесь у меня много раз было ощущение, что людям нужно это важное послание, которое несёт в себе искусство. Они жаждут его. У артиста появляется особое чувство ответственности. Вот почему я так хочу быть здесь.
Луиджи, вы как-то сказали, что руководить таким коллективом в Украине — это лучший подарок в вашей жизни. Почему это так важно?
Вы почувствовали что-то особенное в украинской публике, а как насчёт наших музыкантов — есть что-то, что их отличает?
Определённо. Скажем так, в Западной Европе много специализированных ансамблей. Специализация — ключевое слово. Ансамбли для современной музыки, для древней музыки. И это хорошо. В Западной Европе все знают правила, но понимание того, как играть эту музыку, не значит понимание того, зачем её играть. Это разные вещи. У нас все знают правила, но упускают причины. Поэтому исполнение, за редкими исключениями, получается хоть и правильным, но немного скучным.
А здесь нет специализированных коллективов, но есть искреннее удовольствие, мотивация, я бы сказал, потребность играть эту музыку. Есть искренность, важная не только для исполнения в целом, но чисто технически. Если мне нужно извлечь сложные мультифонические звуки на кларнете, конечно, мне нужно знать, как это сделать, но первый вопрос — зачем мне вообще это делать. В Украине это понимание есть.
Расскажите о композиторах, которых вы выбрали для первого концерта ансамбля.
Это Такемицу («Горизонт леса»), Гризе («Частицы»), Хосокава («Рисунок») и Мессиан («Экзотические птицы»). Такемицу — один из моих любимых композиторов, но это не единственная причина, по которой мы начинаем с него первый концерт. Это очень космополитичный автор. В его музыке одновременно есть и что-то японское, ритуальное, вы слышите там Дальний Восток, флёр истории, но, в то же время, он — очень западный композитор. Его вдохновляют Дебюсси, Мессиан, Скрябин. Причём это не коллаж, не фьюжн. Зачастую такое объединение культур заканчивается китчем, но Такемицу — это нечто прекрасное. Он создаёт музыку, которая вбирает черты многих культур и превращается в новый мир. Мир, возможный благодаря бесконечной любви, которую Такемицу испытывает к каждому человеческому существу и природе. По-моему, это наилучшее послание, которое мы можем предложить публике для начала.
Гризе — важный французский композитор. Мне нравится как он раскрывает природу. Произведение построено на гармонических звуках. Гризе звучит как ни одна другая музыка, очень лично, и основа исходит не от интеллекта, а от природы. Так что даже если это что-то новое, у вас возникает ощущение: да, я откуда-то это уже знаю. Мне очень нравится этот парадокс чего-то нового, что, каким-то образом, мы знаем.
Такемицу испытывает бесконечную любовь к каждому человеческому существу и природе. По-моему, это наилучшее послание, которое мы можем предложить публике для начала
Хосокава — конечно, последователь Такемицу. Он развивает идеи времени и пространства, которые тот начал. И напоследок — отец всех упомянутых — Мессиан. Он — как Сезан в изобразительном искусстве. Один из величайших персонажей современной музыки. Это радостное произведение, преисполненное любви к природе, но совершенно иной по сравнению с Такемицу и Гризе. Интерпретация, которую мы попробуем воплотить — вообще барокко. Это весёлое и великолепное окончание концерта.
Успели ли вы познакомиться с творчеством украинских композиторов?
Конечно. Как только появилась идея ансамбля, я стал слушать украинскую музыку и мне понравилось. Должен сказать, тут тоже есть интересное отличие. В Западной Европе хватает опытных композиторов, технически они невероятны, иногда ты слышишь что-то такое «вааау!» — но всё равно это будто поп-музыка, пусть и очень хорошо написанная. А в Украине пока нет таких крутых технических навыков композиторского мастерства, но творчество идёт от сердца.
И ещё кое-что. Конечно, я хочу, чтобы этот ансамбль был послом украинской музыки. Вот почему уже на втором концерте у нас будет четыре новых произведения четверых молодых украинских композиторов.
Так что с одной стороны я хочу представить мировые шедевры 20-го и 21-го века, и в то же время хочу, чтобы наш ансамбль был открыт для молодого поколения украинских композиторов и, конечно, украинских грандов.
Ансамбль как посол украинской культуры — значит, есть амбиции выступать и за рубежом?
Да, да, да. Я хочу затеять много разных сотрудничеств. По крайней мере, мы попробуем. В первый год мы работаем над музыкой, над отношениями между мной и музыкантами, ищем свой фирменный стиль — поэтому остаёмся в Киеве. Но уже сейчас мы начали сотрудничество с итальянским CD-лейблом Stradivarius, постараемся каждый год выпускать два-три монографических диска. Сегодня записали первое произведение для первого CD.
В следующем году мы хотим поехать за границу. Уже договариваемся с Германией, Бельгией, Италией. Ещё было бы интересно посотрудничать с другими ансамблями, из Западной Европы. Поехать к ним, поиграть вместе, потом они приехали бы сюда, сыграть концерт вместе здесь. И, конечно, будет международная работа с композиторами. Уже сейчас есть два итальянца и один бельгиец, которые напишут для нас произведения в следующем году. Так что начало неплохое.
Фото: Олег Ницко
Второй концерт ансамбля состоится в конце декабря 2015 года.
Следите за анонсами на Facebook-страницах Comma и «Ухо».