Ярослав MAiAK: «Пусть руководство М1 попробует час посмотреть свой канал и не проблеваться»

,

02 July 2015

0

0

Лидер экспрессивной киевской группы MAiAK Ярослав Татарченко рассказал Comma о магии нот и главных проблемах украинской музыки. Жёстко и честно.
7 июля MAiAK выступят в Sentrum вместе с Young Fathers, авторами «Лучшего британского альбома 2014 года» по версии Mercury Prize. (Билеты)

Весной мы выпустили EP «Fast Forward». Не планировали записать эпохальное полотно и лучший альбом — для этого ещё будет время, в этом году, осенью. Просто накопился материал. Писались сами на небольшой домашней студии, и как для этой планки — ЕР свершился.

Чтобы снять клип «Fast Forward», у нас было всего два дня. Главная героиня Катя Салата работает моделью, у неё постоянно контракты за границей. Мы долго ждали, пока у неё появятся эти два дня. На съёмках был холод, собаки, горящее поле, которое на всех чуть не сожгло, и проезжающий поезд — огромное спасибо нашему механику камеры, который с техникой за сто тысяч долларов забегал в уезжающую электричку, пытался её задержать.

Можно просто брать ноту, от неё вторую ноту,
а потом происходит
какая-то магия

Я взял в руки гитару, будучи подростком. Друг показал пару аккордов, я научился играть пару песен Nirvana. А потом открыл для себя, что можно не идти по протоптанным тропинкам. Можно просто брать ноту, от неё вторую ноту, а потом происходит какая-то магия — и третья, четвёртая, десятая нота появляются из тебя сами. Так моя музыкальная жизнь и продолжается. Я просто исследую возможности музыкальных инструментов и себя. Это как наркотик, я не представляю жизнь без этого.

Много внимания мы стараемся уделять свету. Наш гитарист Костя Пуга разработал систему вместе с очень талантливым художником по свету Колей Кузьменко. У нас есть проект в Ableton, с которым синхронизированы все песни. В нём заранее моделируются основные акценты по свету, прописывается основное шоу. Потом проект отдаётся звукорежиссёру, и он добавляет эффекты. Коля продумал всю визуальную картинку сцены, включая видео. Важно, чтобы видеоряд не конфликтовал со светом. Мы пробно обкатали этот перформанс в Atlas на презентации лейбла SnowPuma, а с осени будем делать туры и выступать с полноценным шоу.

Как звукорежиссёр я работаю с Alloise, DVOE, Tape Flakes, Sophie Villy, Kadnay. В основном, с артистами, которые мне нравятся. Ограждаю себя от какой-нибудь Ирины Билык и Таисии Повалий. Мне приносит удовольствие работа с классными исполнителями. Это же круто — слушать музыку, которую ты сам для себя настроил. Тем более, когда люди слушают и радуются.

Дима Каднай, кстати, не так прост, как кажется. У него 70% материала — офигенно сыгранный инди-рок. В стиле Foals, например. Дима умеет вести себя на сцене, он классный гитарист, музыканты у него классные.

Меня удручает, что в музыке у нас пока решает менеджмент, а не контент. Появляется классная команда — её сразу должны подхватывать медиа, объяснять людям. А у нас появляется какая-то бездарность с украинскими текстами, но у неё классный менеджмент, и вот она собирает людей. При этом адекватные выдерживают две песни и уходят.

В прошлом году я увидел два знаковых для меня концерта. Один — это группа BRNS на Loftas Fest в Вильнюсе. У меня уже ощущение, что я работаю их pr-менеджером в Украине — хожу и всем беспрестанно рассказываю, какие это крутые чуваки. Некоторые люди перенимают аранжировочные ходы, приезжают и рассказывают: «Я увидел у фирмачей такую примочку, такую гитару, класс!» А я принял от BRNS сигналы их абсолютного внутреннего спокойствия, высоко уровня владения своей музыкой. А второй знаковый концерт — Джеймс Блейк на Pitchfork Festival в Париже.

Наши музыканты часто обсуждают, как бы пробиться на Запад. Давайте будем честны с собой: для Запада почти все мы делаем полное говно.

Мне рассказывали, что на каналах М1 и М2 у клипа, где в кадре не поют, крайне мало шансов попасть в эфир. Это смешно, ведь в мире в сотнях клипов нет играющих и поющих музыкантов. И вообще я бы посоветовал руководству М1 попробовать хотя бы час посмотреть свой канал и не проблеваться.

Киевская публика бывает, мягко говоря, умеренно реагирующей. Не хочу льстить киевской публике — она бывает холодной.

Когда некуда девать эмоции во время выступления, начинаю лазить по всяким конструкциям. Это весело.

Я очень рад, что нас пригласили выступить с Young Fathers в Sentrum. Об этой группе я узнал, когда увидел афиши по городу. Сразу же посмотрел клип «Shame». Считаю, что это абсолютный хит, и клип очень крутой. Продуктивные ребята, два EP и два альбома. Я замечаю по миру тенденции к музыке экспериментов, нестандартных звуковых форм, эклектики, смешения. Это касается и Young Fathers. Они позиционируют себя как «психоделический хип-хоп бойз-бэнд». Хип-хопа там, как мне показалось, мало. Зато сколько психоделии, странных звуков, аранжировок, вокальных линий! Мне интересно посмотреть, как ребята делают это всё вживую.

Летние фестивали: инструкция по выживанию